Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2907&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В 1898 году Рерих завершил новую картину, также запланированную в рамках его славянского цикла, — «Сходятся старцы». Это полотно большинство критиков отнесли к «новой живописи», в отличие от «Гонца», бывшего образцом классической русской живописи. Как отмечала искусствовед Е.И. Полякова, «Новая живопись, вовсе не порывая с реальностью, отходит от иллюзорно-бытового ее изображения. Для новой живописи важно не столько воссоздание действительности, сколько отношение к ней художника, который волен выбирать средства и приемы, непривычные для ревнителей традиционного искусства. Центр новой живописи — не изображение факта, но сама душа автора, его отношение к изображаемому, его внутренний мир»1. И далее Е. Полякова приводит цитату из статьи художника и критика 90-х годов М. Далькевича, посвященной этой картине, в которой также говорится об отличии новой живописи от старой, академической: «факты, люди, их отношения являются не целью, а только средством для выражения духовного мира художника. Такие картины прямо и непосредственно действуют на душу зрителя и впечатление, производимое ими, отличается силой и цельностью... Характерной в этом отношении является самая значительная картина на выставке — «Сходятся старцы» г-на Рериха. Это не жанр, не историческая картина и тем более не пейзаж, хотя и по внешности и по настроению она заключает в себе элементы всех этих родов живописи: это просто высокохудожественное произведение, свидетельствующее о крупном таланте автора»2.
1 Полякова Е.И. Николай Рерих. М: Искусство, 1973. С. 49. 2 Там же. С. 50. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Сходятся старцы. 1898. Масло, холст. В настоящее время в Музее Н. К. Рериха в Нью-Йорке. Для темы идолов в творчестве художника представляет интерес ее первоначальный вариант, до радикальных изменений, сделанных в 1904 г., перед отправкой на выставку в США, когда идол с картины исчез. Благодаря тому, что картина имела успех и не осталась без внимания критики, сохранилось несколько воспроизведений именно в том виде, в каком ее впервые увидела публика. Фотографию картины впервые воспроизвел в 1901 г. И. И. Лазаревский, в статье посвященной Рериху [3]. На ней, как и на гравюре, выполненной на дереве известным гравером г-жой К. А. Зоммер [4], отчетливо видны вставные глаза идола. Также И. И. Лазаревский первый опубликовал фрагмент из сопроводительной былины Рериха к картине. Уже первые ее строки не оставляют сомнений в том, какой идол хотел изобразить художник:
"За дальним Перуновым озером В заповедном от дедов урочище Стоит над яром высокий дуб. Любил Сварожич то дерево, А славяне ильменские чтут его..."
Место, послужившее прототипом для картины, было художнику хорошо знакомо, более того — он произвел его специальное археологическое исследование, о чем сообщил 19 сентября 1897 г. на заседании Отделения Русской и Славянской археологии ИРАО. Указав целый ряд объектов в Петербургской губернии, связанных с преданиями и имеющих археологическое значение, Николай Константинович коснулся и этого места. Сохранился автограф этого выступления: "Недалеко от деревни Озертицы, близ которой были вскрыты курганы разной древности от X - [до] XIV века (по Шведским писцовым книгам Ижорской земли Озертицы значатся погостом), мне было указано место и остатки корней огромного дуба. Как говорят, прежде этот дуб пользовался уважением всего края; по исконному обычаю окружные деревни собирались к нему по праздникам. Здесь водились хороводы и даже вершились общие дела. Место, где стоял дуб — высокое, красивое, саженях в 120 от Грызовского озера, которое, судя по берегам, прежде было значительно ближе. (...) На целине шагах в 50 от корней были замечены два продолговатых возвышения, оказавшиеся остатками многолетних, гигантских костров (...). Как слышно, дуб был не менее 12 вершков; при сравнительной редкости этого дерева в нашем краю и крайне медленном росте его в этом предании можно видеть следы очень древнего обычая, исчезнувшего около 50 лет тому назад" [5]. Таким образом, вся основа будущей картины налицо — дуб, озеро, костер, сбор деревень для вершения общих дел, древний обычай. Естественно предположить наличие идола - всеми почитаемой святыни. Пять лет с момента создания картина и являла это предположение, и в таком виде оказала существенное влияние как на современное ей искусство (вспомним отлики В. М. Васнецова, А. И. Куинджи, С. П. Дягилева и А. Н. Бенуа), так и на науку, о чем свидетельствует общий рост интереса в обществе к древнейшей истории Руси на рубеже веков. |