Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Ждущая. # 36
1941

Н.К.Рерих. Ждущая. # 36. 1941

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=320&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Ждущая. # 36
Год 1941
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Xолст, темпера. 62 х 123 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-7094
См. Эскиз к произведению

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...В творчестве Рериха часто повторяется мотив прекрасного образа Сольвейг — чистой, благородной девичьей души, вечно ждущей возлюбленного—воплощение мечты, великой радости сердца, того, кто принесет возрождение и придаст ее жизни смысл.

...«Ждущая» — изображена одинокая девичья фигурка. Возможно, ее сердцу кажется, что в любой момент перед нею откроется самое большое событие ее жизни.

Показательно, что Николай Рерих повторил эту картину через двадцать пять лет. Девушка всей своей сущностью сосредоточена в ожидании. Первый луч солнца коснулся ее фигуры. Сердце Сольвейг ведает, что дождется жданно-нежданного, пусть через долгие годы, и поэтому она полна солнечного порыва. Золотисто-розовые тона восхода солнца, придающие картине просветленный гималайский колорит, делают ее одной из самых привлекательных в наследии Рериха.

П.Ф. БЕЛИКОВ. Творчество Н.К.Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1

«Ждущая». Берег моря. Скалы. На камне одинокая фигура женщины. 1941 год. Надо ли пояснять, чего ждет женщина? Она дождется. Ореолом славы ушедших за победою полыхает небосвод.

Фрагмент книги "Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха" Урикова Н.В.

Ждущая. (1941 г.)

Находясь по состоянию здоровья с 1916 по 1918 гг. в Финляндии, Н.К.Рерих задумал картину о девушке. преданно ждущей своего возлюбленного, а также обо всей их семье, всеми помыслами стремящейся в Россию, ждущей возможности вернуться на Родину. Северная природа навеяла мысли о Сольвейг, ждущей скитающегося Пер Гюнта.

На картине "Ждущая" изображен северный пейзаж в удивительном сочетании синего с желтым. Фигура девушки устремлена вперед, в будущее, где на горизонте появляются облака. которые как бы сочувствуют ее скорби. Они не тяжелые, не давящие, а сострадающие, окрашенные в желтый цвет надежды. Они отражаются в голубоватой воде. Голубой - цвет веры и надежды в возвращение любимого, или в возвращение на Родину, цвет мудрой радости.

Учитывая, что картина создана в 1941 году, синие тона говорят о вере в конечную победу русского народа над врагом.

Несмотря на ожидание, на картине нет хаоса, беспокойства и волнений. Девушка уверена, что дождется. И горы, как живые, тоже помогают ждать, как бы уверенно вдохновляя и поддерживая девушку в ее лучших чувствах. И вся природа - небо, вода, горы. земля так же устремлены, как и сама Ждущая.

Сольвейг, Сольвейг - путь солнечный, великий женский Путь,

Ты во вселенской полночи звездой зовущей будь.

Лучом свети заблудшему в кривых, глухих путях:

Пер Гюнт, как к миру лучшему, придет к тебе впотьмах.

Не ты ли его ангелом-хранителем была?

Не ты ль святым Евангельем злых троллей прогнала?!

Не ты ли в него верила и верою спасла;

С надеждой сокровенную любовью подняла.

Открыла дверь заветную в надземные края,

Из мрака беспросветного с сиянье Бытия.

Н.Спирина

Урикова Н.В.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

Захороненный клад — это скрытая правда жизни. Все подступы к ней загородила злая колдунья (нейда — в карельской и скандинавской мифологии — колдунья), но люди получают Приказ разыскать этот клад. Священные огни ведут к нему, но нужен ещё Знак, чтобы пустится на розыски. И люди терпеливо ждут, зорко всматриваясь в горизонт далёких островов. Это первый вариант картины “Карелия. Вечное ожидание”. В ней мы видим четыре фигуры, три мужские и одну женскую. Явный намёк на четверых Рерихов. В позднем варианте этой картины, созданной в 1941 году, “Ждущая” Рерих оставил только одну женскую фигуру. В том и другом варианте — ожидание Вести, оповещающей, что путь открыт. Но на пути ждёт ещё немало опасностей. Наконец, они преодолены... [39, с.141,142].

39. П.Ф.Беликов. Рерих.(Опыт духовной биографии), Новосибирск, 1994г., 334с.

Е.Г. ПЕТРЕНКО Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины Святой Евгении / Издание Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха. Одесса: Астропринт. 2009г.

В работе «Ждущая», повторяющей сюжет картины «Вечное ожидание», присутствует, как и в картине «Песнь о викинге», одиноко ждущая женщина, но ее ожидание терпеливо-спокойное, она ждет знака и уверена, что после бесконечно длительного ожидания встреча все же состоится, или же будет получен ожидаемый ею знак. Цельность состояния ожидающей женщины подчеркнута художником монолитом скалы, на которой она сидит, составляя с ней одно целое.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика