Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Эскиз среднего майоликового фриза для дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице
1905

Н.К.Рерих. Эскиз среднего майоликового фриза для дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице. 1905

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=3383&size=3

  
Атрибуты картины

Название Эскиз среднего майоликового фриза для дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице
Год 1905
Серия Север (Северная жизнь). Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества "Россия" в СПб. (составлена в 1905 г.)
Где находится Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов
Материалы, размеры Тёмный картон, гуашь, белила. 13,5 х 24,0 см
Источник Международная научно-практическая конференция "Рериховское наследие". Т. IX. СПб., 2012
Примечание КП-854, инв. № Г-83. Серия "Северная жизнь". На лицевой стороне авторская надпись – вверху над изображением слева: VIII, посередине: IX, справа: ХI, правее, в правом верхнем углу: Середина; внизу посередине на изображении – римская цифра Х.
См. Также "Варяжские воины (Фотография фриза)"

Описание эскиза из "Некоторые произведения Н. К. Рериха в собрании Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов"

Тёмный картон, гуашь, белила. 13,5 × 24,0. На лицевой стороне авторская надпись – вверху над изображением слева: VIII, посередине: IX, справа: ХI, правее, в правом верхнем углу: Середина; внизу посередине на изображении – римская цифра Х. Справа вверху – подпись: Н. Рерих. Поступление от М. М. Екатериничевой в 2009 г. Происходит из собрания А. Э. Авотиньша (Рига). Е. П. Яковлева в своём экспертном заключении датирует эскиз 1904–1905 гг. В списке А. П. Иванова (1915) буквально отмечено следующее: «Северная жизнь. Эскизы майоликовых фризов для дома Общества Россия на Большой Морской [улице]. 1905». Этой же даты придерживается и В. Н. Левитский (1916): «1905. Север. Гуашь. Картоны для майоликовых фризов. (Для о[бщест]ва «Россия» на Морской ул. исполнены в майолике Вакулиным)». Аналогично С. Р. Эрнст (1918) и все последующие каталогизаторы творчества художника. Для доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице (№ 35) художник выполнил серию эскизов. А. П. Иванов (1915), использовавший материалы автора, объединил их одним названием «Северная жизнь». Ныне основной замысел серии можно увидеть в майолике на фасаде дома. После реставрации-воссоздания в 2008 г. весь комплекс рериховских украшений вновь засиял на своём старом месте. Изначально фасад дома был украшен треугольными вставками и майоликовым фризом под карнизом. Здание возводилось в 1905–1907 гг. гражданским инженером Александром Александровичем Гимпелем (1859—1922) совместно с архитектором Василием Викторовичем Ильяшевым (1873—1943). Стены покрыты светло-серым гранитом. Цокольный этаж облицован чёрным полированным камнем, первый этаж – грубо обработанными блоками красного гранита. В отделке использованы дымчато-розовый гранит и плиты чёрной полированной горной породы габбро. В вестибюле и на лестничной клетке вплоть до верхних этажей был создан рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. На нижней площадке – ненцы, нарты, олени, северное сияние (зима). Выше – сюжеты с другими временами года. Белые рельефы сочетались с витражами на лестничных площадках, которые частично сохранились. По преданию, упорно повторяемому из поколения в поколение жителями Большой Морской улицы и краеведами, эти украшения были выполнены также при участии Н. К. Рериха. В интерьерах дома сохранилось большое количество керамических печей, разнообразных по рисунку и цвету полов. Само страховое общество занимало второй и третий этажи, на первом этаже – магазины, в частности «Рояли и пианино» Я. Беккера. Верхние этажи предназначались под жилые квартиры (здесь, например, в квартире мансардного этажа проживал друг художника А. В. Руманов). Е. П. Яковлева в своём экспертном заключении о произведении пишет: «Майоликовые панно получили осуществление в Кикеринских мастерских, принадлежавших известному керамисту Петру Кузьмичу Ваулину (1870—1943), незадолго до того обосновавшемуся в Петербурге. Первый столичный художник, с которым начал сотрудничать Ваулин, был Рерих. Его обращение к майолике стало закономерным этапом художественных поисков. Плоскостно-декоративная трактовка формы, силуэтность рисунка, обобщённые пятна, присущие ранней живописи Рериха, требовали архитектурных пространств и новых материалов. Именно поэтому он с готовностью принял предложение исполнить эскиз для майоликового фриза на фасаде строившегося дома страхового общества “Россия”, возводимого напротив здания Императорского Общества поощрения художеств (Большая Морская, д. 38), в котором с 1898 г. работал, а с 1906 г. жил. Увлечённый русской древностью, красотой и поэзией старинного воинства, Рерих создал эскизы, объединённые общей темой и обобщённо-декоративной, монументальной формой». В 1907 г. сразу два издания опубликовали фотографии законченного фасада дома – «Золотое Руно» (М., 1907. – Апрель. – № 4. – С. 25) и «Ежегодник Общества архитекторов-художников» (СПб., 1907. – Ноябрь. – № 2. – С. 44). О местонахождении других эскизов художника, также получивших осуществление в материале, ничего неизвестно. Три эскиза для треугольных майоликовых вставок были монохромно воспроизведены в «Ежегоднике Общества архитекторов-художников» (СПб., 1906. – Ноябрь. – № 1. – С. 107).

Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры. Материалы научно-практической конференции 2009". Одесса, 2010
<...> На стенах вестибюля и лестничного пролета вплоть до верхних этажей дома Страхового Общества "Россия" размещен белый рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. Эскизы к фризу и витражам на лестничных площадках приписываются Н.К. Рериху, однако авторство доконца не установлено. Е.П. Яковлева, доктор искусствоведения, в статье "О майоликовых панно на доме страхового общества "Россия" отмечает: "... Нельзя не упомянуть о парадной лестнице, ведущей с первого на шестой этаж. Помимо витражей с изображением пейзажа, грифонов, павлинов и растительного орнамента, её украшает искусно выполненный непрерывный лепной фриз с изображением северной природы, охотников, животных, птиц. ...Кто является автором и исполнителем этого декора, точно не известно, но то, что образное решение и стилистика близки произведениям Николая Рериха начала ХХ века, не вызывает сомнений, хотя сам художник, упоминая о работе, связанной с этим домом, называл только майоликовые панно. Из этого следует, что исследователям еще предстоит выяснить меру участия художника, его коллег и учеников по Рисовальной школе Общества поощрения художеств в оформлении парадной лестницы дома страхового общества "Россия"..." ("Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры. Материалы научно-практической конференции 2009". Одесса, 2010)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика