Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

За морями земли великие [1]
1910

Н.К.Рерих. За морями земли великие [1]. 1910

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=324&size=3

     
Атрибуты картины

Название За морями земли великие [1]
Год 1910
Где находится Частная коллекция
Материалы, размеры Дерево, темпера
Источник Сайт Эстонского общества Рериха http://www.roerich.ee/

Фрагмент книги "И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

За морями - земли великие

Второй приезд в Гаспаль - через много лет - был уже в 1910 году. Там же были написаны несколько картин. «За морями земли великие» - эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной Стране, которая живет в сердце человеческом.

Н.Рерих. Зажигайте сердца. Эстония

Жизнь сама сложностью своею повелительно созывает строителей. В разных концах земли женщины мечтают: «За морями земли великие». Именно этот облик женщины, устремившейся к крайнему берегу в осознании сужденных сокровищ духа, казался мне в этой картине.

Н.Рерих. Держава Света. Женщинам

Девушка с картины «За морями - земли великие» одета так, что костюм ее можно выставить в этнографической витрине как образец одежды северного племени.

Е.И.Полякова. Николай Рерих. Ступени грядущего

При несломимой окружающей оседлости не так-то легко было тридцать лет тому назад помечтать, как бы выйти за пределы, за границы - «за морями - земли великие». Но ко всяким таким землям далеким, ко всяким горам зовущим, к высотам вдохновляющим нужно наши какой-то ключ, нужно, чтобы вестник какой-то постучал и позвал.

Н.Рерих. Нерушимое. Злата Прага

Н. Рерих, «Эстония», 1937.

«“За морями земли великие” - эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живёт в сердце человеческом».

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

Навстречу ветру, морским волнам порывисто устремилась девушка, с тоской и болью смотрит она вдаль... [27,с. 90].

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

Поэтична картина "За морями - земли великие", созданная в Прибалтике. На морском берегу, усеянном валунами, изображена девушка в национальном костюме с цветущей веткой в руках. Тщательно выписанный костюм указывает на этнографические увлечения художника, пейзаж - на проникновенное понимание им природы. Но вот как объяснял смысл произведения сам автор: "Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом".

Б.А.СМИРНОВ. Русский пейзаж в творчестве Н.К.Рериха. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

...Но столь же велика любовь Рериха к земле. Земля служит выражением крепости и нерушимости. Она несет следы древнейших человеческих поселений. Из нее вырастают и первобытные жилища, и курганы, и первые городища, и прекрасные храмы Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. И среди многообразия и изменчивости ликов земли Рерих ищет и делает объектом особого внимания элемент наиболее устойчивый и неизменный. Это камень.

Об этом тонко писал М.Волошин: «С сурового древнего Севера принес свое искусство Рерих. Оно такое же тяжелое, жесткое, неприветное, как его земля... Нельзя определить, какими тысячелетиями отделена от нас эта земля Рериха, с которой только что сошла мертвая толща вечных льдов, земля, хранящая на себе только свежие следы глубоких царапин и борозд, оставленных древними ледниками.

На ней еще нет ни кустов, ни деревьев; одни лишь мхи, темные, как письмо древних икон, покрывают влажные, солнцем еще не согретые, не обласканные воздухом скалы... Земля хранит еще свои первобытные — глухие, темные и глубокие тона под угрюмым и тяжким небом...

Он действительно художник каменного века, и не потому, что он стремится изобразить людей и постройки этой эпохи, а потому, что из четырех стихий мира он познал только землю, а в земле лишь костистую основу ее — камень. Не минерал, не кристалл, отдающий солнцу его свет и пламя, а тяжелый, твердый и непрозрачный камень эрратических глыб» .

Валуны севера России и берегов Балтийского моря внимательно и любовно изучаются Рерихом. Если древний человек большинства его картин («Заморские гости», «Бой», «Город строят» и др.) лишен индивидуальности, то камни, эти свидетели древней истории, всегда неповторимы по форме и полны скрытой жизни. Таковы валуны, разбросанные на берегу моря в картине «За морями — земли великие» (1910), таковы камни в этюде «Седая Финляндия» (1907) и многих других этюдов, выполненных в Финляндии в 1907 году. В этой серии этюдов Рерих впервые находит непосредственно при работе на природе тот аспект архаического или, вернее, героического пейзажа, который в дальнейшем неразрывно связан с его именем.

В работах, выполненных пастелью и темперой, он умеет точно передать шероховатую поверхность камня, вылепить лапидарные, мощные формы седых скал и валунов севера,— стесанных или перемолотых ледником, обработанных водой и ветром в течение тысячелетий.

...Своеобразен образ суровой Балтики в картине «За морями — земли великие». Низко несутся над морем причудливые по очертаниям дождевые облака, легкие волны мелкого моря набегают на песчаный берег; порывы ветра раздувают одежды устремленной вперед девушки. Влажным морским ветром наполнено пространство картины. А на берегу лежат валуны: как разнообразны их формы, как убедительно трактован каждый камень — и большой на переднем плане и поменьше, образующие живописную группу! В этом пейзаже могучее дыхание природы, образ космических сил земли и неба сочетается с образом человека — северной девушки, полным непреклонного устремления к далекой манящей цели. Символическая по содержанию картина вместе с тем глубоко реальна: это типичный пейзаж берега Балтийского моря, увиденный художником около Гапсаля.

Е.Г. ПЕТРЕНКО Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины Святой Евгении / Издание Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха. Одесса: Астропринт. 2009г.

В 1910 году Н. К. Рерих в Прибалтике писал работу «За морями земли великие». Многие искусствоведы отмечают этнографическую точность костюма изображенной на картине девушки. Историю создания художник описал в очерке «Эстония» (1937). «Второй приезд в Гапсаль — через много лет — был уже в 1910 году. Там же были написаны несколько картин. "За Морями Земли Великие" - эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом» (30, с. 73).

30. Рерих Николай. Эстония // Рерих Николай. Листы дневника. — М. : Международный Центр Рерихов, 2000. — Т. 2. — С. 73-76.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика