Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Зловещие
1901

Н.К.Рерих. Зловещие. 1901

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=353&size=3

              
Атрибуты картины

Название Зловещие
Год 1901
Серия Начало Руси. Славяне (и варяги) (задумана авт., но не воплощенная серия)
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Xолст, масло. 104 х 233.5 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание № Ж-1958

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во

Одновременно с работой над "Идолами" и "Заморскими гостями" Николай Константинович задумывает картину "Зловещие", которая была закончена в 1901 году, после возвращения из-за границы. Предварительно им была сделана акварель "Вещие". В ней изображен старинный городок, обнесенный бревенчатыми стенами с дозорными башнями. На первом плане стая воронов, предвкушающих добычу с поля брани. То же самое Рерих первоначально изобразил и на картине. Но вдруг что-то резко повлияло на него. В корне изменился замысел произведения. Новый вариант захватил художника полностью. В одном из его писем читаем: "Вчера работал над картиной 7 часов, а сегодня 5 - до полного изнеможения прокладываю красками воронов". И далее в этом же письме следует: "Был у Куинджи. До часу ночи проговорили - разговор полон трагизма расскажу на словах". Предчувствием неизбежных бед преисполнен окончательный вариант "Зловещих". Рерих отрезал верхнюю часть холста с изображением славянского города. Композиционным стержнем картины стали теперь вороны. Но это уже не просто вороны, жаждущие добычи, а олицетворение самого зла. Уничтожив в картине исторический антураж, Рерих сумел передать устрашающее чувство тревоги и настороженности. Зная, как в последующие годы в творчестве художника отражались текущие события общественной жизни, можно утверждать, что "Зловещие" явились его первой попыткой символически выразить свое отношение к современности. Вернувшись из-за границы, Рерих не мог не почувствовать напряженной обстановки в стране. Активизация рабочего движения, крестьянские и студенческие волнения, политические убийства, разгул реакции - все это заставило многих художников, в том числе и Рериха, задуматься о неотвратимости переустройства всего жизненного уклада России. И в картине "Зловещие" зазвучал мотив провозвестия грозных событий. Картины Николая Константиновича, созданные в период 1900-1902 годов, были хорошо приняты публикой и критикой. Не мог остаться к ним равнодушным и неутомимый Дягилев. Он вновь обратился к Рериху с предложением принять участие в выставках "Мира искусства" и присоединиться к объединению.

Б.А.СМИРНОВ. Русский пейзаж в творчестве Н.К.Рериха. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

В 1901—1902 годах он пишет картину «Зловещие», в которой пейзаж из натурного и исторического перерастает в пейзаж философский, заключающий глубокие обобщения. Тема воронов, «вещих птиц», зародилась у художника в статье «На кургане». Вороны, «свидетели истории», птицы сказок и народных легенд, изображены здесь на фоне древнего городка-крепости.

Расширяя тему, художник коренным образом меняет композицию картины: отбрасывая всю верхнюю часть изображения с городком, оставляя лишь воронов. Изменяется и характер пейзажа, он становится символическим: вдали на прибрежных камнях сидят мрачные птицы — вороны, позади их — обобщенные очертания курганов и далеких островов. Сумрачная атмосфера Балтийского моря, его суровая поэзия усиливает символическое звучание темы «вещих птиц», предрекающих события.

Художник много работал над силуэтами воронов, сделал несколько карандашных и акварельных набросков первоначальной композиции. Для пейзажа он использовал гуашь «Камни» (Астраханская картинная галерея). Но характерно, что заимствованные из другой работы элементы пейзажа органически сливаются с «внутренним образом» картины, который возникает как результат длительных наблюдений и широкого обобщения природы Севера и средней полосы России. Примеры использования отдельных элементов пейзажа, взятых с натуры, встречаются у Рериха и позже. Например, в картине «Никола» (1916, Киевский музей русского искусства) камни на переднем плане целиком переписаны с этюда.

Л.В. КОРОТКИНА. Николай Константинович Рерих. СПб.: "Художник России", "Золотой век", 1996. - 192 с., ил.

Определенным диссонансом этому мотиву явилась созданная в 1901 году картина "Зловещие". Вороны сидят на камнях в пустынной местности. Они ¬молчаливые хранители тайн, мудрые птицы, наделенные способностью предчувствовать недоброе. В трактовке формы сохраняется мягкая моделировка, характерная для работ Рериха 1890-х годов. Но одновременно в картине появились новые черты: прием контрастного сопоставления фона и силуэтов, сумрачный колорит, способствующий впечатлению драматичности. В "Зловещих" отразился интерес Рериха к древним народным поверьям, основанным на наблюдениях за жизнью воронов25.

25 А.Н. Афанасьев. Древо жизни. Избр. статьи. М., 1983, с. 123. Эпитет ворона "вещий" был распространен у разных народов, но не всегда имел однозначный смысл. Так, "по греческим сказаниям, ворон был вестиком Аполлона и приносил ему свежую воду, т.е. дождь из облачных источников" (там же с. 124). Аналогичные предания, отождествляющие этих птиц со стихиями были распространены и в Древней Руси. "В русских сказках ворон - самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют ее даром слова и предвещаний" (там же). В Исландии и Англии вороны селились возле жилищ, и это считалось хорошим знаком Англичане верили что пока вороны живут в Тауэре, замок будет несокрушим. Однако бытовало и представление о воронах как о зловещих птицах, поскольку они следовали за войском в ожидании добычи.

А. РЕМИЗОВ Жерлица дружинная / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

2. ЗЛОВЕЩЕЕ

Почуялось ли мне, послышалось...

Дуй, не стой, ветер! Кипи, пенься, застонай, холодное море!

Хотят зарешить тебя, Русская земля, хотят выкопать глаза твои кроткие. Полая ты стоишь, запростали места изменою.

Забедно мне, кровь во мне болит русская о тебе, моя родина: ведь и ныне, как исстари, старые князья русские продают тебя недругам половцам!

А с ними кто еще не охоч?

Недолукий, шохом скрывающийся от опасности, с сердцем, как черствая коковка, наброжье бессчастное, русский невер, забывший крест на груди, изгиляющийся над твоим именем, святая Русь, над словом твоим русским, чернедь беспрокая, колотырники, набивающие карман себе народной казной, вы все заодно, все вы изменники, вы все продаете — горе вам, горе! — православную Русь в сей злой и напастный час.

Дуй, не стой, ветер! Кипи, пенься, застонай, холодное море!

Русская земля, кто же выполет костерь с полей твоих, кто оборонит, кто очистит тебя? Крестное ли терпение народное, кровь ли народа русского... Русская земля!

Дивья тебе, Русская земля, есть у тебя не в запряти еще крепкие и верные сыны, знаю, постоят они, сдынут свой щит, не дадут врагу ободать тебя.

Дуй, не стой, ветер! Кипи, пенься, застонай, холодное море!

Кровь во мне болит русская о тебе, моя родина, и ненять тебя, верю, не погинешь, верую, и твоего имени заветного не исхитить.

Почуялось ли мне, послышалось...

Кипит море, холодное, кипит и пенится. И на серых камнях черные камни, жадное сидит воронье.

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

А вот еще картина, уже в иной плоскости восприятия. Серое небо, хмурая, неоглядная вода. И черными обобщенными формами мрачно высятся черные вороны на камне. «Зловещие» называется эта картина, и действительно, в ней бездна того ведения, которое заставит щемить самое крепкое сердце предчувствием надвигающейся беды.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 2: 1902–1906 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова;Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб. : Фирма Коста, 2005. 558 с.[1] л. портр. ISBN 5

Меценат

Весенняя выставка картин

...Целый ряд выставленных г. Рерихом картин переносит зрителя в эпоху древней Руси, которую он, как истый поэт и тонкий знаток стиля, толкует замечательно красиво и верно. Из картин г. Рериха особенно характерна «Зловещие», изображающая чёрных воронов на скале, как известно, являвшихся всегда вестниками зла. В фигурах воронов, в пейзаже, на фоне которого они сидят, очень много настроения, именно зловещего настроения, и, глядя на эту картину, невольно вспоминаются страницы далёкого прошлого;...

Петербургская газета. 1902. 3 марта. № 60. Воскресенье. С. 3.

Дубль-вэ

Весенняя выставка картин

...оригинальная картина «Зловещие» — группа воронов, выжидающих добычу на камнях прибрежного кургана. …

Петербургский листок. 1902. 3/16 марта. № 60. Воскресенье. С. 2–3.

Покупка картин для музеев

Нам сообщают, что на открывшейся Весенней выставке картин Академии художеств комитет для покупки картин для музеев, состоящий из профессоров: А. И. Куинджи, В. А. Беклемишева, Альб. Н. Бенуа и М. П. Боткина, осматривал подробно всю выставку. Для музея Императора Александра III-го приобретены картины художников: Н. К. Рериха «Зловещие» и Н. П. Химоны «Финляндия»…

Петербургский листок. 1902. 4/17 марта. № 61. Понедельник. С. 3.

Так же: Новое время. 1902. 14/27 марта. № 9348. Четверг. С. 3–4; Петербургская газета. 1902. 8 марта. № 65. Пятница. С. 3.

Ив. Л.

Весенняя художественная выставка

...Из других выставленных теперь работ Н. К. Рериха сильное впечатление производит его картина «Зловещие». На берегу широкой реки (вода написана очень хорошо и своеобразно), на больших камнях расселись зловещие вороны. Эти вороны и общий колорит превосходно передают то настроение, которое хотел передать художник, — зловещее, таинственное настроение. ...

Биржевые ведомости. 1902. 5/18 марта. № 62. Вторник. С. 3.

Старовер

Весенняя выставка в залах

Императорской Академии художеств

...Из девяти выставленных художником картин мне более всего нравится «Зловещие». На берегу холодного и пустынного залива или бурного озера собрались зловещие вороны. Они чуют что-то, очевидно, недоброе. Вдали виднеются голые молчаливые курганы. Колорит картины серый, суровый, ни одного светлого пятнышка. Зловещие вороны вполне гармонируют с мрачным пейзажем и холодной бурливой водой. Картина полна настроения. Её купил музей Императора Александра III и хорошо сделал. ...

Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 11/24 марта. № 68. Понедельник. С. 2.

М. С.

Художественные выставки

Г[-н] Рерих в своих картинах воспевает и воскрешает седую русскую старину, и, нужно отдать ему справедливость, он хорошо её чувствует. Это художник настроения и поэтому наиболее удачны и хороши те его картины, где всё основано на чувстве. Его «Зловещие» лучшая картина: на прибрежных камнях сидят чёрные вóроны, очевидно что-то чуя, что-то поджидая. Перед ними расстилается и катит мутные волны старая русская река, именно старая — это чувствуется по её могучей поверхности, по безбрежности и пустынности берегов. Серое небо нависло над рекою, и ветер рябит её поверхность. Вдали на горизонте, там, где река поворачивает, виднеются серыми точками ладьи. И между этими чёрными вóронами, серо-сумрачным холодным днём, пустынной широкой рекою и бегущими там, вдали, ладьями чувствуется какая-то неразрывная связь, во всём разлито что-то недоброе, гнетущее, зловещее. Манера письма г. Рериха довольно своеобразная, но гармонирующая с его излюбленными темами из седой старины. ...

Новое время. 1902. 13/26 марта. № 9347. Среда. С. 3; на с. 5 помещена ч/б илл. с картины Н. К. Рериха «Зловещие».

Ч/б илл. с картин Н. К. Рериха «Зловещие» и «Охота», фотография «Н. К. Рерих в своей мастерской» опубликованы: Новая иллюстрация. 1902. 18/31 марта. № 10. Понедельник. С. 76, 80.

А. Ш-ин

Итог впечатлений.

