Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Сходятся старцы
1898

Н.К.Рерих. Сходятся старцы. 1898

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2907&size=3

     
Атрибуты картины

Название Сходятся старцы
Год 1898
Серия Начало Руси. Славяне (и варяги) (задуманная автором, но не воплощенная серия)
Где находится Частная коллекция. Россия. Москва
Материалы, размеры Бумага, карандаш, тушь. 10.8 х 22.1 (в свету)
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Под слоем краски первоначальный вариант картины был переписан (т.е. покрыт) новым, поверх старого. см Изображение.

Загружено 2 изображения. Все работы "Сходятся старцы"

Анна Марианис. Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества. Москва : Издательство «Э», 2015.

В 1898 году Рерих завершил новую картину, также запланированную в рамках его славянского цикла, — «Сходятся старцы». Это полотно большинство критиков отнесли к «новой живописи», в отличие от «Гонца», бывшего образцом классической русской живописи. Как отмечала искусствовед Е.И. Полякова, «Новая живопись, вовсе не порывая с реальностью, отходит от иллюзорно-бытового ее изображения. Для новой живописи важно не столько воссоздание действительности, сколько отношение к ней художника, который волен выбирать средства и приемы, непривычные для ревнителей традиционного искусства. Центр новой живописи — не изображение факта, но сама душа автора, его отношение к изображаемому, его внутренний мир»1. И далее Е. Полякова приводит цитату из статьи художника и критика 90-х годов М. Далькевича, посвященной этой картине, в которой также говорится об отличии новой живописи от старой, академической: «факты, люди, их отношения являются не целью, а только средством для выражения духовного мира художника. Такие картины прямо и непосредственно действуют на душу зрителя и впечатление, производимое ими, отличается силой и цельностью...

Характерной в этом отношении является самая значительная картина на выставке — «Сходятся старцы» г-на Рериха. Это не жанр, не историческая картина и тем более не пейзаж, хотя и по внешности и по настроению она заключает в себе элементы всех этих родов живописи: это просто высокохудожественное произведение, свидетельствующее о крупном таланте автора»2.

1 Полякова Е.И. Николай Рерих. М: Искусство, 1973. С. 49.

2 Там же. С. 50.

ИДОЛЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.К. РЕРИХА. Е.П. МАТОЧКИН, В.Л. МЕЛЬНИКОВ

Сходятся старцы. 1898. Масло, холст. В настоящее время в Музее Н. К. Рериха в Нью-Йорке. Для темы идолов в творчестве художника представляет интерес ее первоначальный вариант, до радикальных изменений, сделанных в 1904 г., перед отправкой на выставку в США, когда идол с картины исчез. Благодаря тому, что картина имела успех и не осталась без внимания критики, сохранилось несколько воспроизведений именно в том виде, в каком ее впервые увидела публика.

Фотографию картины впервые воспроизвел в 1901 г. И. И. Лазаревский, в статье посвященной Рериху [3]. На ней, как и на гравюре, выполненной на дереве известным гравером г-жой К. А. Зоммер [4], отчетливо видны вставные глаза идола. Также И. И. Лазаревский первый опубликовал фрагмент из сопроводительной былины Рериха к картине. Уже первые ее строки не оставляют сомнений в том, какой идол хотел изобразить художник:

"За дальним Перуновым озером

В заповедном от дедов урочище

Стоит над яром высокий дуб.

Любил Сварожич то дерево,

А славяне ильменские чтут его..."

Место, послужившее прототипом для картины, было художнику хорошо знакомо, более того — он произвел его специальное археологическое исследование, о чем сообщил 19 сентября 1897 г. на заседании Отделения Русской и Славянской археологии ИРАО. Указав целый ряд объектов в Петербургской губернии, связанных с преданиями и имеющих археологическое значение, Николай Константинович коснулся и этого места. Сохранился автограф этого выступления: "Недалеко от деревни Озертицы, близ которой были вскрыты курганы разной древности от X - [до] XIV века (по Шведским писцовым книгам Ижорской земли Озертицы значатся погостом), мне было указано место и остатки корней огромного дуба. Как говорят, прежде этот дуб пользовался уважением всего края; по исконному обычаю окружные деревни собирались к нему по праздникам. Здесь водились хороводы и даже вершились общие дела. Место, где стоял дуб — высокое, красивое, саженях в 120 от Грызовского озера, которое, судя по берегам, прежде было значительно ближе. (...) На целине шагах в 50 от корней были замечены два продолговатых возвышения, оказавшиеся остатками многолетних, гигантских костров (...). Как слышно, дуб был не менее 12 вершков; при сравнительной редкости этого дерева в нашем краю и крайне медленном росте его в этом предании можно видеть следы очень древнего обычая, исчезнувшего около 50 лет тому назад" [5]. Таким образом, вся основа будущей картины налицо — дуб, озеро, костер, сбор деревень для вершения общих дел, древний обычай. Естественно предположить наличие идола - всеми почитаемой святыни. Пять лет с момента создания картина и являла это предположение, и в таком виде оказала существенное влияние как на современное ей искусство (вспомним отлики В. М. Васнецова, А. И. Куинджи, С. П. Дягилева и А. Н. Бенуа), так и на науку, о чем свидетельствует общий рост интереса в обществе к древнейшей истории Руси на рубеже веков.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика