Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Белый Камень. # 100
1933

Н.К.Рерих. Белый Камень. # 100. 1933

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=31&size=3

        
Атрибуты картины

Название Белый Камень. # 100
Год 1933
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 80 х 103 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание Вариант названия - "Знак Чинтамани, или Конь счастья"
См. эскиз

Н.В. ЖУКОВА Журнал Перед Восходом , 1994, № 1. С. 4. Белый камень. (Знак Чинтамани или Конь счастья).

Во время Центрально-Азиатской экспедиции в селениях Монголии и Тибета Н.К.Рерих встречал изображения Белого коня (по монгольски — Эрдени Мори — Конь счастья), несущего на спине Сокровище Мира — Чинтамани.

Монгольские и тибетские предания говорят, что в давние времена с далёкой звезды упал на землю чудесный Камень — Чинтамани — Мира спаситель, посланный на помощь людям.

Белый Конь Эрдени Мори несёт его с вершин гор в долины. По народным повериям, всюду, где появлялся Эрдени Мори, несущий Сокровище Мира, наступало счастье.

Вот как писал об этом Николай Константинович Рерих: «Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище»1.

«На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно приходится встречаться с упоминанием об этом сокровенном чуде. …О нём сложены всевозможные предания и песни»2. «…Легендарный, испокон известный чудный камень, посещающий особо замечательные местности в особо нужное время»3.

1 Рерих Н.К. Эрдени Мори /Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М.:МЦР, 1995. С.300.

2 Рерих Н.К. Камень /Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М.:МЦР, 1995. С.610.

3 Там же.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Именно среди вершин Гималаев, утверждает Рерих, хранится Сокровище Мира — священный легендарный камень Чинтамани, который излучает благословение и на округу, и на весь мир. Это камень, воспетый на Западе миннезингерами, или Чаша Грааля, которую Лоэнгрин, согласно преданию, принес с гор Азии.

В 1917 году в сюите «Героика» Николай Рерих пишет две картины: «Клад захороненный» и «Победители клада». Через семь лет, во время Азиатской экспедиции, он создает замечательную картину «Сокровище Мира» — по обрывистой тропе в Гималаях, среди таинственных коричнево-фиолетовых каменных утесов, спускается вниз белый конь с ларцом на спине, сияющим в алом пламени. Этот же мотив повторяется на буддийской ступе («Конь счастья», 1925). Здесь Рерих изобразил тибетскую и монгольскую легенду о коне Эрдени-Мори, который в назначенное время несет на благо человечества самую драгоценную ношу мира.

"Сердце восточных народов" помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче—Чинтамани—Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?»

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• В фольклоре и сагах знаем героев на белых конях. Видели белого коня Святого Егория. Видели белых коней св. Флора и св. Лавра. Также встречались с белым огненным Пегасом.

Видели белых коней древнего литовского бога Световита; на белых конях мчались германские валькирии.

Слышали о белом коне Исфагана в древнем Иране. Видели стерегущих храмы осёдланных коней Арджуны.

Слышали о коне Гесер-хана, великого героя Древней Азии, и даже видели на скалах Тибета удары подков его. Знали коня Химавата с огненной ношей Чинтамани.

Эрдени Мори — белый конь — монгольский носитель того же сокровища счастья.

На картинах китайских белые олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства Китайского. От коня стена великая. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган-Мори — Эрдени Мори — белый конь, будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нём и Ригден-Джапо, Владыка Шамбалы, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее, великий всадник обращает лица ждущих — туда, куда нужно.

Именно белый конь в сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть. (...)

На скифских бронзах кони занимают такое существенное место. Конечно, они — носители быта. И в сказках коню приписываются вещие качества. Богатырь влезает в одно ушко и усиленным, мудрым вылезает из другого. Конь в сагах предупреждает воина об опасности. И в курганах конский костяк не расстается со своим хозяином [28, с. 26, 27].

• На скалах Шара Мурена знаки сокровища. Наран Обо притаил камень чудесный. Везде прошёл Эрдени Мори [28, с. 29].

18. Н.К.Рерих. Шамбала. МЦР., М..1994г. 207с.

Е.П. МАТОЧКИН Николай Рерих. 100 работ из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Самара: Агни, 2008.

Идею международного договора Николай Константинович выдвинул ещё в 1929 году. В 1935 году Пакт ратифицировали государства Америки. А инициатива Рериха получила завершение в 1954 году - с принятием на Гаагской конференции межправительственной «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта».

В качестве охранительного флага, названного Знаменем Мира, Николай Рерих предложил белое полотнище с символическим знаком - тремя кругами внутри окружности. Они истолковываются как прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности. Знак этот распространён повсеместно. Его древнейшие изображения встречаются в Монголии, в культурах Востока и Запада, особенно часто в готике. В 1933 году художник написал картину «Белый камень» - с петроглифами, встреченными в экспедиции. Там высечен знак Чинтамани с тремя пламенеющими кругами на спине бегущего коня.

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Helena Roerich col.; Katherine Campbell col., USA (1939); Nicholas Roerich Museum (1963)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика