Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=364&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
• “Очень хотела бы, чтобы он (Боллинг) охранил серию картин “Санкта” — это любимая серия В(еликого) Вл(адыки) [44, т.3; 24.05.51; с.237].
• “... вся чудесная серия “Санкта”, из которой одна куплена Уидом — “Помни” [44, т.3; 26.03.51; с.228].
•... В 1922 году была создана живописная сюита “Sanсta ” (“Святые”).
В неё вошли картины “И мы открываем врат”, “И мы не боимся”, “И мы видим”, “И мы приносим свет”, “И мы трудимся”. Герои картин — безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...
За рубежом в искусстве Рериха один за другим возникали образы наиболее почитаемых на Руси святых — Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Николы, Меркурия Смоленского. Центральное место среди них занимает Сергий Радонежский. [27, с.134].
• В 1922 году художник завершил серию картин “Святые”, на русскую тему.... В картинах создан особый мир, воплотивший духовно-нравственные ценности. Жизнь отшельников, занимающихся мирным трудом: рыболовством, ремёслами, казалась Рериху образцом человеческой жизни, отвечала его мироощущению. Сцены “И мы ловим рыбу”, “И мы трудимся”, “И мы открываем врата”и другие представляют собирательный образ жизни подвижников, замкнутой монастырскими стенами, но наполненной духовными помыслами. Изображение медведя рядом с монахом в одной из работ наводит на мысль о Сергии Радонежском, приручившем медведя. Чистые голубые с белым краски выражают душевную чистоту живущих в этом мире людей. Всё навевает спокойное, возвышенное настроение.
Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами [40, с.67].
44. Е.И.Рерих. Письма в Америку... М., “Сфера”, 1996 г.
27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Заканчиваем эту серию картиной «И Мы не боимся». На этой картине мы видим трогательную сцену встречи двух иноков, беседующих друг с другом. Рядом с одним из них тихо и мирно стоит медведь, ловя свои чутким ухом высокие речи светлых старцев, приятные его звериной душе. И монахи его не боятся, чувствуя миролюбивый, дружественный настрой зверя по отношению к ним. Подобно Франциску, видевшему в волке своего брата, медведь был братом для этих иноков, ибо они постигали тот духовный план, на котором всё сущее есть творение Единого Отца всех тварей. В этой сцене ощущается идея великого вселенского родства, изначального единства всего сущего, разобщённого вследствие вхождения во всё более плотные слои материи, ограничивающие восприятие этого закона. Наступающая новая великая Эпоха покоится на незыблемом законе единства всего существующего во вселенной.
Ему с Тобою было хорошо! Тянулся он звериною душою К тому, что именуют добротою, К тому, что светом духа мы зовём.
Он слов не знал, но сердце зверя знало ― Кто друг ему и кто его поймёт, Краюшку хлеба с лаской принесёт И в облике мохнатом уз́рит брата. [18]
Примечания. 18. Спирина Н.Д. Весть Красоты. С. 32. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
МЕДВЕДЬ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Не знаю, когда сильно слово твое: Иногда ты становишься обыкновенным. И, притаившись, сидишь между глупцами, которые знают так мало. Иногда ты скажешь и будто не огорчаешься, если тебя не поймут. Иногда ты смотришь так нежно на незнающего, что я завидую его незнанию. Точно не заботишься ты свой лик показать. И когда слушаешь речи прошедшего дня, даже опускаешь глаза, точно подбирая самые простые слова. Как трудно распознавать все твои устремления. Как нелегко идти за тобою. Вот и вчера, когда ты говорил с медведями, мне показалось, что они отошли, тебя не поняв. Н.К. Рерих «Цветы Мории, сборник стихов», «Не поняв», Берлин, 1921 г. В житии Святого Сергия повествуется о том, как однажды к Нему пришел голодный медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба. Затем этот представитель дикого медвежьего племени стал приходить к Преподобному, подружился с Ним. Если в первый раз этот звериный царь лесов пришел к Нему, влекомый голодом, то потом приходил по призыву сердца. Он уже не голодал, но он любил, а любовь звери знают... Что вызвало ее в звере? Встреча с Океаном любви вселенской, которая была в сердце Светоча Земли русской, ради спасения и возрождения которой Он пришел на эту скорбную землю. «Рано утром его разбудил незнакомый звук. Огромный бурый медведь фыркнул, повел ухом и прислушался. Лес звенел от множества привычных утренних голосов, хорошо знакомых обитателю глухой берлоги. Что же разбудило медведя? Вот опять повторился звук, снова и снова прозвучал он, врезаясь в музыку леса. Что-то новое вторглось в лесную жизнь. Медведь решил разведать. Он лениво поднялся и, не торопясь, вперевалку, пошел по направлению звука. Осторожно просунув морду сквозь заросли кустарника, он увидел на открывшейся перед ним небольшой поляне необычную картину. Над свежесрубленным большим деревом стоял, нагнувшись, Человек с топором в руке и обрубал ветки. Медведь никогда раньше не видел людей. В глухие, непроходимые леса редко заходили они и зверью были непривычны. Друг это был или враг? Зверь приблизился к Человеку. Ткнулся носом в край одежды, принюхался. Сильно развитое обоняние донесло необычный, но очень приятный аромат. Чем он был приятен, медведь не знал; но аромат как-то особенно умиротворяюще и радостно подействовал на него. Зверь почуял Друга. Человек, высокий, статный, мощного сложения, приостановил работу, посмотрел на зверя и произнес что-то. Медведь не понял сказанного, но взгляд Человека был очень похож на луч солнца на маленькой прогалине в лесу, куда он ходил греться ранней весной. Только, помимо тепла, от этого взгляда стало еще и необычайно радостно, сердце забилось быстро и сильно. Постепенно вокруг благословенного жилья стали селиться люди. Их так же, как и зверей, притягивала туда неведомая, влекущая сила. Медведь их не трогал и не боялся, но стал приходить реже. Иногда он сопровождал Друга, когда Тот спускался к речке за водой или в Его одиноких путешествиях по лесу. Иногда к Другу в это время подходили другие люди, и они о чем-то беседовали. Медведь в таких случаях стоял спокойно около своего Покровителя, и его не боялись». Н.Д. Спирина «Сказы» (Сказы о Сергии. Медведь) |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Идея эта также была поддержана Н. О. Лосским, верившим, что в основе мира, притом в составе самого мира, есть Царство Божие, как осуществленный идеал: "Царство Духа... стоит во главе душевно-материального мира, содействует тому, чтобы он не превратился в безнадежный хаос, но сохранял характер космоса, и величайшие утешения красотою, истиною и добром, какие доступны нам, достаются на нашу долю благодаря соучастию в нашей душевно-материальной жизни высшего начала, деятельности Духа, т. е. Царство Божия. Положение членов Царства Духа подобно состоянию врача, оказывающего деятельную помощь больному, знающего могущество своей науки и искусства, и притом такого врача, который обладал бы чудесным ведением путей Божьих, открывающих ему смысл земных страданий и несомненность конечной победы добра"[34]. "Если члены этого царства осуществляют конкретное единство, именно живут в Боге и таким образом также друг в друге, то возвышенный творческий замысел каждого члена этого царства встречает живое полное содействие в остальных членах царства Духа... Таким образом, Царство Духа оказывается способным к творчеству в высшей степени, возможной в мире, а вместе с тем оно проявляет и свободу в полной мере"[35].
Эти строки были написаны Лосским в 1915 году, а в 1922 году Рерих пишет серию "Святые", где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет. ... 34. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 455. 35. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 410.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
И мы не боимся(1922 г.) Картина посвящена Преподобному Сергию Радонежскому. Двое святых (Сергий с монахом) говорят о Боге, о Высшем, о прекрасном, о будущем человечества, т.к. медведь является символом земного человечества с еще достаточно низким уровнем сознания в своей массе. Люди только начинают что-то осмысливать и приближаться к Свету. У Святых - огненные ауры напряженного спокойствия и равновесия, они не боятся зверя, как бы даже не замечая его. Потому и зверь не собирается рычать или нападать на них. Он тоже - в полном спокойствии, хотя, вероятно, голоден и пробудился от спячки. Вдали видна церквушка, звенят колокола. Горы покрыты снегом - символом очищения. Горы стоят, как маяки спасения. Они в розовых отблесках, что символизирует о высоте мыслей монахов, которые тут живут. Начертание теней на колоколообразной вершине напоминает Тонкий план. Тонкие жители тоже слушают монахов и напитываются знаниями. Так Тонкий мир тоже осветляется. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В живописной серии «Sancta» Николай Рерих обращается к стилистике древнерусской иконописи. В полотнах этой серии автор воссоздает близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. Труд русских подвижников, их духовная чистота переданы так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Будучи отделен от Родины океанскими просторами и тоскуя по ней, Рерих прославляет нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности. Картина «И не убоимся» призывает к огненной смелости. И дикие звери могут стать помощниками, как это случилось с медведем, подошедшим к монахам. По Никоновской летописи, у Святого Сергия был лесной друг. Однажды Сергий увидел у порога келии своей огромного медведя, ослабевшего от голода. Пожалел его и принес из келии краюшку хлеба. Мохнатый пришелец мирно съел и потом часто стал навещать его. Сергий делился с ним скудным запасом своим, и медведь стал ручным; так закалялся Дух Преподобного к предстоящему ему подвигу Воспитателя духа народного и Строителя Земли Русской. И вера в победу может коваться в уединенной обители, как это было с Сергием, благословившим православное воинство на ратный подвиг. «Участник и политики, и малых дел житейских, исцелитель, чудотворец… неутомимый труженик и духовидец, друг легкого небесного огня и радонежского медведя, Преподобный Сергий вышел во влиянии своем на мир из рамок исторического. Сделав свое дело в жизни, он остался обликом. Ушли князья, татары и монахи.., а облик жив, и так же светит, учит и ведет» (из книги Бориса Зайцева о Преподобном). «Вечно жив он - Великий Наставник Народа Русского. Поверх печатных хроник пишется нестираемая история героев. Время отсеивает подробности и высекает нерушимый облик великого значения. По этим вехам движутся путники. Никакие тучи, никакие туманы не пресекут рост народных движений. Пусть приходят новые друзья. Пусть будут они деятельнее врагов», - утверждал Николай Рерих. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
https://www.christies.com/lotfinder/lot_details2.aspx?intObjectID=3319805 SALE 9760 IMPORTANT SILVER, OBJECTS OF VERTU AND RUSSIAN WORKS OF ART New York 19 October 2001 LOT 178 NIKOLAI KONSTANTINOVICH RERIKH [ROERICH] (1874-1947) And We Do Not Fear Price realised USD 101,700 Estimate USD 45,000 - USD 55,000 signed with monogram (lower left) tempera on canvas 28½x40¼in. (72.5x102cm.) painted in 1922 in New York
Provenance Roerich Museum, New York Louis Horch Baltzar E. Bolling Then by direct descent Literature Roerich Museum Catalogue, (New York, 1924) ill. V.N. Ivanov and E. Gollerbach, Roerich, (Riga, 1939) ill. p. 37 J. Decter, Nicholas Roerich, (London, 1989) ill. p. 124 Exhibited New York, Roerich Museum, (1930) n. 176 Grand Haven, Michigan, Grand Haven Community Center,Exhibit of Paintings by Nicholas Roerich, (1969) Lot Notes On March 24, 1924, the Roerich Museum opened to the public. "Among the works on display...was the Sancta series. The title of each painting in the series begins with the words And We suggesting not only that the works are connected, but that taken in sequence, they tell a story:And We Are Opening the Gates, And We Do Not Fear, And We are Trying, And We Continue Fishing, And We are Bringing The Light, And We See... The Sancta series relates a spiritual journey. The Travelers on this journey are monks garbed in long, hooded black robes, their faces indistinct. The setting of all the works is Russia... "And We Do Not Fear depicts a wintry landscape; snow blankets the hills, the rocks, and a northern Russian wooden church in the distance. Two monks stand in the foreground; approaching them is a large brown bear. The painting would resemble a contemplative, Kuinji-esque winter landscape were it not for the background, where a helmet-shaped mountain looms large. The top of the mountain is lavender, suggesting the reflection of the rising or setting sun on the snow. The lower part of the mountain is in shadow and the shapes formed by these shadows are ominous, as if cast by an approaching but unseen evil enemy. The monks, however, show not the least apprehension. The power of the spirit, Roerich seems to be saying, will prevail over the forces of darkness in the end..." J. Decter, Nicholas Roerich, (London, 1989) p. 123 |