Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=302&size=9
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Дордже (тиб. «Молния») – титул Будды в его высшем аспекте, название верховного Будды 95. Эпитет «Просветленный» очень популярен в Тибете. Так, в исторической «Синей Летописи», охватывающей период до 1478 года, число религиозных деятелей Тибета с именем Дорже (Дордже) составляет более 130. Наиболее известным из них, несомненно, является кармапинский иерарх Ранчжун Дорже (1284-1339). Он был необычайно сведущ в богословии, написал немало трудов, основывал обители отшельников, строил монастыри. Согласно легендам, он пользовался благоволением божеств и успешно подавлял асуров 96. Махакала (санскр. «Великий черный») – устрашающее божество, аналогичное докшитам (тиб. «гневный палач»). Среди докшитов угрожающего вида особо чтимым является Джамсаран, имеющий эпитет «Красный хранитель». Он живет в кровавом море на медной горе. По происхождению Джамсаран – добуддийское божество, возможно, монгольское, занявшее в Тибете место бога войны 97. Это своеобразный восточный эквивалент античного бога Марса. Из житийной литературы известно, что у подвижников, стремящихся к просветлению, бывали видения гневного Еше-гёнпо Махакалы. На них нападали демоны, и например, у Цанпа Еше Дорже на теле не осталось живого места. Однако «он преуспел в подавлении всех этих несчастий, и понимание его стало подобно копью, пронзающему небо» 98. Рериховский Дордже, дерзнувший стать лицом к лицу с самим Махакалой, – это, надо полагать, собирательный образ просветленного подвижника. Бесстрашные отшельники и мудрецы, последователи Миларепы, противостоя темным силам, наверное, не раз вдохновлялись героическими строками своего любимого Учителя и поэта: Встретившись лицом к лицу с демонами, я не сгибался, Их превращений я не боялся!99 Возможно, воинственный Джамсаран стал для Рериха прообразом Махакалы. Художник рисует его в виде сфинкса или змеи с головой, пылающей красным огнем. Согласно легендам, змий согбенный воплощает зло. Свирепая личина с тремя выпученными глазами, свиным рылом, раскрытой пастью, с венцом из пяти черепов исполнена в традиционном духе и подобна изображению Махакалы из собрания Музея антропологии и этнографии Санкт-Петербурга. Устрашающим божествам по канону предписан синий цвет, ну а этот – с пламенной короной, пурпурный. И горы вокруг тоже стали красными и пурпурными, словно раскаленная адским огнем медь. Неподвижный силуэт Дордже уравновешивает напряженный динамизм полотна. Герой должен укротить гневное божество. В руках у него колокольчик и магический кинжал – ритуальные предметы-охранители. С их помощью он вплотную приблизился к испепеляющему своим жаром гиганту и усмиряет его агрессивную сущность. Картина во многом отражает еще добуддийские верования Тибета, в которых были сильны элементы шаманизма и языческих представлений. Однако полотно Рериха вызывает и ряд современных ассоциаций. Идея противостояния бедствиям войны была очень близка самому художнику. Рерих, подобно бесстрашному Дордже, стремился обуздать огонь разрушений и настойчиво предлагал подписать всем странам мира Пакт об охране культурных сокровищ человечества в случае вооруженного конфликта.
95.Блавадская Е.П. Теософский словарь. М: Сфера. 1994. С. 159. 96.Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя Летопись / Первод с тибетского Ю.Н. Рериха. СПб: Евразия. 2001. С. 269. 97.Неклюдов С.Ю. Чойджины // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М: Большая Российская энциклопедия. 1997. Т. 2. С. 632. 98.Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопи С. 354. 99.Цит по: КычановЕ.И., Савицкий Л.С. Люди и боги Страны снегов. М.: Наука, 1975. С. 292.
Дхармапала Махакала. Государственный музей антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого (Кунсткамера), Санкт-Петербург |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Дордже отважный (Дордже дерзнувший). В руках Дордже меч духа и колокольчик, который как бы соединяет его с небесным звоном. Он отважен, спокоен в своём бесстрашии, устремлен к Высшему Миру силой своего духа. "Как будто всё исчадие ада выползло из-под Земли. Всё вокруг горит красным цветом. Дордже Отважный дерзнул стать лицом к лицу с самим Махакалой. Разноцветная толпа ада попирается мощными ногами Белых Держателей. Красные и зеленые "хранители входов" многоруко, в страшном оскале зубов грозят нарушителям. Взрывно кудрявятся золотые языки стихийного пламени. Мерцают тусклоцветные ауры сияний..." (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи.) "Дордже, дерзнувший стать лицом к лицу с самим Махакалой, изображен на этой картине. Разноцветная толпа фигур ада попирается мощными ногами Белых Держателей. Красные и зелёные "хранители входов" многоруко, в страшном оскале зубов грозят нарушителям. Взрывно кудрявятся золотые языки стихийного пламени. Мерцают тускловатые ауры сияний..." "Бесстрашие, о котором так много говорят, должно быть не каким-то особенным, восхваляемым качеством. Бесстрашие будет самым естественным качеством нормального сердца. На показанных ликах ближе всего получается испытание бесстрашия. Герой не только не уклоняется от страшных ликов, он бодро и звонко трубит в рог, вызывая чудовищ на поединок. Герою неведом страх. Он радостен, когда может увидеть чудовища зла и поразить его. Страха видны лики, но поёт сердце. Искатель проходит мимо самых ужасных ликов, которые стараются воспрепятствовать судьбе сужденной. Все народные сказания непременно заставляют всех искателей всего чудесного и доброго пройти через самые исключительные препятствия и показать себя не устрашенными самыми свирепыми чудовищами. Подвиг всегда соединен с отречением от страха. Спрашивается, зачем же непременно нужно прохождение мимо самых чудовищных ликов, к чему именно эти страшные испытания? Но ведь ответ будет чрезвычайно прост. Отвратительные лики существуют, а всё существующее нужно знать. Потому, чем поразительнее будет выявление всяких ликов, тем больший и скорейший опыт создаётся для будущих духовных битв. Вы ведь знаете, что познавание необходимо, что совершенствование происходит лишь в условиях постоянного познавания, а ведь разносторонние лики жизни будут одним из самых глубоких психологических накоплений". (Н.К.Рерих. Нерушимое.) "Сознание, озаренное пониманием подвига, может встретить Новый Мир. Такое сознание примет устремление к борьбе против тьмы и сумеет противостать всем исчадиям ада. Много житейских утверждений можно сравнить с исчадием ада. Ибо сфера, окружающая человечество, насыщена порождениями действий Кармы человечества. Принятие подвига в сердце откроет все пути к нему". (Мир Огненный ч.3, 315) "Дерзновение обычно незамечаемо людьми, ибо в природе своей оно необычно. Необычность является судорогой для сердец. Где же ты, превозмогший? Где же ты, обративший судорогу в прыжок к Свету? Услышь, дерзновенный! В темноте ночи Подойду благословить обувь твою и осыплю искрами света изголовье твоё, ибо сон дерзновенного подобен затиханию лютни, когда все семь струн полны тайны, когда сон дерзновенного подобен затишью перед вихрем, перед которым неподвижны даже тончайшие стебли. Неужели лев потрясает рыком миры? Нет, это проснулось дерзновение и раскрылся царственный лотос духа. Братья, сойдемся в палате радости, цветок раскрылся, Великое Колесо воздвиглось. Радость Наша сойдет на подземные миры и вознесется к Надземным Братьям. Лучшую песнь Поём дерзновению". (Знаки Агни-Йоги, 10) "Мочь одержать победу показывает силу духа. Я Являю мощь тьмы победителям её. Танец злобы пусть перед храмом поникнет. Огонь мужества осветит дом ваш. Тому пошлём свет, кто улыбается тьме". (Зов) Урикова Н.В. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...«Бьётся ли сердце Азии?» - задавался вопросом Николай Константинович Рерих. И своим творчеством отвечал, открывая мечты простых людей о счастье и справедливости, которые установятся Владыкой Шамбалы. Время его прихода приближали подвижники, творцы религий, которые, как и ранее, живут в сердцах миллионов. Этим великим образам, являющимся по его словам «истинным украшением планеты», посвятил мастер серию «Знамёна Востока» (1924-1925). В девятнадцати полотнах подчёркивается общность духовных устремлений народов.
Чтобы показать образы Светочей и природу огромного континента Евразии в соответствии со сложившимися в различных культурах представлениями, художник обращается ко всему спектру изобразительных традиций Востока: тонкому волшебству китайских свитков, цветописи древнерусской иконописи, узорочью персидской миниатюры, пламенной фантастике тибетских танок. Казалось бы, невозможно соединить в одной серии столь разнородные истоки, однако художественное мышление Рериха было готово к такому синтезу. Он давно трудился над созданием живописного стиля, в котором поиски современного художественного языка слились бы с блестящими достижениями старых мастеров.
В настоящее время только три полотна серии находятся в Нью-Йоркском музее, а в альбоме воспроизводятся два - «Падма Самбгава» (1924) и «Дордже дерзнувший» (1925). Следование апокрифическим преданиям и традиционным иконографическим изводам позволило автору показать Учителей Высшего знания в те значительные моменты их деяний, которые оставили неизгладимый след в народном сознании. ...Картина «Дордже дерзнувший», безусловно, отражает добуддийские верования Тибета, в которых сильны элементы шаманизма и языческих представлений. Однако полотно вызывает и современные ассоциации. Идея противостояния бедствиям войны была очень близка самому художнику. Он, подобно бесстрашному Дордже, стремился обуздать огонь разрушений и настойчиво предлагал подписать Пакт об охране творений человеческого гения.
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].
По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ... 36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283. 37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167. 38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38 39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586. |