Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Жемчуг исканий. # 3
1924

Н.К.Рерих. Жемчуг исканий. # 3. 1924

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=322&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Жемчуг исканий. # 3
Год 1924
Серия Его Страна (составлена в 1924 г.)
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 89.5 x 116.8 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0044

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Roerich Museum, New York (1924); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Magdalene Lehrer col., USA (1952); Nicholas Roerich Museum (1965)

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974.

...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...

«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...

*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.

*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.

*Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположено между Бутаном и Непалом, находится под протекторатом Индии.

«...Один из ашрамов махатм» (санскрит, ашрам — «ступень») — в брахманизме — ступени жизни верующего, которые каждый должен пройти (годы ученичества, главы семейства, отшельничества и аскетизма); также — духовная община; махатма — буквально «великая душа», якобы законоучитель человечества, посвятивший себя делу объединения буддийского мира и работе на благо человечества. Н. К. Рерих верил в реальность существования махатм и их ашрамов.

Письмо Н.К. Рериха к сотрудникам. (Нью-Йорк) от 12.02.1924 г. (Источник: Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке )

[12] февраля 1924 г.

Письмо Н.К. Рериха к сотрудникам. (Нью-Йорк)(машинопись, перевод с английского)

Родные и любимые, в течение двух недель мы будем вне почтовой дороги. Сколько событий в мире произойдёт за это время. И два ваших дорогих нам письма будут ожидать нашего возвращения. Всё как-то ускоряется, и даже мы боимся, не слишком ли тороплив темп событий. Когда же мы узнаем, что вы делали четвёртого или пятого февраля? Были ли какие-нибудь атаки? Что за серый вибрирующий камень видела миссис Ш? Вступили ли вы в масоны? Сейчас я пишу картину «Жемчуг исканий». Двое молодых тибетцев собирают на нить жемчужины и позади них нить клубящихся облаков. И выше – цепь снежных гор. Мир устремлённый к исканиям.

Источник: Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

З.Г. Фосдик. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934)" (М.: Сфера, 1998, 2002)

"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу

объяснения:

(...)

5) «Жемчуг исканий». Равновесие земного и небесного.

(...)

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Смотрим ли мы на «Жемчуг исканий», или на другие бесчисленные гималайские пейзажи, — чаще всего мы наслаждаемся в них волшебством благословенного предрассветного часа.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

Не случайно картиной "Жемчуг исканий" (1924) открывается новая страница его творчества. Встреча с Индией состоялась, и Николай Константинович как бы торопится сказать, что услышанный им зов не был зовом отрешения от мира к созерцательному самоуспокоению. На картине изображены Гуру (Учитель) и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. В этом же полотне Рерих показал себя непревзойденным "мастером гор". "Никто не скажет, что Гималаи - это теснины, - писал он, - никому не придет в голову указать, что это мрачные врата, никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово - однообразие. Поистине целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов гималайских. И будет забыта именно мрачная и скучная часть словаря". Николай Константинович утверждал также, что горы помогают человеку обрести мужество, проявить силу духа: "Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, всходит к этим вершинам. И сами трудности, порою очень опасные, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями, делаются только преодолением земных условностей. Все опасные бамбуковые переходы через гремящие горные потоки, все скользкие ступени вековых ледников над гибельными пропастями, все неизбежные спуски перед следующими подъемами, и вихрь, и голод, и холод, и жар преодолеваются там, где полна чаша нахождений".

В.СИДОРОВ Музей Рериха/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

И вновь и вновь глядят на нас с полотен гималайские вершины. Эверест. Канченджунга. Последняя особенно любима художником. Он посвящает ей большое полотно. Окутанная облаками, она угадывается в «Жемчуге исканий» (картина, в основу которой легла легенда); ее контуры четко вырисовываются на полотне, исполненном глубокой символики.

Н.Д.СПИРИНА Из сборников «Перед Восходом» и «Весть Красоты», Новосибирск, 1997 г.

      Жемчуг Исканий

         По картине  «Жемчуг исканий»

 

Над пропастью клубятся облака

И высока вершина снеговая.

На круче гор, придя издалека,

Мы встретились, зов сроков выполняя.

 

Я — нищий, в рубище, измучен мглой

И злой пургою горных переходов,

У ног Того, Кто держит предо мной

Сокровище, желаемое годы.

 

Он — с голубых высот, а я — с низин,

В грязи пред Тем, Кто был в одежде царской,

Чей мудрый взор меня огнём пронзил

И осиял задумчивою лаской.

 

Я говорил: — О, Благостный, внемли!

К Тебе в пыли я простираю руки...

Истерзан я тенётами земли,

Исканий голодом, тоской разлуки...

 

Я долго шёл, и долго я искал,

И звал, и ждал насущного ответа,

Но было пусто между голых скал,

И только эхо откликалось где-то...

 

Но я нашёл! Я вижу наконец

Венец исканий — жемчуг драгоценный,

И Ты мне дашь сокровище сердец,

Томимых жаждой светлых откровений!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вернулся я во мрак и сон долин,

Опять один, но людям был я нужен:

Им светлый дар принёс я от Вершин,

Заветный дар — нить голубых жемчужин!

Е.П. МАТОЧКИН. Мечта преображения. Серия «Его страна» Н.К. Рериха и «Мистерия» А.Н. Скрябина (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни»)

В работе «Жемчуг исканий» на небольшой площадке, поднятой в заоблачные выси, – Учитель и внимающий ему ученик. Над ними, за морем облаков, сияет Гора Пяти Сокровищ. В руках Учителя нить жемчуга, которую он внимательно рассматривает.

Восточная традиция представляет эволюцию человека в виде жемчужного ожерелья, каждая бусина которого есть одно из его жизненных проявлений. Известно, что образование жемчуга происходит в живом организме – и это длительный процесс. Человек, преодолевая жизненные испытания, обретает новые качества, и сущность его постепенно становится сияющей, как переливчатый блеск перламутра. В каждой жемчужине Учитель видит итог долгой и неустанной работы духа ученика.

Ряд ассоциаций возникает при анализе композиционного построения произведения: белые клубы облаков словно исходят из нити ожерелья и далее растекаются к снежным горам. Рука Учителя, а вслед за ней и одна из извивающихся волн тумана направлены прямо к Канченджанге. Видимо, среди жемчужин нашлась такая, которая положила начало верному, но трудному пути восхождения к сияющей вершине. Ее величественная корона, как строгое архитектурное строение, возносится над всеми темными предгорьями и вонзается в купол неба. Там нет хаоса облаков, полутеней и рассеянного света, там – алмазное сверканье!

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

Во многих работах гималайского цикла Рерих использует принцип одноугольной композиции, выработанный китайскими живописцами и связываемый с притчей Конфуция, где учитель говорит: «Если я дам человеку один угол, а он не может найти трёх остальных, я не продолжаю урока». Эта притча, относящаяся вначале к прямоугольной планировке рисовых полей, была приобщена к терминологии китайской эстетики. При этой композиции изображение сосредоточено на одной стороне или в одном углу картины, а остальная часть её оставлена пустой . Согласно этой схеме Ся Гуй в альбомном листе «Горные вершины вдали» (конец ХII – начало XIII вв.) располагает главные действующие лица на небольшой площадке в правом углу изобразительной плоскости. Далее идёт пелена облаков или тумана, а за ней на горизонте вздымаются высокие вершины. Точно такое же построение используется и в некоторых картинах Рериха, например, «Ведущая» (1924), «Жемчуг исканий» (1924).

Е.П. МАТОЧКИН Николай Рерих. 100 работ из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Самара: Агни, 2008.

В 1923 году его мечты осуществились. В предгорьях Гималаев, перед ликом священной Канченджанги им написана знаменательная серия «Его Страна» (1924). Бытует мнение, что творчество Николая Рериха делится на два периода - русский и индийский, и всё созданное художником в Индии всецело посвящено Востоку. Однако сам мастер опровергал такое утверждение и отмечал: «Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи». Это в полной мере относится и к восьми полотнам серии «Его Страна» из Нью-Йоркского музея. И хотя внешне образы картин связаны с гималайскими пейзажами, однако в замысле цикла прослеживается общность с волновавшими деятелей Русского космизма эсхатологическими идеями.

Тематическое содержание полотен тяготеет к мифологическим представлениям; в то же время мастерски передано необыкновенно сильное первое впечатление от Гималаев - всё это поразительно оживляет образы картин и убеждает особой жизненностью. Миф, легенда становятся художественной реальностью, которая, по мысли автора, прежде всего должна воздействовать красотой. В своё стремление нести прекрасное художник вкладывал столько энергии и вдохновения, что сложилось мнение об особой магнетической силе его кисти.

Действительно, и русские философы Всеединства, и творцы символизма видели в искусстве великую силу, способную при участии Божественного провидения выйти за пределы эстетики и создать Новую Землю и Новое человечество. В этом смысле Индия и Гималаи предстали в творчестве Рериха, а также и у Скрябина, как некий сакральный центр, где должен произойти этот знаменательный акт планетарной эволюции. «Его Страна» - образ Новой Земли и духовно совершенных героев. Грёзы русской религиозно-философской мысли о Богочеловечестве, обогащённые мистическими идеями Востока, предстали в этой серии дерзновенной попыткой огненного пересоздания мира красотой.

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Во многих работах гималайского цикла Рерих использует также принцип одноугольной композиции, выработанной китайскими живописцами и связываемый с притчей Конфуция. [22] Согласно этой схеме Ся Гуй в своем альбомном листе "Горные вершины вдали" (конец XII - начало XIII в.) и Рерих в картинах "Ведущая" (1924), "Жемчуг исканий" (1924) располагает главные действующие лица на небольшой площадке в правом углу изобразительной плоскости. Далее идет пелена облаков или тумана, а за ней на горизонте вздымаются высокие вершины. У Рериха принцип одноугольной композиции приобретает важное значение и получает дальнейшее развитие. Как правило, в его пейзажах передний план представлен в виде кулисного обрамления; высокая горная гряда отделяется от него воздушно-облачной средой. Таким путем естественно воплощалась идея "двух миров" Гималаев. В отличие от древних китайцев с их привязкой к земным действиям, хижинам, деревьям, Рерих акцент своего образа переносит на дальний план. Отсюда и качественно-новый, по-космически значительный смысловой масштаб его произведений.

22. Роуленд Б. Искусство Вотока и Запада. - М.: 1958 - с.86

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Жемчуг исканий. (1938 г.)

На картине изображен Учитель и ученик. Они склонились над "ожерельем" в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться, ибо только познающий достоин быть Учителем-Гуру, и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину.

Гуру и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. Н.К.Рерих поэтически излагает мысли о вечных исканиях, которые должны проходить Учитель и ученик, познавая истину: "Опять вестник. Опять Твой приказ! И дар от Тебя! Владыко, Ты прислал мне жемчужину Твою и повелел включить ее в моё ожерелье. Но Ты знаешь, Владыко, моё ожерелье - поддельно. И длинно оно, как бывают длинны только поддельные вещи. Твой сверкающий дар среди тусклых игрушек потонет. Но Ты приказал. Я исполню."

Многообразие жизни подобно жемчужному ожерелью. В нем могут быть и подлинные и фальшивые бусины. Без опыта, без Учителя их не распознать. Но Учитель не предлагает простого решения. Он сам находится в новых исканиях и увлекает за собой ученика. Познание - это вечный поиск, постоянное восхождение к новым истинам. Сколько бы не знал и не познал человек, всё его знание есть лишь ступень к знанию еще более полному и высшему. Конца же познания нет.

Под свист метели, жаркость сечи я туже натяну струну.

Что Солнцу разверну навстречу, коль ночью крылья я сверну?

Чем встречу на заре светило? Какое слово поднесу?

Чтоб духа выпестовать силу, я сердце окуну в красу.

Слагаю жемчуга исканий, сияньем полнится сума.

Владыка, простираю длани: дай лук, стрелу пошлю сама.

О. Ауновская

"Листы сада Мории - уже готовое ожерелье, собранное богачом в течение многих лет из сокровищ, ему одному известных. Красота, Любовь и Труд - зёрна его. Молитва, утешение, радость - оправа их. И расположены камни ожерелья в отдельных частях его в виде фигур. И фигуры эти- мудрость, и другие фигуры - тайна. И общее расположение фигур - духовный рост, восхождение. И всё в целом - опять Красота, Любовь и Действие. Вот так замыкается ожерелье". (Архив Матусовой)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика