Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=356&size=4
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Завершающим в списке произведений серии «Знамёна Востока» Рерих поставил картину «Змий Древний». В ней загадочно сошлись две сюжетные линии – дракон среди хаоса мировых вод и рождение Афродиты. В обоих случаях можно указать первоисточники, которые цитирует Рерих. Восточная линия, по всей вероятности, ведет свою родословную от свитка «Драконы и водопад среди скал» старинного китайского мастера Чен Юнга (Музей изящных искусств, Бостон), западная же – от известного памятника античности «Трон Людовизи» (Национальный музей, Рим). Такое соединение столь различных истоков могло бы показаться искусственным, если бы не было оправдано теми синтетическими идеями, которые заложены как в содержательной структуре серии, так и в ее живописном решении. Сама цветовая гамма полотна, построенная на двух контрастных началах – солнечном желтом и мрачном синем, словно говорит о противоборстве света и тьмы. Архетипические же образы полотна относят к древнейшему культу Азии – культу жены и змея, о которых пишет Рерих в своих дневниках «Алтай – Гималаи»166. Произведение Рериха символично, неоднозначно и допускает различные интерпретации. Восточный зритель увидит здесь великого змея Ананду и сюжет, как «из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира»167. А западного, возможно, привлечет высказывание B.C. Соловьёва, связанное с Апокалипсисом. «Жена, облаченная в солнце, уже мучается родами: она должна явить истину, родить слово, и вот древний змий собирает против нее свои последние силы и хочет потопить ее в ядовитых потоках благовидной лжи правдоподобных обманов. Всё это предсказано, и предсказан конец: в конце Вечная красота будет плодотворна, и из нее выйдет спасение мира...»168. Этот исход – спасение мира красотой, несомненно, созвучен самой сути рериховской серии «Знамёна Востока», несломимой вере художника в то, что «человечество всё-таки живет красотою»169.
166.Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. 167.Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 163. 168.Цит. по: Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. С. 173. 169.Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 77. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического.
...У Рериха есть произведение, созданное в русле разработок философами Всеединства темы Эроса и прославляющее высшую красоту. Это картина «Змий древний» (1924) из серии «Знамёна Востока». В ней сошлись две сюжетные линии – дракон среди хаоса мировых вод и рождение Афродиты. Причём в обоих случаях можно указать первоисточники, которые цитирует Рерих. Восточная линия ведёт свою родословную от свитка «Драконы и водопад среди скал» китайского мастера Чен Юнга, западная же – от известного памятника античности «Трон Лудовизи». Такое соединение столь различных истоков могло бы показаться искусственным, если бы не было оправдано теми синтетическими идеями, которые заложены как в содержательной структуре произведения, так и в его живописном решении. Сама цветовая гамма полотна, построенная на двух контрастных началах, – солнечном жёлтом и мрачном синем, как бы говорит о противоборстве света и тьмы. Как известно из Гесиода, Эрос появляется в самом начале космогонического процесса, возникая наряду с Землёй из Хаоса. В античной мифологии зачатие Эроса связано с рождением Афродиты, и потому нет Афродиты без Эроса. Философы Всеединства считали Афродиту одним из естественных ликов Софии, узренных греческим гением, и представляли красоту как ощутимую софийность мира. И как Эрос у Платона осуществляет внутреннюю связь во Вселенной между человеком и божественной сферой, так и философы Всеединства и Рерих видели в качестве такого связующего звена любовь, рождающую высшую красоту. Произведение Рериха сложно и многогранно. Одну из возможных его интерпретаций можно связать с идеями Соловьёва. «Жена, облачённая в солнце, уже мучается родами: она должна явить истину, родить слово, и вот древний змий собирает против неё свои последние силы и хочет потопить её в ядовитых потоках благовидной лжи правдоподобных обманов. Всё это предсказано, и предсказан конец: в конце Вечная красота будет плодотворна, и из неё выйдет спасение мира...» 164. Этот исход – спасение мира красотой, несомненно, составляет стержень рериховского мировоззрения, его несломимой веры в то, что «человечество всё-таки живёт красотою» 165.
164.Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. С. 173. 165.Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 77.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].
По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. И как бы ни казались нам, теперешним, рериховские произведения непривычно-далекими, восточными, "мистическими", все же в основе их лежат образы, взлелеянные на почве русской культуры того времени, и только разрыв в духовной традиции и невнимание к идеям русских космистов обуславливают трудности нашего восприятия. Например, в чем смысл такой экзотической картины из этой же серии, как "Змей" (другое название "Рождение мистерий")? Она исполнена в стилистике китайского искусства и ведет свою родословную от свитка "Драконы и водопад среди скал" южно-сунского мастера Чен Юнга (Бостон, Музей изящных искусств), а также включает сюжет рождения Афродиты из известного памятника античности "Трон Людовизи" (Рим, музей Терм). Образ, созданный Рерихом, сложен и многозначителен, и вряд ли можно рассчитывать на его достоверную расшифровку, не имея на то каких-либо авторских указаний. И все же, предлагаемая интерпретация, основанная на тексте Соловьева, который в свою очередь исходит от Апокалипсиса, возможно, как один из вариантов имеет право на существование. "Жена, облеченная в солнце, уже мучается родами: она должна явить истину, родить слово, и вот древний змий собирает против нее свои последние силы и хочет потопить ее в ядовитых потоках благовидной лжи правдоподобных обманов. Все это предсказано, и предсказан конец: в конце Вечная красота будет плодотворна, и из нее выйдет спасение мира, когда ее обманчивые подобия исчезнут, как та морская пена, что родила простонародную Афродиту"[40]. Этот исход - спасение мира красотой, несомненно, созвучен самой сути рериховского мировоззрения и, быть может, выражает главную идею серии "Знамена Востока". ... 36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283. 37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167. 38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38 39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586. 40. Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Высшая школа. 1991. - С. 173. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Китайское влияние можно обнаружить и в других полотнах серии "Знамена Востока". В картине "Рождение мистерий", или "Змей" стилизованный рисунок волн и дракона ведет свою родословную от свитка "Драконы и водопад среди скал" южно-сунского мастера Чен Юнга (Бостон, Музей изящных искусств). |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Мистерия.
Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения: …«Рождение Мистерий». Сочетание раннегреческих и восточных форм. Ритм и единство океанических форм и небесных облаков. Рождение нового культа. З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 2.ХII.24
«Рождение Мистерий».- рождение классических форм, их ритм и гармония. З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI.24
В композицию картины «Рождение Мистерий» включена группа фигур с барельефа знаменитого древнегреческого трона Людовизи, изображающего кульминационную сцену мистерий Афродиты. З.Г.Фосдик. Мои Учителя. Справочный отдел |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Путешествуя по миру, Рерих воочию убеждался в общности духовных исканий человечества, в непреходящей ценности и жизненности этических заветов великих мыслителей. В душе художника всегда жили глубоко почитаемые им образы Иисуса Христа и Сергия Радонежского, к которым он неоднократно обращался в своих произведениях. Вместе с тем его с детства тянуло к Азии, к ее щедрой и прекрасной земле, напоенной древним искусством и таинственной мудростью Востока. Здесь в Азии, все отвечало его идее о возможном синтезе культур, все свидетельствовало о глубоких напластованиях и богатых взаимосвязях искусства. Тогда же в многоликой Индии Рерих-художник загорелся идеей перевести понятие мирового единения из записной книжки наблюдателя-исследователя на всем понятный язык искусства. Влюбленный в Восток, он там искал истоки мудрости и так нужные человечеству притягательные примеры Светочей мира. Рериха пленила живая память народов, хранящих в сокровенных тайниках души образы великих святых, подвижников, основателей мировых религий. Художник посвятил им целую серию живописных работ под названием "Знамёна Востока". Картины были написаны во время организованной им Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928). Завершающим в списке произведений серии "Знамена Востока" Рерих поставил картину "Змий Древний". В ней загадочно сошлись две сюжетные линии - дракон среди хаоса мировых вод и рождение Афродиты. Узнаваемы первоисточники, которые цитирует Рерих. Восточная линия, по всей вероятности, ведет свою родословную от свитка "Драконы и водопад среди скал" старинного китайского мастера Чен Юнга (Музей изящных искусств, Бостон), западная же - от известного памятника античности "Трон Людовизи" (Национальный музей, Рим). Такое соединение столь различных истоков было оправдано теми синтетическими идеями, которые заложены как в содержательной структуре серии, так и в ее живописном решении. Сама цветовая гамма полотна, построенная на двух контрастных началах - солнечном желтом и мрачном синем, словно говорит о противоборстве света и тьмы. Архетипические же образы полотна относят к древнейшему культу Азии - культу жены и змея, о которых пишет Рерих в своих дневниках "Алтай-Гималаи". Восточный зритель увидит здесь великого змея Ананду и сюжет, как "из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира". А западного, возможно, привлечет высказывание В.С. Соловьева, связанное с Апокалипсисом. "Жена, облеченная в солнце, уже мучается родами: она должна явить истину, родить слово, и вот древний змий собирает против нее свои последние силы и хочет потопить ее в ядовитых потоках благовидной лжи правдоподобных обманов. Все это предсказано, и предсказан конец: в конце Вечная красота будет плодотворна, и из нее выйдет спасение мира, когда ее обманчивые подобия исчезнут, как та морская пена, что родила простонародную Афродиту". Этот исход - спасение мира красотой, несомненно, созвучен самой сути рериховского серии "Знамена Востока", несломимой вере художника в то, что "человечество все-таки живет красотою". |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"Трон Людовизи" (Trono Ludovisi) - трехсторонний древнегреческий рельеф начала V века (460-450 гг.) до н. э. ионийского происхождения
Боковая сторона
Боковая сторона
|