(После обзора художественных выставок)

...Такая превосходная вещь, как «Зловещие» (быть может, сильнейшее впечатление всей выставки) не лишена той же двойственности: «картина» требовала бы, чтобы яма влево от птиц была более прочувствована и главное, чтобы самые птицы шевелились и жили, а не только чернели в pendant к чёрной, чудесной по своей внушительности скале; суетливая озабоченность воронов, которой теперь нет, делала бы их ещё более «зловещими»; но тогда иначе пришлось бы писать пейзаж....

Новое время. 1902. 30 марта / 12 апреля. № 9364. Суббота. С. 3.

XXX

Маленькая хроника

Вообще надо заметить, что Весенняя выставка привезена из Петербурга в довольно сокращённом виде. В Петербурге было выставлено более 400 номеров, сюда привезён всего 141 номер. ...

В особенности это относится к картинам Н. К. Рериха, художника, ещё мало знакомого Москве. Из 9 его вещей, фигурировавших на Весенней выставке в Петербурге, сюда прибыли только две картины: «Зловещие» и «Заморские гости». Интересные картины «Языческое», «Соглядатаи», «Поход Владимира на Корсунь» и декоративные работы не удостоили посещением Москвы, между тем, все они нарасхват раскуплены в разные музеи (конечно, не нашей галереей) и частными лицами.

Перед «Зловещими», приобретёнными для музея Александра III, плотной стеной стоит публика. К сожалению, только целый ряд картин этого художника может дать о нём полное представление. ...

Курьер (Москва). 1902. 17 апреля. № 105. Среда. С. 3.

Выставки картин

…Очень хороши по силе производимого впечатления картина Рериха «Зловещие», приобретённая для музея Императора Александра III, и А. Ф. Гауша «Драма». …

Московский листок. 1902. 17 апреля. № 106. Среда. С. 2.

Хроника

Вчера в Строгановском училище открылась академическая выставка, о которой уже были сообщены сведения в нашей газете.

Выставка сразу заинтересовала публику, переполнившую залы. Выставке можно предсказать успех выставки 36-ти художников. В публике только и разговоров, насколько эта выставка интереснее выставки передвижников, застывших на одном месте. Здесь простор, свободное творчество молодых талантов. Больше всего привлекает внимание картина Мурашки «В кафе», «Зловещие вороны» Рериха, ...

Новости дня (Москва). 1902. 17/30 апреля. № 6770. Среда. С. 2.

Н. Георгиевич

На Весенней

...Много мрачной поэзии в картине Н. К. Рериха «Зловещие», приобретённой музеем Александра III. Чёрные силуэты воронов зловеще вырисовываются на мрачном фоне ненастной ночи. Быть беде. Карканье так и висит в этом свинцовом небе. Краски сгущены, но художник удержался в границах, за которыми начинается утрировка. ...

Русское слово (Москва). 1902. 17/30 апреля. № 104. Среда. С. 2.

Академическая выставка

...Рядом с этой «драмой» находится картина Н. К. Рериха «Зловещие». В унылом сумеречном свете на серых каменьях сидят посреди дикой пустыни чёрные вóроны, раскрыв клювы и предвещая карканьем новую беду.

Русские ведомости (Москва). 1902. 22 апреля. № 109. Понедельник. С. 3.

Ив. Л.

Петербургские художники в Москве

...Наибольшим успехом в Москве, как по сведениям печати, так и по частным сообщениям, пользуются работы талантливого А. Мурашко «В кафе» и «Этюд», все картины Н. К. Рериха и в особенности «Зловещие», пейзажи Н. П. Химоны, М. П. Латри, К. Ф. Богаевского, Ф. Р. Райляна, В. И. Зарубина <…>

Биржевые ведомости. 1902. 29 апреля / 12 мая, № 114. Понедельник. С. 3.

С. Сергеевич

«Весенняя» академическая выставка

в залах Строгановского училища

...А вот и другое полотно: «Зловещие». Где-то у холодного серого моря, среди седых, поросших мхом камней собралось «зловещее» вороньё и ждёт добычи. На далёком горизонте мелькают какие-то точки. Что это? Паруса? Сказать трудно, но недаром слетелось сюда зловещее племя. Оно чует и битву, и добычу. Картина написана в отличие от «Заморских гостей» вполне реально, но тоже не лишена несомненного настроения.

Жаль только, что она как будто успела почернеть. ...

Курьер (Москва). 1902. 3 мая. № 121. Пятница. С. 3.

Н. Рерих

[Помещены 11 илл. картин Н. К. Рериха: «Волхов», «Ждут», «Городок», «Поход Владимира на Корсунь», «Заморские гости», «Языческое», «Зловещие», «Гонец», «Черепа», «Зловещие» (вариант), «Рисунок».]

Мир искусства. 1902. № 5–6. С. 309–315.

А. Ростиславов

Картины Рёриха

...Но в творческой фантазии Рериха так много всем нам близкого, родного. Смутная фантастичность, поэтическая прелесть наших преданий, поверий, сказок, в которых столько страшного и заманчивого, так прекрасно переданы в картинах «Волки», «Зловещие», «Заповедное место» и др. ...

Театр и искусство. 1903. 23 марта. № 13. Воскресенье. С. 277–278.

Сергей Маковский

Народная сказка в русском художестве

...Н. Рерих (тоже молодой художник, недавно окончивший Академию) избрал себе иную область. Он углубился в тёмное языческое прошлое русского народа, соприкасающееся с легендарным скандинавским миром. Его композиции очень интересны. Мне нравятся более других «Зловещие» и «Языческое». В них действительно чувствуется седая быль, что-то далёкое, неясное, страшное. За ними есть даль художественной мысли…

Журнал для всех. 1904. Февраль. № 2. С. 97–106. На с. 101 помещены ч/б иллюстрации с картин Н. К. Рериха «Зловещие» и «Языческое».

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Сергей Маковский

Н. К. Рерих

...Он пишет, точно колдует, ворожит. Точно замкнул себя волшебным кругом, где всё необычайно, как в недобром сне. Тёмное крыло тёмного бога над ним. Нам жутко. Нерадостны эти тусклые, почти бескрасочные пейзажи в тонах тяжёлых, как свинец, — мёртвые, сказочные просторы, будто воспоминания о берегах, над которыми не восходят зори; и когда загораются в них яркие пятна и нежные просветы, мы видим не солнце, а мерцания драгоценных камней и перламутровых раковин на дне подводных пещер. И нам понятно, почему одна из лучших картин Рериха — «Зловещие»: чёрные птицы у моря, неподвижные вороны на серых камнях, пугающие мысль недоброй сказкой. То же зловещее молчание идёт от большинства картин. Перед ними не хочется говорить громко. На шумных выставках они кажутся из иного мира. ...

Золотое руно. 1907. Апрель. № 4. С. 3–7. На с. 3 помещена виньетка Н. К. Рериха.

Н. К. Рерих

(Материалы к его биографии)

...По возвращении из-за границы он выставил на ежегодной академической выставке картины «Зловещие» и «Заморские гости», приобретённую для Царскосельского дворца. ...

В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 7–9.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

Н. Валентинов

С выставки картин «Союза»

(В Городском музее)

...Прекрасно сказано о Рерихе у Сергея Маковского в книге его о русских художниках: он пишет, точно колдует, ворожит. Точно замкнул себя волшебным кругом, где всё необычно, как в недобром сне. Тёмное крыло тёмного бога над ним. Нам жутко. Нерадостны эти тусклые, почти бескрасочные пейзажи в тонах тяжёлых, как свинец… И нам понятно, почему одна из лучших картин Рериха «Зловещие» — чёрные птицы у моря, неподвижные вороны на серых камнях, пугающие мысль недоброй сказкой. То же зловещее молчание идёт от большинства картин. Перед ними не хочется говорить громко. На шумных выставках они кажутся из иного мира…

Киевская мысль. 1910. 25 апреля. № 113. Воскресенье. С. 3–4.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика