Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

И несем свет. # 7 [И мы приносим свет]
1922

Н.К.Рерих. И несем свет. # 7 [И мы приносим свет]. 1922

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=365&size=3

                 
Атрибуты картины

Название И несем свет. # 7 [И мы приносим свет]
Год 1922
Серия Sancta (составлена в 1922 г.)
Где находится Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 70.4 х 101.1 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Загружено 3 изображения. Инв. № 2.1.38, КП 1244. См. эскиз Вариант названия - "И Мы несем свет". Наиболее часто встречается название "И мы приносим свет". Название "И несем свет" взято из авторского списка картин Н.К. Рериха за 1917-1924 годы из архива Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) (Опубликован http://www.roerich.org/research/list1917.html)

Описание картины

И несём Свет.

В картине "И несём свет" изображена процессия монахов, выходящих из храма в сумерки. В их ладонях трепещут крошечные огоньки. Это пламя является символом света духовного, который несут в мир христианские подвижники. Их словно благословляют Богоматерь с Младенцем на надвратной фреске, заключённой в большом киоте. Это от рождения Иисуса Христа "…свет пришёл в мир" (Евангелие от Иоанна, 3:19). Это им зажжён светильник любви к ближнему.

Рерих не делил христианских светоносцев на православных и католиков: святые для него общечеловечны. В каждом полотне серии "Sancta" пространство физическое наполняется пространством духовным, свет физический - светом духовным. Художник убеждает нас в том, что везде в мире существует великая реальность, включающая в себя единство материального и идеального, физического и духовного.

Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения

СПИРИНА Н.Д. Священная Сюита. Новосибирск: СибРО, 2001.

И Мы приносим Свет

Сказано в «Гранях Агни Йоги», что полотна Николая Константиновича Рериха «представляют собою кристаллы сгущённого Света… Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущённым, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на неё смотрит. (…) Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи…» [5] «И книги его ― тоже немеркнущий Свет людям. Подобно комете, подобно устремлённому вечно, пронёсся он над Землёю, оставив сияющий След». [6]

Следующая картина ― «И Мы приносим Свет». Прекрасен её символ. Во время вечерней церковной службы, в Великий страстной четверг перед Пасхой, читаются все 12 Евангелий о страданиях Христа. Люди слушают эти чтения с зажжёнными свечами, которые после службы не тушат, а несут домой и дома зажигают лампады от этого огня.

Елена Ивановна Рерих говорит, как «ценно в тяжкое время, среди этой тьмы, пронести свой светильник» [7] и тем до какой-то степени рассеять окружающую тьму. Также и в «Мире Огненном» говорится о значении принесения Света: «Мрак совершенный не будет уже таким, даже при одной искре Света». [8]

В Учении Живой Этики сказано: «Беспросветная тьма! ― так восклицает человек, впавший в отчаяние. Свет погас ― говорит человек, потерявший надежду». [9] Потому так необычайно важно принесение света людям во всех его аспектах.

В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Каждый человек ежемгновенно и постоянно творит Свет или тьму, вынося излучения Света или мрака из своего существа и выявляя их в продуктах своего психического или физического творчества. Все люди являются носителями тьмы или света и все неразрывно и постоянно творят, насыщая энергиями Света или тьмы всё окружающее Землю пространство». [10]

Во всех религиях особо отмечены именно духовные Светочи, приносившие в разные века и в разных странах тот Свет, без которого народы этих стран погрузились бы во мрак духовный.

Сейчас ночь темна, но уж близок

желанный рассвет,

Светлее которого не было в мире и нет.

Горят наши свечи, горят наши души огнём,

Стремясь в мир чудесный который мы

издавна ждём. [11]

Примечания.

5. Грани Агни Йоги. XI. 713.

6. Грани Агни Йоги. IX. 493.

7. Письма Е.И. Рерих. Т.1. 18 июня 1935. Новосибирск, 1992.

8. Мир Огненный. I. 193.

9. Аум. 144.

10. Грани Агни Йоги. IX. 395.

11. Спирина Н.Д. Капли. С. 233.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• “Очень хотела бы, чтобы он (Боллинг) охранил серию картин “Санкта” — это любимая серия В(еликого) Вл(адыки) [44, т.3; 24.05.51; с.237].

• “... вся чудесная серия “Санкта”, из которой одна куплена Уидом — “Помни” [44, т.3; 26.03.51; с.228].

•... В 1922 году была создана живописная сюита “Sanсta ” (“Святые”).

В неё вошли картины “И мы открываем врат”, “И мы не боимся”, “И мы видим”, “И мы приносим свет”, “И мы трудимся”. Герои картин — безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...

За рубежом в искусстве Рериха один за другим возникали образы наиболее почитаемых на Руси святых — Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Николы, Меркурия Смоленского. Центральное место среди них занимает Сергий Радонежский. [27, с.134].

• В 1922 году художник завершил серию картин “Святые”, на русскую тему.... В картинах создан особый мир, воплотивший духовно-нравственные ценности. Жизнь отшельников, занимающихся мирным трудом: рыболовством, ремёслами, казалась Рериху образцом человеческой жизни, отвечала его мироощущению. Сцены “И мы ловим рыбу”, “И мы трудимся”, “И мы открываем врата”и другие представляют собирательный образ жизни подвижников, замкнутой монастырскими стенами, но наполненной духовными помыслами. Изображение медведя рядом с монахом в одной из работ наводит на мысль о Сергии Радонежском, приручившем медведя. Чистые голубые с белым краски выражают душевную чистоту живущих в этом мире людей. Всё навевает спокойное, возвышенное настроение.

Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами [40, с.67].

44. Е.И.Рерих. Письма в Америку... М., “Сфера”, 1996 г.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

...В живописной серии «Sancta» (1922) Рерих смело соединяет стилистику древнерусской иконописи и искусства Возрождения.

...На полотне «И несём свет» пространство немного расширилось в глубину и в сумерках появилось трепетное пламя свечей. Собственно, оно здесь лишь слегка указывает путь движения и по сути дела является символом света духовного, который привносят в жизнь выходящие из храма подвижники.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Идея эта также была поддержана Н. О. Лосским, верившим, что в основе мира, притом в составе самого мира, есть Царство Божие, как осуществленный идеал: "Царство Духа... стоит во главе душевно-материального мира, содействует тому, чтобы он не превратился в безнадежный хаос, но сохранял характер космоса, и величайшие утешения красотою, истиною и добром, какие доступны нам, достаются на нашу долю благодаря соучастию в нашей душевно-материальной жизни высшего начала, деятельности Духа, т. е. Царство Божия. Положение членов Царства Духа подобно состоянию врача, оказывающего деятельную помощь больному, знающего могущество своей науки и искусства, и притом такого врача, который обладал бы чудесным ведением путей Божьих, открывающих ему смысл земных страданий и несомненность конечной победы добра"[34]. "Если члены этого царства осуществляют конкретное единство, именно живут в Боге и таким образом также друг в друге, то возвышенный творческий замысел каждого члена этого царства встречает живое полное содействие в остальных членах царства Духа... Таким образом, Царство Духа оказывается способным к творчеству в высшей степени, возможной в мире, а вместе с тем оно проявляет и свободу в полной мере"[35].

Эти строки были написаны Лосским в 1915 году, а в 1922 году Рерих пишет серию "Святые", где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет. ...

34. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 455.

35. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 410.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика