Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Приказ Учителя (Завет Учителя)
1947

Н.К.Рерих. Приказ Учителя (Завет Учителя). 1947

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=326&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Приказ Учителя (Завет Учителя)
Год 1947
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 84,5 x 153 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 9466 II, 44036 КП. Последняя (неоконченная) работа. Вариант картины "Приказ Учителя" (1931 г.)
См. также эскиз картины

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

В восточных учениях господствует убеждение, что наша мысль — энергия, реальная сила, что доброй мыслью можно помочь другому человеку, независимо от его физического присутствия, если только мысль направлена с сердечным огнем и любовью.

...«Приказ Учителя» — восточный Гуру на вершине Гималаев посылает белого орла с приказом: в этом приказе символизирован спешный труд на общее благо. Может быть, он знает, кому конкретно нужно помочь, кого энергия мысли поднимет, спасет от грозной опасности.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих

В июле 1947 года обострение некоторых хронических болезней вызвало необходимость хирургического вмешательства, и Николаю Константиновичу предписали постельный режим. В октябре Рерих был опять на ногах. За время болезни накопилось много спешных дел. В самом разгаре были сборы на Родину. Свыше четырехсот картин, лично отобранных художником, упаковывались под его наблюдением в ящики для отправки в Бомбей, а оттуда морским путем в СССР. За всеми этими хлопотами как-то забывались предупреждения врачей о недопустимости всякого переутомления. Стоило только подняться с постели, как потянуло к ежедневной работе за мольбертом, и холст на подрамнике засверкал ослепительными красками горных снегов. На их фоне Николай Константинович выписывал летящего орла. Это было повторением известной картины "Приказ Учителя". Но полотно осталось незаконченным... Художник ушел из жизни 13 декабря 1947 года. Через два дня перед домом Николая Константиновича запылал погребальный костер. Позднее на его месте у крутого горного склона перед ликом величественных Гималайских вершин был водружен большой камень, сорвавшийся с заснеженного утеса. На лицевой стороне камня высечена надпись:

"Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ" (Махариши.- великий подвижник. "Ом Рам" словосочетание, употребляемое в начале или конце молитв, церемоний, книг, торжественных обращений. С глубокой древности считается в Индии священным). Каменотес, выбивший надпись, раздумывая о судьбе русского художника, добавил от себя на обратной стороне монумента:

"Этот осколок горного утеса был занесен сюда издалека".

Описание картины

Яркая жизнь великого русского художника, мыслителя, ученого Николая Константиновича Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Весь мир был для него полем деятельности.

Как художник, Николай Константинович был признан во всем мире, его картины, рисунки, эскизы театральных декораций и театральных костюмов разошлись по музеям и частным коллекциям самых разных стран.

В России, в Европе, Америке, в Индии им были созданы организации по продвижению идеи Красоты и Культуры. В 1935 году в Америке был подписан Пакт Мира по охране культурных ценностей. "Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку… Культура есть спасение… Культура есть Сердце."

Он был непревзойденным певцом гор, мастером, которому удалось передать сам сокровенный дух гималайских вершин.

Его последняя картина осталась незавершенной. Сердце художника перестало биться, когда продолжалась работа над новым вариантом картины "Завет Учителя".

"Учитель в состоянии самоуглубления отдает приказ летящему белому орлу. Мотив этой композиции является переработкой небольшой картины, написанной Николаем Константиновичем в тридцатых годах. Но в последней вся трактовка гораздо сильнее и шире. Пройдет много времени до полной оценки всего творчества Николая Константиновича. Воистину он был великим человеком, - писал сын художника Святослав Николаевич Рерих.

Николай Константинович ушел из жизни 13 декабря 1947 года. На месте его кремации в Индии в долине Кулу водрузили большой камень с надписью на индустани: "На этом месте 15 декабря 1947 года тело Маха Риши Николая Рериха, великого друга Индии, вошло в сферу огня. - Ом. - Рам".

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

Указа с гор не упусти -

Он не вернется, гость крылатый,

Но встанет на твоем пути

Невозвратимою утратой.

Он белой птицей прилетит

И пропоет тебе то слово,

Которое одно идти

Тебе поможет к жизни новой.

Он порученье принесет,

Которое всего важнее;

С ним устремишься ты вперед,

Отважным сердцем пламенея;

Указ неся перед собой,

Как держат факел ночью темной,

Как знамя, выступая в бой,

Несут рукою непреклонной.

Не дрогнув и не сбавив шаг,

Пойдешь исполнить то, что надо.

Отступит пред тобою враг

И рухнет каждая преграда -

Лишь потому, что ты хранишь,

Как талисман, указ священный,

Который с горней Вышины

Тебе послал Благословенный!

Н.Д. Спирина «Белый Лобнор»

«"Как же, Владыка, распространять Учение Твое? Как же, Владыка, найти тех, кому суждено приложить Слово Твое к исполнению?"

И сказал Владыка в напоминание: "Искал отшельник, кому отдать Откровение? И вынес он список и положил его на распутье. Пусть Высший Сам укажет, кому найти Указы Его.

И прошла девочка и обернула хлеб в писания свитка. Но отшельник изготовил другой свиток и опять положил его на распутье.

И подошел купец и покрыл свиток цифрами дохода своего.

Когда же Владыка спросил его: "Как раздал ты Учение?" Он ответил: "Не мне судить, которая птица совьет из начертаний лучшее гнездо".

Так не знаем, кто отдает список на терзание, кто на забвение, а кто положит его под изголовье свое, чтобы утвердить на нем основание свое.

"Не думаю, что поступил не право, отдавая труд тот на пользу неведомых мне".

И утвердил Владыка раздачу Учения без лица, без нетерпения, без раздражения и ожидания.

Так отдайте и вы, не судя, кому отдаете, не утверждая суд каждого дня.

Неси, птичка, Учение и на полете пусти его к очагу, где живут и знают получение в предведении.

Отнесите Учение на перепутье».

Учение Живой Этики, «Агни Йога», 669

Картина писалась перед самой смертью художника и осталась неоконченной на его мольберте. Ее сюжет был связан с Учителем и последними переживаниями Н.К. Рериха перед его уходом. Этой картиной он как бы послал последний привет Гималаям и той удивительной красоте, которую они ему подарили.

Николай Рерих «Из коллекции Международного Центра Рерихов», с. 54, М.

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Последняя, неоконченная картина Н.К. - «Приказ Учителя»: Учитель в состоянии самоуглубления мысленно отдает приказ летящему белому орлу. Этот мотив, эта композиция являются переработкой небольшой картины, написанной Н.К. в тридцатых годах. Но в последней вся трактовка была гораздо сильнее и шире. Пройдет много времени до полной оценки всего творчества Н.К. Воистину он был великим человеком.

С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. Звучание нашего духа

Его прекрасная картина «Приказ Учителя» - это глубокий символ его огромных достижений и необыкновенной жизни.

Держава Рериха. Мой вечный учитель.

Н. ХАТУНЦЕВ/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

3. «ПРИКАЗ УЧИТЕЛЯ»

Пробил судьбою назначенный час.

Горы сомкнулись тесней над долиной.

Прибыл Учителя высший приказ, —

Кончен полет вдохновенный орлиный.

Черные тени застыли внизу —

Скалы готовы принять свою жертву.

Он, побеждавший любую грозу,

Падает, крылья раскинув по ветру.

Словно пытаясь в последнем рывке

В чистое небо над пропастью взвиться…

Нет! Не рыдай в бесполезной тоске —

Дело его бесконечно продлится.

Верь, и душою смятенной воспрянь —

Думай, что он, покидая планету,

Переходя неизбежную грань,

Путь устремляет к извечному Свету.

Д.Н. ПОПОВ Теософия в жизни и творчестве Н.К.Рериха //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Последним произведением художника становится новый вариант картины "Приказ, Учителя", первоначально написанной в 1929 году в осмысление "указа", полученного от того, кого сам Рерих неизменно называет Учителем, Мастером, Владыкой. Указ кончался словами: "Неси, птичка, Учение и на полете опусти его к очагу, где живут и знают получение в предведении". ("Агни-Йога" 669). На полотне мы видим фигуру Учителя, дающего свой напутствующий указ ученику в образе отлетающей белой птицы. Едва завершенная работа так и осталась на мольберте. ...

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика