...В такой же традиции создает Рерих картину "Прогулка Гуань-инь" (1925-1926). В отличие от канонических изображений божества Рерих создает образ земной женщины без нимба, по-видимому, не в ранге боттисатвы, а в облике княжны Мяо Шань, с которой народные сказания сближали великую печальницу и спасительницу. В ее абрисе на полотне Рериха можно усмотреть близость к рисунку женской фигуры из Чанша (IV-III вв. до н.э.) - древнейшего памятника станкового изобразительного искусства. Упрощенная же манера изображения дальнего плана напоминает дуньхуанские фрески VII-VIII веков. В то же время произведение Рериха глубоко наследует самую суть китайского искусства, выраженную в шести законах Се Хе. Первый и главнейший из них - "циюнь шэн-дун" - переводится как "одухотворенный ритм живого движения." Циюнь - одухотворенный ритм - наполняет душу художника, если он озаренный свыше, постигает гармонию мироздания - вечную изменчивую суть явлений. Шэн-дун реальное движение, видимое глазом. Истинное мастерство художника, согласно первому закону Се Хе, в том и состоит, чтобы в зримых формах бытия, в композиционном построении, в динамике линий, в цветовой гамме, всеми доступными средствами отразить этот одухотворенный ритм. Всегдашним эталоном высшей художественности у китайцев был гениальный живописец Гу Кай-чжи (IV век н.э.). Произведения его не сохранились; он известен лишь в копиях в самом Китае и на западе (Вашингтон, галерея Фрир, Лондон, Британский музей). Его пленительные женские образы в развевающихся одеждах, которые словно колышат мировой эфир, поражают совершенством линий, гармоничной мерой декоративности и одухотворенности. Уже стало привычным видеть за стилизованными извивами линий некую китайскую характерность, однако внешняя атрибутика так и останется поверхностным сходством, если рисунок не наполнится трепетом жизни. Именно следование высокому искусству подразумевается в шестом законе Се Хе, подражание и копирование старинной живописи. Вообще, последние пять законов, как считает Се Хе, можно постичь и только циюнь шэн-дун присущ художнику от рождения. При всей временной отдаленности, при всей западной основе рериховского полотна, все же в его Гуаньинь ярко проступает обаяние женских образов Гу Кай-чжи. Здесь та же изысканная и утонченная грация, движение складок одежды, летящих птиц, убегающих линий гор на горизонте - все как бы пронизано небесным дыханием, все создает тот одухотворенный ритм, который более всего ценился в искусстве Китая.