Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=3383&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Тёмный картон, гуашь, белила. 13,5 × 24,0. На лицевой стороне авторская надпись – вверху над изображением слева: VIII, посередине: IX, справа: ХI, правее, в правом верхнем углу: Середина; внизу посередине на изображении – римская цифра Х. Справа вверху – подпись: Н. Рерих. Поступление от М. М. Екатериничевой в 2009 г. Происходит из собрания А. Э. Авотиньша (Рига). Е. П. Яковлева в своём экспертном заключении датирует эскиз 1904–1905 гг. В списке А. П. Иванова (1915) буквально отмечено следующее: «Северная жизнь. Эскизы майоликовых фризов для дома Общества Россия на Большой Морской [улице]. 1905». Этой же даты придерживается и В. Н. Левитский (1916): «1905. Север. Гуашь. Картоны для майоликовых фризов. (Для о[бщест]ва «Россия» на Морской ул. исполнены в майолике Вакулиным)». Аналогично С. Р. Эрнст (1918) и все последующие каталогизаторы творчества художника. Для доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице (№ 35) художник выполнил серию эскизов. А. П. Иванов (1915), использовавший материалы автора, объединил их одним названием «Северная жизнь». Ныне основной замысел серии можно увидеть в майолике на фасаде дома. После реставрации-воссоздания в 2008 г. весь комплекс рериховских украшений вновь засиял на своём старом месте. Изначально фасад дома был украшен треугольными вставками и майоликовым фризом под карнизом. Здание возводилось в 1905–1907 гг. гражданским инженером Александром Александровичем Гимпелем (1859—1922) совместно с архитектором Василием Викторовичем Ильяшевым (1873—1943). Стены покрыты светло-серым гранитом. Цокольный этаж облицован чёрным полированным камнем, первый этаж – грубо обработанными блоками красного гранита. В отделке использованы дымчато-розовый гранит и плиты чёрной полированной горной породы габбро. В вестибюле и на лестничной клетке вплоть до верхних этажей был создан рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. На нижней площадке – ненцы, нарты, олени, северное сияние (зима). Выше – сюжеты с другими временами года. Белые рельефы сочетались с витражами на лестничных площадках, которые частично сохранились. По преданию, упорно повторяемому из поколения в поколение жителями Большой Морской улицы и краеведами, эти украшения были выполнены также при участии Н. К. Рериха. В интерьерах дома сохранилось большое количество керамических печей, разнообразных по рисунку и цвету полов. Само страховое общество занимало второй и третий этажи, на первом этаже – магазины, в частности «Рояли и пианино» Я. Беккера. Верхние этажи предназначались под жилые квартиры (здесь, например, в квартире мансардного этажа проживал друг художника А. В. Руманов). Е. П. Яковлева в своём экспертном заключении о произведении пишет: «Майоликовые панно получили осуществление в Кикеринских мастерских, принадлежавших известному керамисту Петру Кузьмичу Ваулину (1870—1943), незадолго до того обосновавшемуся в Петербурге. Первый столичный художник, с которым начал сотрудничать Ваулин, был Рерих. Его обращение к майолике стало закономерным этапом художественных поисков. Плоскостно-декоративная трактовка формы, силуэтность рисунка, обобщённые пятна, присущие ранней живописи Рериха, требовали архитектурных пространств и новых материалов. Именно поэтому он с готовностью принял предложение исполнить эскиз для майоликового фриза на фасаде строившегося дома страхового общества “Россия”, возводимого напротив здания Императорского Общества поощрения художеств (Большая Морская, д. 38), в котором с 1898 г. работал, а с 1906 г. жил. Увлечённый русской древностью, красотой и поэзией старинного воинства, Рерих создал эскизы, объединённые общей темой и обобщённо-декоративной, монументальной формой». В 1907 г. сразу два издания опубликовали фотографии законченного фасада дома – «Золотое Руно» (М., 1907. – Апрель. – № 4. – С. 25) и «Ежегодник Общества архитекторов-художников» (СПб., 1907. – Ноябрь. – № 2. – С. 44). О местонахождении других эскизов художника, также получивших осуществление в материале, ничего неизвестно. Три эскиза для треугольных майоликовых вставок были монохромно воспроизведены в «Ежегоднике Общества архитекторов-художников» (СПб., 1906. – Ноябрь. – № 1. – С. 107). |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
<...>
На стенах вестибюля и лестничного пролета вплоть до верхних этажей дома Страхового Общества "Россия" размещен белый рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. Эскизы к фризу и витражам на лестничных площадках приписываются Н.К. Рериху, однако авторство доконца не установлено. Е.П. Яковлева, доктор искусствоведения, в статье "О майоликовых панно на доме страхового общества "Россия" отмечает: "... Нельзя не упомянуть о парадной лестнице, ведущей с первого на шестой этаж. Помимо витражей с изображением пейзажа, грифонов, павлинов и растительного орнамента, её украшает искусно выполненный непрерывный лепной фриз с изображением северной природы, охотников, животных, птиц. ...Кто является автором и исполнителем этого декора, точно не известно, но то, что образное решение и стилистика близки произведениям Николая Рериха начала ХХ века, не вызывает сомнений, хотя сам художник, упоминая о работе, связанной с этим домом, называл только майоликовые панно. Из этого следует, что исследователям еще предстоит выяснить меру участия художника, его коллег и учеников по Рисовальной школе Общества поощрения художеств в оформлении парадной лестницы дома страхового общества "Россия"..." ("Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры. Материалы научно-практической конференции 2009". Одесса, 2010) |