Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

И узрим # 8 [И мы видим]
1922

Н.К.Рерих. И узрим # 8 [И мы видим]. 1922

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=363&size=3

                 
Атрибуты картины

Название И узрим # 8 [И мы видим]
Год 1922
Серия Sancta (составлена в 1922 г.)
Где находится Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 71.6 x 101.9 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № 2.1.36, КП 1242. Наиболее часто встречается название "И Мы видим". Название "И узрим" взято из авторского списка картин Н.К. Рериха за 1917-1924 годы из архива Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) (Опубликован http://www.roerich.org/research/list1917.html)

Е.П.МАТОЧКИН Древнерусские традиции и идеи синтеза в творчестве Н.К. Рериха Духовный образ России. Материалы международной общественно-научной конференции 1996. М.: МЦР, 1998. С.102-113.

...В серии «Sancta» (1922) Рерих совершенно по-разному выстраивает пространственные планы. То это почти однородная плоскость без видимой глубины («И мы видим»), то отдельный прорыв к далекому горизонту («И мы открываем врата»), то вообще бескрайние просторы воды и неба («И мы продолжаем лов»). Тем не менее принадлежность всех картин к одной серии, к одному замыслу заставляет искать смысловое единство во всей этой вариации пространственных планов. Анализ приводит к следующим выводам. В первой работе («И мы видим») плоскость картины несет на себе лик Спаса с бесконечно глубоким выражением глаз. Во втором случае («И мы открываем врата») прорыв вдаль имеет своим фокусом церковь, где происходит причащение Телу и Крови Христовым. В последнем случае («И мы продолжаем лов») сама беспредельность насыщается духовной эманацией сродни святой мощи Христа. Дело в том, что Рерих здесь выстраивает свою композицию так, как это делал Рафаэль в своем знаменитом эскизе к ватиканскому ковру. Единственное отличие состоит в том, что у Рериха на полотне нет фигуры Христа. Его золотой нимб превратился в диск солнца, розовый хитон — в закатное небо. Более того, в цветовом отношении у Рериха акцентируется образ солнца как идейно-смысловой центр произведения. Око Вселенной здесь замещает око Христа.

Таким образом, в серии «Sancta» к категории святого относятся не только подвижники в монашеской одежде, с нимбами, но и символическое истолкование пространства, сама беспредельность, как бы насыщенная Святым Духом. Использование древнерусской и ренессансной стилистики говорит о синтезе различных иконографии для выявления образа духовного пространства. Рериховский замысел созвучен мыслям Н.О.Лосского (1915), верившего, что «Царство Духа ... стоит во главе душевно-материального мира, содействуя тому, чтобы он не превратился в безнадежный хаос, но сохранял характер Космоса и величайшие утешения красотою, истиною и добром» 17.

17 Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. С. 455.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Идея эта также была поддержана Н. О. Лосским, верившим, что в основе мира, притом в составе самого мира, есть Царство Божие, как осуществленный идеал: "Царство Духа... стоит во главе душевно-материального мира, содействует тому, чтобы он не превратился в безнадежный хаос, но сохранял характер космоса, и величайшие утешения красотою, истиною и добром, какие доступны нам, достаются на нашу долю благодаря соучастию в нашей душевно-материальной жизни высшего начала, деятельности Духа, т. е. Царство Божия. Положение членов Царства Духа подобно состоянию врача, оказывающего деятельную помощь больному, знающего могущество своей науки и искусства, и притом такого врача, который обладал бы чудесным ведением путей Божьих, открывающих ему смысл земных страданий и несомненность конечной победы добра"[34]. "Если члены этого царства осуществляют конкретное единство, именно живут в Боге и таким образом также друг в друге, то возвышенный творческий замысел каждого члена этого царства встречает живое полное содействие в остальных членах царства Духа... Таким образом, Царство Духа оказывается способным к творчеству в высшей степени, возможной в мире, а вместе с тем оно проявляет и свободу в полной мере"[35].

Эти строки были написаны Лосским в 1915 году, а в 1922 году Рерих пишет серию "Святые", где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет. ...

34. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 455.

35. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 410.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

В живописной серии «Sancta» (1922) Рерих смело соединяет стилистику древнерусской иконописи и искусства Возрождения.

В картине «И узрим» глубина вообще отсутствует. Однако эта абсолютная плоскостность компенсируется духовным видением; кажется, что взгляд иконописного Спаса Нерукотворного пронзает все далёкие дали и все тайники человеческой души. Физической освещённости в картине нет; как в иконах здесь присутствует вечный неземной божественный свет.

СПИРИНА Н.Д. Священная Сюита. Новосибирск: СибРО, 2001.

И Мы видим

Серия «Sancta (Санкта)» («Священная») Николая Рериха, состоит из шести картин. Эту сюиту Н.К. Рерих создал в течение одного года во время своего пребывания в Америке. Вся она посвящена одной теме — Руси Великой. Из письма Е.И.Рерих в Америку мы узнали, что это «любимая серия Великого Владыки». [1]

Крупнейший знаток и биограф жизни и творчества Николая Константиновича Рериха Павел Фёдорович Беликов в своё время писал: «В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности». [2]

Мы хотим ознакомить вас с этой серией и начинаем с картины «И Мы видим». На ней изображён Нерукотворный Лик Христа, запечатлённый на полотне.

О возникновении этого Образа имеется несколько легенд. Одна из них гласит: во времена язычества в малоазийском городе Эдессе при жизни Иисуса Христа правил царь по имени Авгарь, который заболел неизлечимой болезнью. Он вспомнил, что на земле иудеев появился проповедник по имени Иисус, которого одни считают пророком, а другие — Сыном Божьим, и что Он творит исцеления словом или прикосновением. Тогда Авгарь отправил к Иисусу за помощью своего посла, который был одновременно и художником, с целью — или пригласить Христа жить в его городе, или получить Его изображение для своего исцеления.

Придя к тому месту, где Христос обычно проповедовал, посол попытался нарисовать Христа. Но когда художник начал смотреть на Него, то ослепительный свет, исходивший от Христа, не давал ему возможности не только нарисовать Его, но и смотреть на Него. Когда Христос узнал, что художник безуспешно пытается изобразить Его, то Он умыл лицо и приложил к нему белый плат, на котором отпечатался Его Лик.

Царь, получив этот плат, исцелился и велел прибить это Изображение на негниющую доску и повесить в нише над вратами города.

Через некоторое время Авгарь и его подданные приняли христианство. Но один из потомков Авгаря возвратился к язычеству и захотел уничтожить Нерукотворный Образ. И тогда, чтобы спасти Изображение, епископ велел заложить нишу, в которой находился плат, кирпичом.

Но этот Священный Образ не погиб, и когда через два века был вновь открыт, все увидели, что он оказался неповреждённым. И когда персидское войско пошло на город Эдессу, чтобы его захватить, тогдашний епископ вместе со всем духовенством и народом обошёл с этим Образом вокруг городских стен, и враг внезапно отступил от города и удалился.

В Х веке император Византии Константин Порфирородный предложил за Нерукотворный Образ огромный выкуп, и Образ перешёл в Константинополь. В ХI веке произошло разрушение города крестоносцами, и Нерукотворный Образ исчез и больше о нём ничего не было известно. Но изображения этого Лика, скопированные разными художниками, сохранились.

Таких икон в те времена требовалось немало. Они использовались как хоругви, то есть знамёна воинских дружин, и на полях грозных сеч они воспринимались как помощь и защита.

Святой князь Андрей Боголюбский взял с собой в поход против болгарского войска три иконы — икону Божией Матери, Спаса Нерукотворного и «Поклонение Христу». Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей битвы с болгарами 1 (теперь 14) августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья Андрей, его брат Ярослав и сын Изяслав со своим войском поклонились святым иконам, воспевая Пресвятую Богородицу и воздавая Ей хвалы. И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от Лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа, по новому стилю 14-го, — в память о Крещении Руси и победы над болгарами в 1164 году.

Изображения Нерукотворного Лика часто помещали над входами в храмы. Подобные Изображения также помещали над въездными кремлёвскими воротами больших городов — в Москве, Смоленске, Новгороде и других древнерусских городах. И каждый проходящий под ними должен был снимать шапку, иначе стражники, стоявшие у ворот, заставляли невыполнившего этот указ класть земные поклоны перед Святым Образом.

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернёт?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот? —

писал русский поэт Фёдор Глинка (XIX в.).

«Спас — Милостивый, Спас — Кроткий, Спас — Всеведущий, Спас — Всемогущий, Спас — Грозный, Спас — Всеисцеляющий, всё тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями» — так писал Николай Рерих в книге «Священный Дозор». [3]

Тебя никто рукой

не сотворил,

Себя в Нерукотворном Лике

ТЫ открыл,

Чтобы Тебя познав,

смогли стремиться мы

К Надземному —

поверх земной тюрьмы! [4]

Примечания.

1. Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 24 мая 1951.

2. Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., 1973. С. 149.

3. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 203.

4. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2001. С. 347.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• “Всё великое покажите Нам и устыдитесь червя малого, погубляющего правильный вес.

Пересчитайте, кто сколько дал. Будем считать правильно.

Налево — страх, себялюбие, корысть, подозрение, умаление, жалость к себе, Учения затолкование, сорное шептание, предательство делом или помыслом. Направо — отдача, жалость к другим, смелость, бесстрашие, преданность, непреложность, зоркость, подвижность, Щита сознание, путь и свет подвига, украшение храма духа, справедливость понимания, блага возвеличивание. Налево — ущерб и платёж. Направо — получение. Каждый отмерит сам, ибо Видим и Слышим. Ибо нет ни дня, ни ночи, и посланец уже седлает коня. Шлю вам Моё преуспеяние, веками замкнутое, ключ к нему держите чистым. Так повестите”[ 36, Оз., часть II, VI, 18].

• “Очень хотела бы, чтобы он (Боллинг) охранил серию картин “Санкта” — это любимая серия В(еликого) Вл(адыки) [44, т.3; 24.05.51; с.237].

• “... вся чудесная серия “Санкта”, из которой одна куплена Уидом — “Помни” [44, т.3; 26.03.51; с.228].

•... В 1922 году была создана живописная сюита “Sanсta ” (“Святые”).

В неё вошли картины “И мы открываем врат”, “И мы не боимся”, “И мы видим”, “И мы приносим свет”, “И мы трудимся”. Герои картин — безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...

За рубежом в искусстве Рериха один за другим возникали образы наиболее почитаемых на Руси святых — Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Николы, Меркурия Смоленского. Центральное место среди них занимает Сергий Радонежский. [27, с.134].

• В 1922 году художник завершил серию картин “Святые”, на русскую тему.... В картинах создан особый мир, воплотивший духовно-нравственные ценности. Жизнь отшельников, занимающихся мирным трудом: рыболовством, ремёслами, казалась Рериху образцом человеческой жизни, отвечала его мироощущению. Сцены “И мы ловим рыбу”, “И мы трудимся”, “И мы открываем врата”и другие представляют собирательный образ жизни подвижников, замкнутой монастырскими стенами, но наполненной духовными помыслами. Изображение медведя рядом с монахом в одной из работ наводит на мысль о Сергии Радонежском, приручившем медведя. Чистые голубые с белым краски выражают душевную чистоту живущих в этом мире людей. Всё навевает спокойное, возвышенное настроение.

Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами [40, с.67].

36. Агни Йога. (Живая этика).

44. Е.И.Рерих. Письма в Америку... М., “Сфера”, 1996 г.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика