|
|
|
ЗАКЛЯТИЯ
Отец – огнь, Сын – огнь, Дух – огнь,
Три равны, три нераздельны.
Пламя и жар – сердце их.
Огнь – очи их.
Вихрь и пламя – уста их.
Пламень Божества – огнь.
Лихих спалит огнь.
Пламя лихих обожжет,
Пламя лихих отвратит,
Лихих очистит,
Изогнет стрелы демонов.
Яд змия да сойдет на лихих!
Агламид повелитель змия,
Артань, Арион, слышите вы?
Тигр, орел, лев пустынного поля,
От лихих берегите!
Змеем завейся, огнем спалися,
Сгинь, пропади,
Лихой.
Отец – Тихий, Сын – Тихий, Дух – Тихий,
Три равны, три нераздельны.
Синее море – сердце их.
Звезды – очи их.
Ночная заря – уста их.
Глубина Божества – море.
Идут лихие по морю,
Не видят их стрелы демонов.
Рысь, волк, кречет,
Уберегите лихих!
Расстилайте дорогу!
Кийос, Кийозави!
Допустите лихих!
Камень, знай. Камень, храни.
Огнь сокрой. Огнем зажгися.
Красным смелым.
Синим спокойным.
Зеленым – мудрым.
Знай один. Камень, храни.
Фу, Ло, Хо, камень несите.
Воздайте сильным.
Отдайте верным.
Иенно Гуйо Дья, –
прямо иди! |
|
Сергей Глаголь
Мой дневник
(По картинным выставкам)
...Интересен на «Союзе» Рерих. Крупных вещей нет, но зато целая комната этюдов, эскизов, декораций и, в общем, большой кусок художественной жизни. Есть и неудачное: например, странный, почему-то представляющий «Заклятие земное» эскиз с рожами на камнях и силуэтами фигур с оленьими рогами, или пейзажи с такими облаками, что не возникает сомнения о принадлежности этих ландшафтов к каменному веку, но в дебрях тех исканий, которыми увлечён Рерих, нельзя порою и не заблудиться. ...
Столичная молва (Москва). 1909. 28 декабря. № 97. Понедельник. С. 2.
|
|
* "Везде" - так назвал свою статью, посвящённую знаку Знамени Мира Н. К. Рерих. Действительно, знак этот, предложенный им для охранительного Знамени, необычайно широко распространён в искусстве разных времён и народов. Находя его на различных изображениях, Рерих записывал свои наблюдения и считал, что "для многих будет полезно запомнить" (1). Первый список был небольшой: "Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца..., утверждённая к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печёрской Лавры шестидесятого года - Служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображением Святого Доминга из "Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440)" (2).
1. Рерих Н. К. Листы дневника. - М.: Международный Центр Рерихов, 1995. - С. 150.
2. Там же.
* Нормальные и перевёрнутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха "Заклятие земное" (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками - личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США) (24). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур - Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит человек в странной полусогнутой позе с посохом, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М.А. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики (25).
24. Окладникова Е. А. Загадочные личины Азии и Америки. - Новосибирск.: Наука, Сиб. отд-ние, 1979. - С. 152. - Табл. 13. - № 4.
25. Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур - Саргол. - М.: Наука, 1980. - С. 180, 233
Источник : http://www.smr.ru/centre/win/books/matoch_01.htm
|
|
... человек... покрывает камни магическим узором “Заклятия земного” [8, с. 109].
8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. |
|
В работах «Заклятие земное» 1907 г. и «Колдуны» 1905 г. Рерих изображает языческое священнодействие, показывая тесную связь древнего человека с природой. Колдуны — языческие кудесники — проводят ритуал заклинания на успехи в охоте. Они пляшут в волчьих шкурах вокруг небольшого капища с тремя воткнутыми в землю копьями, наконечники их обращены к небу, словно демонстрируя богам полную готовность охотников. Отождествляя себя с волками, кудесники сливаются с миром природы, откуда черпают силы для предстоящего испытания. Художник не стремится изобразить экстатическое состояние транса или сделать акцент на этнографическом аспекте работы; перед нами символическое изображение обряда как части культуры древних славянских народов. Точно, со знанием археолога, художник передаёт костюмы и прочую атрибутику колдунов, но детали для него не главное, важно проникнуть вглубь веков и прочувствовать мистический порыв, охвативший наших предков. Мы видим погружённых в себя шаманов, динамично двигающихся в таинственном танце; бегущие по небу белые барашки ритмически рифмуются с ощущаемым темпом колдовской пляски.
В «Заклятии» северные жители в оленьих шкурах шествуют в магическом действии по тундре среди выступающих из земли камней, на которых изображены человеческие лица. Любопытно, что по мере удаления лица принимают вид «Знамени Мира» — герба Пакта Рериха. Учитывая, что Знамя впервые появляется на картинах Рериха в 1930-е годы, данный факт носит особый пророческий характер. Заклятие в религиозных доктринах мыслилось как обряд отлучения чего-либо от мира человеческого и передача его в мир божественный. Вероятно, герои на картоне Рериха покидают обитаемые ими земли и прощаются с ними в священнодействии, отдавая их во власть божеств. В этих двух работах культовый обряд поэтически воспевается, демонстрируя сакральную связь земного и духовного миров.
|