Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Благие посетившие [Панно]
1914

Н.К.Рерих. Благие посетившие [Панно]. 1914

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=35&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Благие посетившие [Панно]
Год 1914
Серия Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.)
Где находится Горловский художественный музей. Украина
Материалы, размеры Холст, темпера. 320 x 212 см.
Источник Е.П. Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005
Примечание Инв. Ж-288

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• “По своей живописной идее эта роспись восходит к уже упоминавшемуся эскизу “Росписи в моленной”, 1905 года, хранящейся в Русском Музее Императора Александра III (ныне — Гос. Русский Музей). Целое росписи тогда так представлялось художнику : в полутёмной комнате по стенам мягкого, глубоко-вишнёвого, золотистого тона, играющего словно старинная драгоценная ткань, вспыхивают золотистые, дрожащие лики... В Ницце более или менее осуществилась эта мечта...” [26, с.33].

• “Кроме этих капитальных произведений художником создано ещё несколько единичных работ в этом же роде, интересно дополняющих и уясняющих большие росписи: так, в 1907 году в дымчато-огненных тонах “Илья пророк”, в 1908 году — золотистый “Св. Георгий Победоносец”, в 1909 году “Пантократор” (на золотом фоне фигура Благословляющего, выдержанная в тонах византийских эмалей) и “Спас” в окружении огненных ангелов (картон для мозаики над входом в Талашкинскую церковь), в 1910 году — “Князья святые” (картон — синее и жёлтое — для надвратной мозаики в Почаевской Лавре), в 1911 году — “Сошествие во ад”, в 1913 году — четыре эскиза росписи часовни в Пскове (близко по стилю к канонам русской иконописи XVII века) и эскиз мозаики орнаментального характера для памятника А.И. Куинджи на Смоленском кладбище [26, с.34].

• Она состоит из четырнадцати холстов: тринадцати картин и десятиметрового фриза. Интерьеры виллы разработал брат Николая Константиновича, архитектор Борис Константинович Рерих...

С.Р. Эрнст назвал эту серию “капитальными произведениями художника”...

Начавшаяся первая мировая война помешала транспортировке панно из Петербурга в Ниццу, и работы остались в России. До начала 1960-х годов вся серия панно находилась в частном собрании. В 1962 году коллекционер С.А. Мухин передал имеющуюся у него коллекцию произведений Рериха, в том числе и все четырнадцать панно для виллы в Ницце, в Музей изобразительного искусства города Горловки, где они находятся в настоящее время.

В этой работе Рериха заключён не какой-то конкретный исторический смысл, а всеобщий, вселенский. Он писал по два почти аналогичных варианта одно-сюжетных панно символико-аллегорического характера: “Благие посетившие”, “Древо благое произрасло”, “Город” и “Входы”. Исключение представляет сюжет “Хозяин дома”, разработанный на одном холсте, и “Отроки продолжатели” — на четырёх холстах. На стенах круглой ... комнаты должны были повторяться все эти образы, а завершал убранство десятиметровый фриз. В “Благих посетивших” представлены фигуры святой и святого, помещённые на облаках. В трактовке фигур заметно влияние готического искусства. В руках святого — храм века; в руках святой — венец. Святые охраняют “древо жизни”, расположенное в центральной части холста.

Необычайно красива и вместе с тем глубоко символична цветовая гамма этих панно. На холстах “дымчато-янтарного” цвета спокойные, величавые фигуры в тёмных, пурпурных одеждах с тусклыми золотыми узорами. Плоскость холста подчёркнута “деревом” с фиолетовой кроной и оранжевой листвой. Аналогичные “древа” со стилизованными птицами изображены на холстах под названием “Входы”. Колорит построен на фиолетовом и оранжевом цветах, символизирующих духовность и вечность. Узоры и весь характер орнамента на декоративном фризе, архаизированные изображения растений, животных и птиц на фризе и картинах составляют единое целое с плавными контурами, очерчивающими фигуры “Благих посетивших” и “Отроков”. Глубокие тёмные, насыщенные оттенками тона одежд в контрасте с мерцающей позолотой узоров и яркими оранжевыми вспышками “древа” способствуют единому художественному решению.

Главная идея панно — утверждение духовного начала, ведущего к гармонии жизни. Здесь заключена также мысль о синтезе культур. Именно поэтому в художественном исполнении панно сочетаются черты искусства разных стран и эпох: древнерусской, восточной и готики. Накануне грядущей мировой войны Рерих призывает человечество к единению на основе любви.

Несмотря на всё разрастающуюся пропаганду классовой борьбы и ненависти, вопреки ей, художник оставался верен мечте о братстве народов, которое достижимо лишь путём нравственного усовершенствования [40, с.33-36].

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

И. Н. БОНДАРЬ Модерн в творчестве Н. К. Рериха. Живопись из коллекции Горловского художественного музея

...Эскизы росписи Моленной (1914), которые Рерих писал для виллы Лифшица в Ницце, неоднократно изучались и описывались в литературе. Очень интересны и подробны недавние работы Л. В. Короткиной «Малоизвестные панно Н. К. Рериха», Н. П. Писаренко. «Каталог произведений Н. К. Рериха из собрания ГХМ» и Е. П. Маточкина «Религиозное искусство Н. К. Рериха: Панно для моленной». Каждая из этих работ по-новому раскрывает авторский замысел и скрытую символику панно.

С. Эрнст назвал эскизы росписи моленной одним из капитальных произведений еще при жизни мастера [4]. И сейчас, когда от времени написания работ нас отделяет почти век, думается, что и этого мало, чтобы увидеть, осознать то великое, что видится на расстоянии, понять до конца символику и иносказания. «Так поймете, почему символ до известной степени нужен как условный знак, но потом становится несносным и отпадает как шелуха» [5]. Эскизы росписи моленной были выполнены в 1914 г., и не так уж много времени отделяет их от этих слов, сказанных Рерихом в «Живой этике». Художественное творчество Рериха именно в «русский период» подготовило почву для реализации дальнейших духовных устремлений. Редкая интуиция вела его по той единственной дороге, которую он выбрал, которую знал с раннего возраста. Судьба дала ему возможность, талант сначала образно передать свое миропонимание и мировосприятие в художественном творчестве. А уже потом было слово. Основная мысль и художественного, и литературного наследия Рериха - усовершенствование мира через самоусовершенствование человека, изменение образа мысли.

А результатом положительного образа мышления станет духовное единение людей. «Моленная» - его помощь, подсказка на этом трудном пути изменения сознания. Она предназначена для работы над собой, успокоения души, «упорядочения мысли».

«Молитва есть осознание вечности… Так в молчании не тратя времени можно получить струю освежения», и еще, там же: «Христос говорил: не в храме, но в духе будете молиться» [6]. Можно видеть моленную круглой, овальной, прямоугольной, можно варьировать размещение полотен, пытаясь представить, каким видел ансамбль моленной Н. К. Рерих, но вот что представляется в этой Моленной с трудом, так это иконостас. Моленная цельна, самодостаточна по своему предназначению, именно для того чтобы молиться в духе. Кстати, то, что Лившиц заказал роспись моленной Рериху, многое говорит о самом заказчике. Церковные власти проявляли недовольство монументальными росписями Рериха, каноническая церковная традиция им явно не соблюдалась. Мирискусники тоже не всегда его понимали — творчество Рериха не укладывалось в рамки существующих направлений, уж слишком он уходил в прошлое, загадочной была его символика. Лившиц не мог не знать, что его моленная не будет просто моленной в обычном понимании этого слова.

Все что Рерих делал, он делал для будущего. А будущее никогда нельзя предугадать полностью, как нельзя было предугадать судьбу моленной. Зная историю бытования панно [7], в частности то, что прежде чем попасть в наш музей, они пролежали много лет в рулонах, задумываешься, может ли быть слишком строгим порядок расположения панно в моленной. Задумывая интерьер моленной, Рерих четко представлял себе весь ансамбль. Но порядок расположения панно вряд ли был для него слишком принципиален: как ни расположи их, они в любом порядке смотрятся как единое целое, более того, каждое произ¬ведение само по себе вполне самостоятельно, несет в себе символическое значение и эмоциональный фон всей моленной. И, как мы знаем, Рерих еще при жизни очень спокойно относился к тому, что его произведения рассеяны по всему миру, а потому мог предположить и то, что со временем панно могут быть разрознены. Для него важно было передать в будущее саму идею. А ее содержит как весь ансамбль целиком, так и каждое отдельное полотно.

«В древних культах всегда оставались признаки духовных учений. Даже старый хоровод сохранил начало духовности...» [8]. Историк с величайшей интуицией Рерих прекрасно знал, что особенность влияния древнерусского искусства в огромной степени определялась жизненностью патриотических идей, особенностью менталитета. Уже в XI-XII вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей. В религиозном образе перед людьми раскрывался идеал гуманных и нравственно чистых отношений [9].

...Его «Благие посетившие» (два парных панно) - олицетворение терпения, жертвенности, христианского милосердия, познавшие и хранящие великую тайну, готовые в нужный момент передать ее людям. На панно изображены величественные и спокойные фигуры святой и святого, между ними «древо жизни» с прекрасными птицами. Произведение глубоко символично по содержанию. «Древо жизни» проходит через всю серию панно и трактуют его по-разному — и как вселенский символ доброго начала (Л. В. Короткина), и как «Древо жизни» из небесного Иерусалима (Е. П. Маточкин). До наших дней дошла прекрасная легенда древних славян про то, как посреди бескрайних вод выросло дерево, и на нем свили гнездо две птицы, от которых пошла жизнь на земле». Деревья присутствовали в росписях древнеславянских жилищ. Символ древа в вышивках, который дошел до наших дней (каждая вышитая веточка — это трансформированное «древо жизни»), служил нашим предкам мощным оберегом.

4. С. Эрнст. Н. К. Рерих. Издание Общины св. Евгении. Петроград. 1918 г., С. 94.

5. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992 г., С. 72.

6. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992г., С. 57, 72.

7. Г. И. Рубанова. Историческая справка о создании Горловского художественного музея. Горловка. 1997 г.

8. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992 г., стр. 28.

9. Всеобщая история искусств, т. 2., Искусство средних веков. Книга первая. Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Гос. издательство «Искусство», Москва, 1960г., С.121-152.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

К 1914 году относится новое большое произведение Рериха в церковном характере — двенадцать панно для молельни виллы Л. С. Лившиц, в Ницце, изображающих «Хозяина дома», «Благих посетивших», «Отроков продолжателей» и «Древо Благое» .

По своей живописной идее эта роспись восходит к уже упоминавшемуся небольшому эскизу «Росписи в моленной» 1905 года, хранящемуся в Русском Музее Императора Александра III. Целое росписи тогда так представлялось художнику: в полутемной комнате по стенам мягкого, глубоко-вишневого, золотистого тона, играющего словно старинная драгоценная ткань, вспыхивают золотистые, дрожащие блики... В Ницце более или менее и осуществилась эта мечта: в круглой комнате с двумя окнами на дымчато-янтарном поле предстают писанные темновато-золотистым тоном фигуры. Очень показательно для Рериха и все содержание росписи — только он мог облечь в такую форму декоративное убранство покоя, посвященного отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны.

Н. КОЧЕРГИНА Картины Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея. Журнал Восход № 7 (183), Июль, 2009

Особое место в коллекции Горловского художественного музея занимают «Эскизы росписи моленной». Они были выполнены Рерихом в 1914 году по заказу мецената Л.С. Лифшица (близкого кругу художников-мирискусников) для его виллы, находившейся в Ницце. Из-за начавшейся войны работы не были отправлены во Францию и остались в России.

«Эскизы росписи моленной в Ницце» — одно из немногих сохранившихся произведений Николая Константиновича в области монументально-декоративного искусства. В его состав входят 13 тематических панно и фриз, исполненные темперой.

Интерьеры моленной, созданные художником, не укладываются в рамки канонов церковной живописи. Небольшие домовые и фамильные церкви и часовни обычно расписывались в строго академическом стиле, и ничего подобного тому, что создал Рерих, в русском искусстве не существовало. Как писал Сергей Эрнст, только Рерих «мог облечь в такую форму декоративное убранство покоя, посвящённого отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны». Предполагалось, что эти росписи будут осуществлены в небольшой круглой комнате, «на дымчато-янтарном фоне».

Согласно замыслу художника, центральным в этой серии является панно «Хозяин дома». Величественный старец, олицетворяющий мудрость и всепонимание, — так Рерих мог изобразить и старейшину рода, и ветхозаветного пророка, и Самого Наивысшего. Более всего в облике Старца поражает взгляд, обращённый одновременно и на зрителя, и вглубь себя и прозревающий какую-то иную, высшую реальность.

На двух панно «Благие посетившие» изображены фигуры святых, склонившихся к расположенному между ними Древу Жизни. Они держат в руках венцы и храм — символ духовных приношений на алтарь служения Благу человечества. Их образы — воплощение жертвенности и милосердия.

Четыре панно с изображением трёх юношей, объединённых одной аурой, называются «Отроки-продолжатели». Эти панно должны были располагаться парами вокруг «Благих посетивших». Образы прекрасных юношей исполнены чувства глубокого молитвенного предстояния. Их иконописные лики, глаза, обращённые ввысь, безмолвные жесты овеяны одухотворённой гармонией. Эти юные сердца — надежда человечества на будущее. Цветок, который мы видим и в руках отроков, и парящим в пространстве, — не символ ли это раскрывшегося цветка духа? Согласно смыслу названия панно, Отроки продолжают дело духовного строительства, начатое Благими посетившими, — нравственное устроение жизни.

Тема Древа Жизни, пришедшая в искусство из библейских времён, проходит через всю серию рос­писей и символически отражает главную идею моленной — идею Духовного Начала, пронизывающего все сферы Бытия. Древу Жизни посвящены два парных панно «Входы», которые должны были располагаться по обеим сторонам входа в молитвенный покой, а также два панно «Древо благое произросло». Композиция «Древа благого» очень необычна: если разместить обе картины рядом, то посередине окажется чудесное дерево с птицами, а продолжив мысленно этот ряд, мы увидим бесконечный сад, полный прекрасных деревьев и птиц, — прообраз райского сада.

Нижнюю часть росписей занимает орнамент, где в сложной символике соединены растения, фантастические животные и птицы. Фриз напоминает каменную резьбу владимиро-суздальских храмов.

Наедине с этими парящими на облаках фигурами с мерцающими нимбами начинаешь чувствовать себя сопричастным миру высшему, наполненному всечеловеческой любовью и состраданием. Творения великого мастера наполняют сердце трепетом перед красотой Несказуемого, и приходит понимание, что есть истинная молитва. «Молитва есть возношение и восхищение»5, — говорит Учение Живой Этики. «Явление молитвы есть собеседование о самом Прекрасном»6. «Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность... Можно проводить часы в устремлении, но существует молниеносная молитва. Тогда без слов мгновенно человек ставит себя в непрерывность всей цепи в Беспредельность. (...) ...В молчании, не тратя времени, можно получить струю освежения»7. Вспомним и Завет Христа: «Не в храме, но в духе молиться будете».

6 Аум. 60.

7 Листы Сада Мории. Озарение. 3-IV-1.

4 Сердце. 475.

Н. ЖУКОВА. О культуре и мире моления. Грани Эпохи. №58 лето 2014

2014 год, Украина, война…

Недалеко от Донецка, в зоне военных действий, под обстрелами — Художественный музей города Горловка, в котором находятся 28 произведений Николая Рериха и работы многих замечательных русских художников. И вновь, как набат, звучат призывы Н.К.Рериха — великого Мудреца и гуманиста о защите Высших ценностей Духа и Культуры от варваров всех времён и народов.

«В течение прошлой великой войны (первой мировой войны — Н.Ж.), — мы прилагали… меры, чтобы обратить внимание на недопустимость разрушений исторических, художественных и научных памятников.(…) Так же и теперь все наши комитеты и группы друзей, которым близка охрана всенародных сокровищ, должны не покладая рук, не упуская ни дня, ни часа обращать общественное внимание на важность и неотложность охраны творений гения человеческого». [4]

В музее Горловки хранятся рисунки Николая Константиновича,, его ранние этюды, картины «Поморяне. Утро» (1906), «Могила викинга» (1908), «Лесовики»(1916) , «Ковёр-самолёт» (1916)…[5]

Но совершенно особое впечатление производят находящиеся там 13 огромных картин-панно и фриз, созданные Николаем Константиновичем в 1914 году, в страшное тёмное время начала первой великой войны… [6]

Чуткий дух художника-провидца уже задолго до того улавливал приближающийся ужас взаимного истребления. К тому времени Рерих написал много грозных картин-пророчеств… Но когда настал роковой момент — художник обращается к Иерархии Света. И на его светозарных полотнах появляются Образы Святых — Тех, к Кому прибегают люди в нужде и горе, к Кому взывают в отчаянии, к Кому обращают свои молитвы…

Необыкновенные по красоте, радостные и чистые, осиянные тёплым золотым светом, трогательные Образы напоминают о Вечном и прекрасном Высшем Мире, откуда приходят на нашу скорбную землю Высокие милосердные Души — Помощники людям во все времена. Они несут Благо, то есть добро. Но привлечь их можно только любовью…

Любовь — самый мощный магнит,

Она приближенье творит,

Она сокращает пути,

Она помогает дойти,

Она зажигает огни.

Любовь — самый мощный магнит! [7]

Строгий старец — Хозяин дома — в благоговении замер, ожидая Святых. Благие Посетившие и юные Отроки Продолжатели парят на облаках, увенчанные золотыми нимбами. Их смиренные приношения Благому Древу — Древу вечной Жизни: венец — символ подвига, храм — оплот духа и огненные цветы Божественной любви и сострадания…

И становится понятна мысль художника — невозможна жизнь на земле без любви к Богу, без братской любви и помощи друг другу…

Языком древних символов Рерих поведал о будущем мире счастья, когда Благие Светочи придут на нашу землю, а Святые Отроки продолжат Их духовные подвиги... И тогда процветёт Древо Жизни, и не только люди — но птицы, звери, всё живое — будут жалеть друг друга и жить в мире. Тогда добро и любовь воцарятся во вселенских городах, чьи башни и купола храмов сверкают в золотом лунном свете, под мерцающими сказочными звёздами…

Рерих создавал эти величественные панно для Моленной — особого покоя, «посвящённого отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны»[8].

Там душа устремляется к Миру Высшему, Горнему. Там творится молитва…

Примечания:

1.Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).

2. Рерих Н.К. Сберегите / Знамя Мира. (Сборник). М., 1995. С.176.

3. Рерих Н.К. Обществу славянской культуры. 1931/ Рерих Н.К. Держава Света.

4. Рерих Н.К.Охранителям культурных ценностей. 1939 / Рерих Н.К. Листы дневника. Т.II.

5. Познакомиться с коллекцией произведений Н.К.Рериха, находящихся в Горловском художественном музее (Украина) можно здесь:

http://gallery.facets.ru/catalog.php?filter=%7C%7C%7C%u0433%u043E%u0440%u043B%u043E%u0432%7C%7C%7C%7C%7C

6. В 1914 году Н.К.Рерих создал эскизы росписи Моленной (13 эскизов декоративных панно и фриза) для виллы Л.С.Лившица в Ницце, которые находятся в Художественном музее Горловки.

7. Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).

8. Эрнст С. Н.К.Рерих /Держава Рериха.(Сост. Д.Н.Попов). М.,1993. С.444.

Источник: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5851

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика