Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Заклятие земное
1907

Н.К.Рерих. Заклятие земное. 1907

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=333&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Заклятие земное
Год 1907
Серия Русская серия (не авт. серия)
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Бумага на картоне, темпера, пастель. 49.6 x 64 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-1966

Н.К. РЕРИХ. Глаз добрый. М.: Художественная литература,1991.- 223 с.

ЗАКЛЯТИЯ

Отец – огнь, Сын – огнь, Дух – огнь,

Три равны, три нераздельны.

Пламя и жар – сердце их.

Огнь – очи их.

Вихрь и пламя – уста их.

Пламень Божества – огнь.

Лихих спалит огнь.

Пламя лихих обожжет,

Пламя лихих отвратит,

Лихих очистит,

Изогнет стрелы демонов.

Яд змия да сойдет на лихих!

Агламид повелитель змия,

Артань, Арион, слышите вы?

Тигр, орел, лев пустынного поля,

От лихих берегите!

Змеем завейся, огнем спалися,

Сгинь, пропади,

Лихой.

Отец – Тихий, Сын – Тихий, Дух – Тихий,

Три равны, три нераздельны.

Синее море – сердце их.

Звезды – очи их.

Ночная заря – уста их.

Глубина Божества – море.

Идут лихие по морю,

Не видят их стрелы демонов.

Рысь, волк, кречет,

Уберегите лихих!

Расстилайте дорогу!

Кийос, Кийозави!

Допустите лихих!

Камень, знай. Камень, храни.

Огнь сокрой. Огнем зажгися.

Красным смелым.

Синим спокойным.

Зеленым – мудрым.

Знай один. Камень, храни.

Фу, Ло, Хо, камень несите.

Воздайте сильным.

Отдайте верным.

Иенно Гуйо Дья, –

прямо иди!

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Сергей Глаголь

Мой дневник

(По картинным выставкам)

...Интересен на «Союзе» Рерих. Крупных вещей нет, но зато целая комната этюдов, эскизов, декораций и, в общем, большой кусок художественной жизни. Есть и неудачное: например, странный, почему-то представляющий «Заклятие земное» эскиз с рожами на камнях и силуэтами фигур с оленьими рогами, или пейзажи с такими облаками, что не возникает сомнения о принадлежности этих ландшафтов к каменному веку, но в дебрях тех исканий, которыми увлечён Рерих, нельзя порою и не заблудиться. ...

Столичная молва (Москва). 1909. 28 декабря. № 97. Понедельник. С. 2.

Е. П. Маточкин канд. искусствоведения г. Новосибирск «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н. К. Рериха»

* "Везде" - так назвал свою статью, посвящённую знаку Знамени Мира Н. К. Рерих. Действительно, знак этот, предложенный им для охранительного Знамени, необычайно широко распространён в искусстве разных времён и народов. Находя его на различных изображениях, Рерих записывал свои наблюдения и считал, что "для многих будет полезно запомнить" (1). Первый список был небольшой: "Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца..., утверждённая к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печёрской Лавры шестидесятого года - Служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображением Святого Доминга из "Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440)" (2).

1. Рерих Н. К. Листы дневника. - М.: Международный Центр Рерихов, 1995. - С. 150.

2. Там же.

* Нормальные и перевёрнутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха "Заклятие земное" (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками - личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США) (24). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур - Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит человек в странной полусогнутой позе с посохом, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М.А. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики (25).

24. Окладникова Е. А. Загадочные личины Азии и Америки. - Новосибирск.: Наука, Сиб. отд-ние, 1979. - С. 152. - Табл. 13. - № 4.

25. Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур - Саргол. - М.: Наука, 1980. - С. 180, 233

Источник : http://www.smr.ru/centre/win/books/matoch_01.htm

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

... человек... покрывает камни магическим узором “Заклятия земного” [8, с. 109].

8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика