Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=288&size=7
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Монголия. (Серия картин, посвященных Монгольской тематике) Картины из Тибетской и Гималайской серии - вершина творческого наследия Н.К.Рериха. Написаны они во время и под впечатлением транс-гималайской экспедиции (1923-1928гг.). Путь экспедиции проходил через Индию, Китай, Монголию, Алтай, Тибет и часто через места, где не ступала нога человека. Рерихи прошли путями, которые оказались непреодолимыми для путешественников. Многие другие терпели неудачу. Несколько раз Рериховская экспедиция была в плену, замерзала на высотах Тибета в летних палатках, спасалась от пуль племен, от английской и русской разведок. Кроме того, что был собран уникальный научный материал, путешественниками было вывезено более 500 картин, находящихся в музее Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Часть картин посвящена Монголии. Художник восхищался монгольской пустыней, богатствами, которые пока сокрыты в её недрах, людьми, которые как и все народы Азии, знают о скором наступлении Новой Эпохи Шамбалы. Рерих сравнивает Монголию с неотпитой чашей. До каких-то больших планов, до времени ее возможности сокрыты. Они проявятся, если приложить добрые усилия, выходящие за рамки механической цивилизации. Лишь доброе мышление, добрый глаз и добрые действия могут принести пользу. На своих монгольских полотнах Рерих показывает необъятные просторы степей и пустынь, которые при желании и устремлении можно возродить к жизни: "Монголы имеют врожденное художественное чувство, которое видно в их ремёслах - всё это можно возродить. Сколько в Монголии полезных ископаемых! Великие соляные озёра, лучшие сорта каменного угля, золото, железо, нефть. Очень богатая земля, которой еще не коснулись разрушительные свойства человеческой руки... Уж так широка пустыня монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчетны горы, холмы, хребты, буераки и окладки, где захоронена слава! Словно бы вымерла пустыня, но скачут всадники в ярких кафтанах или в желтых курмах и красноверхих шапках. Серебром выложены сёдла. Не служили ли они при Чингис хане? Только где же саадаки, колчаны, где стрелы? Когда-то условия быта и сердечное влечение увлекали монголов в далёкие поиски. Человеку часто кажется, что где-то вдали есть что-то лучшее - славны бубуны за горами. Если вы припомните законы монгольских ханов, если вспомните героический эпос этого народа, то во всём отразится натура твердая, мужественная, нередко аскетическая, переживающая терпеливо случайности времени. Древние монгольские книги хранят заветы о Ботхисатвах, со всеми указаниям на помощь ближнему, сострадание и самоотвержение. Сам Ригден-Джапо на коне в светлых доспехах мчится. Монголы не забывают и о Священном Камне, который несёт на своей спине Цаган Мори. На старинной монгольской монете и солнце, и луна, и семизначное созвездие Большой Медведицы или Семи Старцев. Широкая мечта о поднебесьи. Мечта о чудесах и красотах Чингизова Великого Синего неба... Монголы купали коней своих в Адриатике, широко охватно проникновение Востока на Запад, под знаком Крестовых походов и по следам великих путников. В блеске татарских мечей Русь слушала сказку Востока, которую когда-то сказывали и хитрые арабские гости по пути из Варяг в Греки. Дары Востока безграничны. В 1202 г. Леонардо да Пиза издаёт математический трактат с арабскими цифрами, но сами арабы называют их индийскими. Алгебра, алидад, зенит, надир, Алтаир, Альдебаран - всё от арабов, всё от Востока. Алкоголь, элексир, амальгама, сироп, камфора, сахарный тростник, шафран, бура, рис, целый ряд фруктовых деревьев и овощей - всё из Азии, с Востока. Арабские кони, карашары, ветряные мельницы, ослы, мулы, гепарды, хлопок, шелк, тафта, шифон, ковры, восточные составы красок. Дамасские клинки, адмирал, буссоль, арсенал, корвет, шаланда - всё от Востока. В русском обиходе множество глубоко угнездившихся монгольских слов, уже обычных для нас. Бесчисленные благовония, духи, помады, косметика притекали с Востока. Названия мебели и обихода - оттуда же... Часто восточные народы изображались нетерпимыми, жестокими, безнравственными, предательскими. В то же время мы имеем несомненные доказательства их терпимости, благотворительности, человечности. Мы восхищаемся храбростью и мужеством восточных воителей. По их школам, по их цивилизации, по искусству и наукам можно видеть, насколько они превосходили гордый Запад. Соприкасание с народами Востока явилось одним из важнейших импульсов средневековья. Оно вызвало во всех областях неожиданное пробуждение. То был первый расцвет, первый ренессанс... Каждый монгол и хороший наездник и прекрасный стрелок. Они очень любят свою страну, приучены в распознавании расстояний, приучены к чистому воздуху и к высотам, очень умны, выносливы, необыкновенно приспособлены физически... И религии, и философии по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии. Будем признательны во всех великих дарах Востока." (Н.К.Рерих. Дары Востока) Урикова Н.В. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Особенно интересны были каменные бабы, совершенно того же характера, как каменные бабы южнорусских степей. В одном случае от каменной бабы в восточном направлении шла длинная аллея продолговатых камней, на расстоянии около километра. Мы заметили, что изваяние до сих пор мажется жиром, и услышали легенду, что это могущественный разбойник, после смерти обратившийся в покровителя области. Наш тибетец Кончок, данный нам тибетским представителем в Урге для сопровождения, обратился к покровителю области с длинным молением, требуя для нас счастливого пути. В заключение он бросил горсть зерен изваянию. Н.К.Рерих. Сердце Азии. Сердце Азии
И в монгольских пустынях вас всегда остановит это безымянное творчество, так трудно понятное теперь. Сколько рассуждений вызывали так называемые «каменные бабы». Еще не так давно им пытались приписывать чуть ли не портретно монументальное напоминание о погребенных. Основа к тому заключалась в исторических деталях костюма.. Конечно, заставляла подумать о происхождении своем чаша, часто находившаяся в левой руке изваяния. Иногда чаша процветалась огнем. Такое изображение имелось на моей картине «Стражу пустыни». Во всяком случае, пламенеющая чаша уже не вязалась с представлением о погребальной потребности. В этой подробности уже заключалось напоминание о каком-то культе. Тем более обращала на себя внимание чаша, что повторялась она в изваяниях многократно и всегда, как-то ритуально установлено. Н.К. Рерих. Нерушимое. Безымянное |