|
|
|
|
|
29.V.42
...Странно Ваше сведение о картине “Дела человеческие”. Мы знали, что эта картина была у Трубецкой, была привезена ею в Америку и куплена Сторком. Варианта этой картины не было, и тем более странно вторичное появление ее! Не подделка ли? До нас доходили слухи о подделках, и даже назывались имена подделывателей. Разузнайте, в чем дело?
24.VII.42
...Не понимаю, в чем дело с картиною “Дела человеческие”? Наверное, Сторк подтвердит Вам, что эта картина у него от Трубецкой, – запросите его. Спрашивается, откуда же такая же вторая картина? Не подделка ли? Мы видели подделки с подписью “Рерих” через “ять”. Видели и картину Рущица с моей грубо подделанной подписью. Всякое бывало!
12.X.42
...Удивительно сведение от Сторка, что у него будто не было моих картин, кроме маленького этюда.
...Кроме того, по сведениям от Вас, Трубецкая привезла и предлагала “Дела человеческие”, и Сторк купил у нее эту картину. Так, по крайней мере, мы до сих пор знали.
6.XII.43
...Также странно происшествие со Сторком. Я отлично помню, Кошиц мне рассказывала, как она продала Сторку “[Весть] Тирона” за 1600 дол[ларов]. Также помню, что и “Дела человеческие” Трубецкая продала туда же. А теперь все выходит шиворот-навыворот. |
|
Мотив битвы, обреченности и гибели с этих пор звучит в творении мастера — и в «Коронах» 1914 года (картине удивительной по прозрачной гамме густых бирюзово-лиловых тонов), где клянутся на мечах три короля, и в «Граде обреченном», «Зареве» и «Делах человеческих», отданных одной и той же теме «Града», сначала окруженного великим змием, затем пронизанного кровавым клубящимся заревом и, наконец, лежащего во прахе — рушится град, «чтобы новая радость возникла»... |
|
...Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну.
...«Дела человеческие» — апокалиптические старцы на высокой горе с пророческой скорбью взирают на город, лежащий в руинах у их ног, — трагическое последствие человеческого безумия.
|
|
И наконец, "Дела человеческие"... На краю голого утеса группа людей в старинных одеждах. Они чем-то потрясены и что-то горячо обсуждают. Взметнув вверх руки, взывает к небу убеленный сединой старец, а другой сокрушенно рассматривает развалины низлежащего города.
Свои "пророческие" сны Рерих облек в чрезвычайно экспрессивные формы. В картины введено много излюбленного русскими символистами красного цвета. Он вызывает ощущение тревоги. Художник мастерски использует широкоизвестные библейские образы змия, ангела, всепожирающего огня, по примеру народного эпоса переплетает стихийные силы природы с "делами человеческими", стилизует произведения под древнерусскую икону или лубок. Экспонированные в 1915 году на выставке "Мира искусства" эти картины произвели сенсацию. Они символизировали трагизм эпохи, роковую беззащитность стран, вовлеченных в преступную бойню. |
|
Рерих в начале Первой мировой войны написал пророческую картину «Дела человеческие» (1914). В первоначальном карандашном эскизе она называлась «Dies Irae. Смертный день». Художник изображает, как рушится мировой город, как падают, опрокидываясь друг на друга, так похожие на леонардовские кубики домов. Людей среди них не видно: слишком велик масштаб бедствия. Всё проваливается куда-то в бездну, остаются лишь клубы дыма. В некотором отдалении на условной площадке за катастрофой наблюдает группа старцев в светлых одеждах. На космически чёрном небе особенно чётко вырисовываются их руки, словно бы напоминающие о предостережениях пророков и взывающие к милосердию Всевышнего. |
|
Важной в символическом и психологическом плане является картина «Дела человеческие». Груда поверженных строений — это не только аллегорическое выражение гибели от немецких снарядов Реймсского собора или Лувенской библиотеки, это символ разрушенных храмов в душах человеческих. Одичание — это развал в мыслях, это отсутствие духовной сложности и слаженности. Строим и разрушаем мыслью — не раз повторяли Рерихи и их Учителя. Недаром и про отношения между людьми всегда говорится: «строить», «складываются». Зримое подтверждение этого механизма не единожды возникает в картинах Николая Рериха.
Источник: http://voshod.sibro.ru/ |