Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Звенигород. # 99
1933

Н.К.Рерих. Звенигород. # 99. 1933

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=349&size=3

        
Атрибуты картины

Название Звенигород. # 99
Год 1933
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 46.2 х 79 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание См. эскиз

Описание картины

Христова заповедь.

Христос сказал Будде: "Негоже Самим Храм строить, Самим на колокольне звонить. Брат Будда, собери тех людей, которые могут третий глаз возжечь. Помоги им пустыню пройти. Надели их достатком строительным. Чистую звезду перед ними зажги. Воздай меру доверия,- пусть Храм вознесется руками человеческими, чтобы было куда войти Нашему Собору. Удумаем куда посадить строителей, какою мерою честь воздать тому, кто за Нас на весь мир позвонил. Быть тому на Звенигороде".

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

ЗВЕНИГОРОД. (1933 г.)

Картина "Звенигород" об Алтае. В одном из писем Булгакову Н.К.Рерих писал: "Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандою будет местом большого центра".

Если присмотреться к левой половине холста, то можно увидеть стену в ладонях гор, голубых, плавных с деревянными избами, как в Уймонской долине. В легенде о Белой горе (Белухе) говорится: "От горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин. За ними светится Гора Белая!

Камень ли горит? Тайна обозначилась. Пойдем, братце, на тот Свет сияющий! Невиданное увидено. Неслыханное услышано. На Белой Горе стоит град. Звон слышен. Петух в срок закричал. Удалимся в город и послушаем Книгу Великую". (Ж. Сент-Илер. Криптограммы Востока, "Белая гора".)

Строительство города будущего давно возвещалось в легендах, сказаниях народа. Вот одна из легенд Белой горы: "Христос сказал Будде: "Негоже самим Храм строить. Самим на колокольне звонить. Брат Будда, собери тех людей, которые могут третий глаз возжечь. Помоги им пустыню пройти. Надели их достатком строительным. Чистую звезду перед ними зажги. Воздай меру доверия, - пусть Храм вознесется руками человеческими, чтобы было куда войти Нашему Собору. Удумаем, куда посадить строителей, какою мерою Честь Создать тому, кто за Нас на весь мир позвонил. Быть тому на Звенигороде".

"На картине Н.К.Рериха "Звенигород" символически оповещено о строительстве Нового города - мудрые старцы выносят из Храма макет города будущего. Прообразом строительства на Алтае явилось основание в 1930 г. талантливым сибирским писателем Г.Д.Гребенщиковым в далёкой Америке Свято-Сергиева скита. Архитектура Храма на картине полностью повторяет архитектуру часовни, построенной Гребенщиковым в Америке по проекту Н.К.Рериха." (Рериховский вестник. 1991)

Из воспоминаний З.Фосдик, одной из ближайших учениц Е.И.Рерих: "Планы на будущее Рерихи связывали с Алтаем, они надеялись, что со временем обязательно сюда вернутся. Елена Ивановна и Николай Константинович были четко осведомлены, что на Алтае будет воздвигнут город будущего Звенигород. Они знали даже высоту, на которой будет расположен этот город.

Рассказывали о трехступенчатом расположении города Новой Эпохи: внизу сам город, над ним храм человеческих достижений, а над ним - место встречи Земли с духом. Храм человеческих достижений можно считать и Храмом Махатм, ибо Махатмы примут непосредственное участие в его строительстве. Об этом Они заявили прямо и недвусмысленно в одном из посланий, полученных Рерихами: "Камень положен во Храм". (В.Сидоров. Против течения, М.,"Мир через культуру", с.31)

В статье "Он" Н.К.Рерих так пишет о Великом Пришествии: "Он - воевода ведущий. Он ведет неутомимо и непрестанно... Он со знаменем, с утверждением ведет. Он доведёт. Он построит. Он уже несёт град сложенный. В Звенигороде колокола новые. Он дал им язык. Он слил металлы горные с воздушными силами, чтобы удостоверились".

"Всё строится в Огненном Мире, затем опускается в тело тонкое. Таким образом, созданное на Земле будет лишь тенью Огненного Мира. Нужно твёрдо помнить эту череду творчества. Люди должны знать, что многое, созданное в Мире Огненном, еще не опустилось в очертания земные." (Мир Огненный,ч.3, 445)

"Часто люди не понимают насущности воображения. Но как же иначе представить себе наличность Огненных Образов? Всё зарождается в Огне и остывает во плоти. От Мира плотного нужно суметь вообразить путь к огненному зарождению. Только такое отважное представление сделает Огонь Неопаляющим". (Мир Огненный, ч.3, 453)

"Ликуем явлению победы. Не увидят её люди ещё некоторое время, но она уже есть. Подождите, нетерпеливые, не глаз, но сердце определяет победу. Когда огненное построение воплощается уже в Тонком Мире, тогда могут сердца строителей радоваться. Спящие не чуют, если их не вынесут из дома, но пространство уже поёт". (Мир Огненный, ч.3, 485)

"Великие огненные сподвижники - краса и радость планеты. Должно человечество оказать благодарность этим помощникам". (Мир Огненный, ч.3,428)

Алтайских гор Космический магнит влечет исполнить планы Мирозданья,

Звенигорода колокол звенит, достойных призывая к созиданью.

О.Ауновская

Урикова Н.В.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

Камень! И вся страна — камень великий, адамант драгоценный! Будет ли он Тигерец или Котанда? Или Ак-кем? Или Карагай? Или Студенец? Всё-таки камень!

И древняя мудрость перенесла в Сибирь драгоценные горы. Сумир, Субур, Сумбир, Сумеру. Там “кузнец куёт судьбу человеческую на серебряных горах”. Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери. И разноцветны травы превыше всадника. И звучит всё Беловодьем. Истинно Звенигород. Да будет!...

Не малы пути сибирские, велики их места. Велико им суждённое. Страна Белого Бурхана, страна доброго Ойрота. Страна Самбатиона. Страна Чуди подземной. Страна кузнецов Курумчинских, ковавших коней всех великих путников от восхода на закат.

Как колокола Звенигорода, как святыни Китежские зовут и ощущают и велят идти к преуспеянию, также пусть и этот день свидетельствует о клятве строительства доброго. Не можем сегодня же не помянуть и Святого Хранителя всех святынь Китежских, всех лавр Духа — Преподобного Св. Сергия. Сама необъятность сибирская приближает сегодня всех борцов подвига, просвещения и мужества несломимого (10).

10. Сборник комментариев к картинам Н.К. Рериха. Новосибирск. Д.Н. Попов, Н.Д. Спирина, О.А. Уроженко, Н.В. Жукова и др. (распечатка с дискеты 1995 г.).

А. ШУСТОВА Символ Светлого Града в творчестве Н.К. Рериха. Журнал Восход: № 11-12 (187-188), Ноябрь-декабрь, 2009

...Идею связи города и храма воспринял и отразил во многих своих картинах Н.К. Рерих. Для усиления восприятия этого символа он использует известный в христианском искусстве образ святого, держащего в руках храм. Такой образ мы видим на мозаике «Спас и князья святые» Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской Лавры (1910), на панно «Благие посетившие» из серии «Эскизов росписи моленной в Ницце» (1914), а также на витраже, выполненном по эскизу Н.К. Рериха, на фронтоне музея его имени в Нью-Йорке (1929). Рериховское изображение святых с храмом в руках подобно мозаике «Император Константин со стенами Константинополя» (Х в.) собора Св. Софии в Константинополе. Известен также скульптурный образ Николы Можайского (XIV в.), держащего в правой руке поднятый меч, а в левой — макет града-крепости. Интересно, что на иконах Николы Можайского за градом часто изображалась Богородица, иногда с платом в руках, указывая на связь всех этих символов. У Н.К. Рериха также есть картина «Святой Николай» (1920) с образом Николы Можайского.

...К нашей теме можно отнести и картину Рериха «Звенигород» (1933). В ней мы видим уже целую группу святых с макетом будущего города, в центре которого расположен храм. Святые стоят также на фоне храма, возвышающегося над остальным пространством. На стене этого храма две характерные детали, связанные с Женским Началом. Это большая икона Богоматери, покровительницы всех светлых начинаний, и звонница с семью колоколами различной величины, расположенными группами в три и четыре. Эти колокола — отражение семи основных сил космоса, семи качеств единой всеначальной энергии, Матери Мира, без которой невозможно никакое творение. Ведь творение города — это космический акт, и здесь не обойтись без космических законов. Потому и Звени-город, город звонов, — город, который возводится в синтезе всех Сил Небесных, воплощённых на картине в гармонии колоколов. Заметим, что Звенигород — это именно город, а не монастырь в каком-нибудь сокрытом месте.

Рериховский «Звенигород» во многом соотносится с иконой «О Тебе Радуется», написанной Дионисием в XV веке. Богородица выступает здесь как средоточие храма, храм — как средоточие города, город — как средоточие Нового светлого мира, олицетворённого райским садом. Именно силой Богоматери, Матери Мира, созидается новое творение.

...В рассмотренных картинах Н.К. Рерих не случайно использует образ однокупольного храма, какие во множестве строились на Руси в древние времена. Архитектурная форма куба, увенчанного куполом, наиболее полно отражает идею совместного бытия земного (куб) и небесного (купол). Круг в квадрате — древний универсальный символ — воспроизводится в плане такого храма. Этот же символ характерен и для города с его крепостными стенами и храмом в центре. Предназначение храма, как и города, мыслится как раз в том, чтобы помочь соединить земной и небесный миры в сознании человека.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

European Center of Roerich Museum, Paris (loan) (1933); Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1984)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика