|
|
|
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположено между Бутаном и Непалом, находится под протекторатом Индии.
«...Один из ашрамов махатм» (санскрит, ашрам — «ступень») — в брахманизме — ступени жизни верующего, которые каждый должен пройти (годы ученичества, главы семейства, отшельничества и аскетизма); также — духовная община; махатма — буквально «великая душа», якобы законоучитель человечества, посвятивший себя делу объединения буддийского мира и работе на благо человечества. Н. К. Рерих верил в реальность существования махатм и их ашрамов. |
|
[12] февраля 1924 г.
Письмо Н.К. Рериха к сотрудникам. (Нью-Йорк)(машинопись, перевод с английского)
Родные и любимые, в течение двух недель мы будем вне почтовой дороги. Сколько событий в мире произойдёт за это время. И два ваших дорогих нам письма будут ожидать нашего возвращения. Всё как-то ускоряется, и даже мы боимся, не слишком ли тороплив темп событий. Когда же мы узнаем, что вы делали четвёртого или пятого февраля? Были ли какие-нибудь атаки? Что за серый вибрирующий камень видела миссис Ш? Вступили ли вы в масоны? Сейчас я пишу картину «Жемчуг исканий». Двое молодых тибетцев собирают на нить жемчужины и позади них нить клубящихся облаков. И выше – цепь снежных гор. Мир устремлённый к исканиям.
Источник: Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке |
|
"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу
объяснения:
(...)
5) «Жемчуг исканий». Равновесие земного и небесного.
(...) |
|
Смотрим ли мы на «Жемчуг исканий», или на другие бесчисленные гималайские пейзажи, — чаще всего мы наслаждаемся в них волшебством благословенного предрассветного часа. |
|
Не случайно картиной "Жемчуг исканий" (1924) открывается новая страница его творчества. Встреча с Индией состоялась, и Николай Константинович как бы торопится сказать, что услышанный им зов не был зовом отрешения от мира к созерцательному самоуспокоению. На картине изображены Гуру (Учитель) и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. В этом же полотне Рерих показал себя непревзойденным "мастером гор". "Никто не скажет, что Гималаи - это теснины, - писал он, - никому не придет в голову указать, что это мрачные врата, никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово - однообразие. Поистине целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов гималайских. И будет забыта именно мрачная и скучная часть словаря". Николай Константинович утверждал также, что горы помогают человеку обрести мужество, проявить силу духа: "Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, всходит к этим вершинам. И сами трудности, порою очень опасные, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями, делаются только преодолением земных условностей. Все опасные бамбуковые переходы через гремящие горные потоки, все скользкие ступени вековых ледников над гибельными пропастями, все неизбежные спуски перед следующими подъемами, и вихрь, и голод, и холод, и жар преодолеваются там, где полна чаша нахождений". |
|
И вновь и вновь глядят на нас с полотен гималайские вершины. Эверест. Канченджунга. Последняя особенно любима художником. Он посвящает ей большое полотно. Окутанная облаками, она угадывается в «Жемчуге исканий» (картина, в основу которой легла легенда); ее контуры четко вырисовываются на полотне, исполненном глубокой символики. |
|
Жемчуг Исканий
По картине «Жемчуг исканий»
Над пропастью клубятся облака
И высока вершина снеговая.
На круче гор, придя издалека,
Мы встретились, зов сроков выполняя.
Я — нищий, в рубище, измучен мглой
И злой пургою горных переходов,
У ног Того, Кто держит предо мной
Сокровище, желаемое годы.
Он — с голубых высот, а я — с низин,
В грязи пред Тем, Кто был в одежде царской,
Чей мудрый взор меня огнём пронзил
И осиял задумчивою лаской.
Я говорил: — О, Благостный, внемли!
К Тебе в пыли я простираю руки...
Истерзан я тенётами земли,
Исканий голодом, тоской разлуки...
Я долго шёл, и долго я искал,
И звал, и ждал насущного ответа,
Но было пусто между голых скал,
И только эхо откликалось где-то...
Но я нашёл! Я вижу наконец
Венец исканий — жемчуг драгоценный,
И Ты мне дашь сокровище сердец,
Томимых жаждой светлых откровений!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вернулся я во мрак и сон долин,
Опять один, но людям был я нужен:
Им светлый дар принёс я от Вершин,
Заветный дар — нить голубых жемчужин! |
|
В работе «Жемчуг исканий» на небольшой площадке, поднятой в заоблачные выси, – Учитель и внимающий ему ученик. Над ними, за морем облаков, сияет Гора Пяти Сокровищ. В руках Учителя нить жемчуга, которую он внимательно рассматривает.
Восточная традиция представляет эволюцию человека в виде жемчужного ожерелья, каждая бусина которого есть одно из его жизненных проявлений. Известно, что образование жемчуга происходит в живом организме – и это длительный процесс. Человек, преодолевая жизненные испытания, обретает новые качества, и сущность его постепенно становится сияющей, как переливчатый блеск перламутра. В каждой жемчужине Учитель видит итог долгой и неустанной работы духа ученика.
Ряд ассоциаций возникает при анализе композиционного построения произведения: белые клубы облаков словно исходят из нити ожерелья и далее растекаются к снежным горам. Рука Учителя, а вслед за ней и одна из извивающихся волн тумана направлены прямо к Канченджанге. Видимо, среди жемчужин нашлась такая, которая положила начало верному, но трудному пути восхождения к сияющей вершине. Ее величественная корона, как строгое архитектурное строение, возносится над всеми темными предгорьями и вонзается в купол неба. Там нет хаоса облаков, полутеней и рассеянного света, там – алмазное сверканье!
|
|
Во многих работах гималайского цикла Рерих использует принцип одноугольной композиции, выработанный китайскими живописцами и связываемый с притчей Конфуция, где учитель говорит: «Если я дам человеку один угол, а он не может найти трёх остальных, я не продолжаю урока». Эта притча, относящаяся вначале к прямоугольной планировке рисовых полей, была приобщена к терминологии китайской эстетики. При этой композиции изображение сосредоточено на одной стороне или в одном углу картины, а остальная часть её оставлена пустой . Согласно этой схеме Ся Гуй в альбомном листе «Горные вершины вдали» (конец ХII – начало XIII вв.) располагает главные действующие лица на небольшой площадке в правом углу изобразительной плоскости. Далее идёт пелена облаков или тумана, а за ней на горизонте вздымаются высокие вершины. Точно такое же построение используется и в некоторых картинах Рериха, например, «Ведущая» (1924), «Жемчуг исканий» (1924). |
|
В 1923 году его мечты осуществились. В предгорьях Гималаев, перед ликом священной Канченджанги им написана знаменательная серия «Его Страна» (1924). Бытует мнение, что творчество Николая Рериха делится на два периода - русский и индийский, и всё созданное художником в Индии всецело посвящено Востоку. Однако сам мастер опровергал такое утверждение и отмечал: «Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи». Это в полной мере относится и к восьми полотнам серии «Его Страна» из Нью-Йоркского музея. И хотя внешне образы картин связаны с гималайскими пейзажами, однако в замысле цикла прослеживается общность с волновавшими деятелей Русского космизма эсхатологическими идеями.
Тематическое содержание полотен тяготеет к мифологическим представлениям; в то же время мастерски передано необыкновенно сильное первое впечатление от Гималаев - всё это поразительно оживляет образы картин и убеждает особой жизненностью. Миф, легенда становятся художественной реальностью, которая, по мысли автора, прежде всего должна воздействовать красотой. В своё стремление нести прекрасное художник вкладывал столько энергии и вдохновения, что сложилось мнение об особой магнетической силе его кисти.
Действительно, и русские философы Всеединства, и творцы символизма видели в искусстве великую силу, способную при участии Божественного провидения выйти за пределы эстетики и создать Новую Землю и Новое человечество. В этом смысле Индия и Гималаи предстали в творчестве Рериха, а также и у Скрябина, как некий сакральный центр, где должен произойти этот знаменательный акт планетарной эволюции. «Его Страна» - образ Новой Земли и духовно совершенных героев. Грёзы русской религиозно-философской мысли о Богочеловечестве, обогащённые мистическими идеями Востока, предстали в этой серии дерзновенной попыткой огненного пересоздания мира красотой. |
|
...Во многих работах гималайского цикла Рерих использует также принцип одноугольной композиции, выработанной китайскими живописцами и связываемый с притчей Конфуция. [22] Согласно этой схеме Ся Гуй в своем альбомном листе "Горные вершины вдали" (конец XII - начало XIII в.) и Рерих в картинах "Ведущая" (1924), "Жемчуг исканий" (1924) располагает главные действующие лица на небольшой площадке в правом углу изобразительной плоскости. Далее идет пелена облаков или тумана, а за ней на горизонте вздымаются высокие вершины. У Рериха принцип одноугольной композиции приобретает важное значение и получает дальнейшее развитие. Как правило, в его пейзажах передний план представлен в виде кулисного обрамления; высокая горная гряда отделяется от него воздушно-облачной средой. Таким путем естественно воплощалась идея "двух миров" Гималаев. В отличие от древних китайцев с их привязкой к земным действиям, хижинам, деревьям, Рерих акцент своего образа переносит на дальний план. Отсюда и качественно-новый, по-космически значительный смысловой масштаб его произведений.
22. Роуленд Б. Искусство Вотока и Запада. - М.: 1958 - с.86 |
|
Жемчуг исканий. (1938 г.)
На картине изображен Учитель и ученик. Они склонились над "ожерельем" в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться, ибо только познающий достоин быть Учителем-Гуру, и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину.
Гуру и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. Н.К.Рерих поэтически излагает мысли о вечных исканиях, которые должны проходить Учитель и ученик, познавая истину: "Опять вестник. Опять Твой приказ! И дар от Тебя! Владыко, Ты прислал мне жемчужину Твою и повелел включить ее в моё ожерелье. Но Ты знаешь, Владыко, моё ожерелье - поддельно. И длинно оно, как бывают длинны только поддельные вещи. Твой сверкающий дар среди тусклых игрушек потонет. Но Ты приказал. Я исполню."
Многообразие жизни подобно жемчужному ожерелью. В нем могут быть и подлинные и фальшивые бусины. Без опыта, без Учителя их не распознать. Но Учитель не предлагает простого решения. Он сам находится в новых исканиях и увлекает за собой ученика. Познание - это вечный поиск, постоянное восхождение к новым истинам. Сколько бы не знал и не познал человек, всё его знание есть лишь ступень к знанию еще более полному и высшему. Конца же познания нет.
Под свист метели, жаркость сечи я туже натяну струну.
Что Солнцу разверну навстречу, коль ночью крылья я сверну?
Чем встречу на заре светило? Какое слово поднесу?
Чтоб духа выпестовать силу, я сердце окуну в красу.
Слагаю жемчуга исканий, сияньем полнится сума.
Владыка, простираю длани: дай лук, стрелу пошлю сама.
О. Ауновская
"Листы сада Мории - уже готовое ожерелье, собранное богачом в течение многих лет из сокровищ, ему одному известных. Красота, Любовь и Труд - зёрна его. Молитва, утешение, радость - оправа их. И расположены камни ожерелья в отдельных частях его в виде фигур. И фигуры эти- мудрость, и другие фигуры - тайна. И общее расположение фигур - духовный рост, восхождение. И всё в целом - опять Красота, Любовь и Действие. Вот так замыкается ожерелье". (Архив Матусовой)
|