Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

И открываем # 3 [И мы открываем врата]
1922

Н.К.Рерих. И открываем # 3 [И мы открываем врата]. 1922

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=366&size=3

                 
Атрибуты картины

Название И открываем # 3 [И мы открываем врата]
Год 1922
Серия Sancta (составлена в 1922 г.)
Где находится Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 73.9 х 104.3 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № 2.1.37, КП 1243. Наиболее часто встречается название "И Мы открываем врата". Название "И открываем" взято из авторского списка картин Н.К. Рериха за 1917-1924 годы из архива Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) (Опубликован http://www.roerich.org/research/list1917.html)

Описание картины

Серия "Санкта" была написана в 1922 году во время пребывания художника в Америке. В переводе "Санкта" означает "Святые", но сам Николай Константинович предпочитал слово "Подвижники". В серию вошли картины "И мы открываем врата", "И мы продолжаем лов", "И мы трудимся", "И мы не боимся", "И мы видим", "Сам вышел", "Святой Сергий". В этих полотнах Рерих воссоздает близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Художник показывает нравственную силу русского монашества, его самоотверженный подвиг. Интересный факт: ни в одном из европейских языков не существует аналога слову "подвиг".

На картине "И мы открываем врата" мы видим монаха, открывающего арочные ворота, за которыми - дорога, ведущая к древнерусскому монастырю. Через открытые врата виднеются волнистые холмы, извилистая река - пейзаж, столь характерный для северной русской природы. На одном из холмов стоит часовня. Так же как и в "Цветах Мории" открытые врата и пейзаж означают духовное пробуждение и предстоящий путь. "Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света", - писал Николай Константинович.

24 марта 1924 г. в Америке впервые открылся музей, посвященный творчеству одного художника, - музей Николая Рериха. В открывшемся музее и была представлена серия работ под названием "Санкта".

УРИКОВА Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

И мы открываем врата(1922 г.)

Картина является прологом к сюите-серии "Святые", которые всю свою жизнь проводят в неустанных трудах и заботах на Общее Благо всего человечества, своим трудом призывая к труду и подвигу. На этой картине - формы излюбленной старой русской архитектуры, в просвете врат вырисовывается характерный русский пейзаж. Зритель вводится в близкий и дорогой его сердцу мир Древней Руси и подготавливается к восприятию других полотен, рисующих отдельные сцены из жизни русских подвижников. Сквозь символические врата на переднем плане картины Часовня Сергия. Известно о скромных деревенских церквах Преподобного Сергия, которые явились непобедимым оплотом Руси. Сказано, что Преподобному сослужил пламенный. Собиратель, объединитель и строитель Руси Преподобный Сергий строил светлые средоточия просвещения, символы устремления в будущее.

Существует множество путей-дорог к восхождению духа. Человек наделен свободной волей и сам выбирает свой путь. Он может миллионы лет блуждать в потёмках, пока не откроются ему врата - врата Знаний Высоких Учителей. Нарабатывая положительные качества духа, очищая себя, распиная свою самость, устремляясь к Владыке, можно приблизиться к этим Вратам. У врат сидит Сущность, подстерегающая человека, устремленного в чертог Знания и Мудрости. Это страж Порога. А Великий Сергий Радонежский, в трудах, терпении и смирении победивший дракона самости, показывает путь каждому человеку, открывая Врата Высших Знаний и Красоты.

Аллегорический образ Врат для Н.К.Рериха олицетворяет тайну и красоту познания.

"Предстали перед человечеством события Космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее неслучайно. Время создания культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже "земные" люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все "священные врата". Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся, Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее." (Н.К.Рерих. Врата в будущее, Виеда, Рига, 1991, с.220).

"Сущие храмы создать надо на счастливой почве. В России, в жизни вашей настойчиво откройте врата ищущим сердцам. Я ведаю, когда надлежит открыть Новые Врата.

Отойдите от жизни мертвой. Любите жизнь, сверкающую душами в оправе сияния Божества. Утвердитесь в росте мощи вашего духа. Умейте помнить всегда о Вратах, явленных Нами.

Духовная культура строится Нами и вами. Укрепится Истина мира. Свет пронижет тьму - Свидетельствую. И Духовного Мира открыты Врата.

Дух ваш ринулся, у Врат Приму вас, руки ваши дуновением Согрею и Введу по дороге горней в Храм". (Зов)

"Принципы утверждения Космических Законов заложены в духе. Устремление к Служению всегда открывает явленные Врата; так победа Наша всегда осуществляется законом устремления и непоколебимостью духа. Так сужденное сбудется, так Утверждаю! Так, когда Фокус, утвержденный Нами, будет, истинно, охраняться, то магнит будет действовать". (Иерархия, 289)

СПИРИНА Н.Д. Священная Сюита. Новосибирск: СибРО, 2001.

И Мы открываем врата

Переходим к следующей картине из серии «Sancta». Она называется «И Мы открываем врата».

На этом полотне символически изображена панорама Руси Великой, с венчающем её храмом, вход в которую открывает посланец Иерархии Света. На вратах такого входа, с боков, видны образы светочей Мира, а венчает и благословляет вход в Новый Мир сама Царица Небесная с младенцем Христом.

Войти в Новый Мир можно только с помощью Иерархии Света, озаряющей нас пониманием великого будущего, предназначенного сынам человеческим. Светло будущее для тех, кто следует за ведущей их Звездой.

По словам Н.К. Рериха, эти открытые врата символизируют мир, «где живёт вечная красота и где мысль творит будущую счастливую жизнь». [12] Свободная воля и новое сознание ― условия для входа, так как сказано, что «не войти со старым сознанием во врата Нового Мира, как не летать не имеющему крыльев». [13] И только путём личного ярого устремления к Новому Миру может человек продвинуться к этой светлой цели и преодолеть постоянно мешающие и препятствующие ему обстоятельства и сопротивление ветхого человека внутри себя.

Н.К. Рерих писал по этому поводу в статье «Открытые врата»: «Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света». [14]

В «Гранях Агни Йоги» приведены слова Гуру: «…Время подходит, когда формула Владыки ″Через искусство имеете Свет″ широко откроет врата Нового Мира и позволит войти в него с пониманием. Этому много содействовать будут полотна мои и всё связанное с наследием моим, оставленным человечеству». [15]

«И Мы открываем врата»

Туда, где царит красота

Грядущего нового века;

Завещанный Храм там стоит.

Дом Духа,

и благовестит

О новой судьбе человека. [16]

Примечания.

12. Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 2. М., 1995. С. 189.

13. Грани Агни Йоги. I. 22 апреля 1960.

14. Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 1. М., 1995. С. 591.

15. Грани Агни Йоги. XI. 714.

16. Спирина Н.Д. Весть Красоты. Новосибирск, 1997. С. 18.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• “... за мощными стенами монастыря, где изображены строгие лики святых, виден светлый мир полей и холмов, среди которых радостно и уютно стоит городок с храмами и башнями. Россия грезится художнику как прекрасная сказка. Пространство ограничено стенами монастырской ограды. Монахи в чёрных одеждах неторопливой поступью движутся по направлению к башне. Из башни ход ведёт в мир. Подвижники несут свечи, олицетворяющие в картинах Рериха духовный свет [40, с.66].

• Перед самым отходом Крэн захотел иметь мою картину “И открываем врата”. Душа его уже устремилась к открытым вратам, туда, где живёт вечная красота и где мысль творит будущую счастливую жизнь [35, с.189].

• “Очень хотела бы, чтобы он (Боллинг) охранил серию картин “Санкта” — это любимая серия В(еликого) Вл(адыки) [44, т.3; 24.05.51; с.237].

• “... вся чудесная серия “Санкта”, из которой одна куплена Уидом — “Помни” [44, т.3; 26.03.51; с.228].

•... В 1922 году была создана живописная сюита “Sanсta ” (“Святые”).

В неё вошли картины “И мы открываем врат”, “И мы не боимся”, “И мы видим”, “И мы приносим свет”, “И мы трудимся”. Герои картин — безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...

За рубежом в искусстве Рериха один за другим возникали образы наиболее почитаемых на Руси святых — Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Николы, Меркурия Смоленского. Центральное место среди них занимает Сергий Радонежский. [27, с.134].

• В 1922 году художник завершил серию картин “Святые”, на русскую тему.... В картинах создан особый мир, воплотивший духовно-нравственные ценности. Жизнь отшельников, занимающихся мирным трудом: рыболовством, ремёслами, казалась Рериху образцом человеческой жизни, отвечала его мироощущению. Сцены “И мы ловим рыбу”, “И мы трудимся”, “И мы открываем врата”и другие представляют собирательный образ жизни подвижников, замкнутой монастырскими стенами, но наполненной духовными помыслами. Изображение медведя рядом с монахом в одной из работ наводит на мысль о Сергии Радонежском, приручившем медведя. Чистые голубые с белым краски выражают душевную чистоту живущих в этом мире людей. Всё навевает спокойное, возвышенное настроение.

Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами [40, с.67].

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.

44. Е.И.Рерих. Письма в Америку... М., “Сфера”, 1996 г.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

...В живописной серии «Sancta» (1922) Рерих смело соединяет стилистику древнерусской иконописи и искусства Возрождения.

...В произведении «И открываем врата» замкнутое пространство монастырской стены вдруг прорывается узким проёмом в глубину. Однако виднеющаяся на горизонте церковь опять-таки переводит его осмысление в духовную сферу. Словно бы исходящий от этого далёкого строения свет направляет мысли в символическое русло.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Идея эта также была поддержана Н. О. Лосским, верившим, что в основе мира, притом в составе самого мира, есть Царство Божие, как осуществленный идеал: "Царство Духа... стоит во главе душевно-материального мира, содействует тому, чтобы он не превратился в безнадежный хаос, но сохранял характер космоса, и величайшие утешения красотою, истиною и добром, какие доступны нам, достаются на нашу долю благодаря соучастию в нашей душевно-материальной жизни высшего начала, деятельности Духа, т. е. Царство Божия. Положение членов Царства Духа подобно состоянию врача, оказывающего деятельную помощь больному, знающего могущество своей науки и искусства, и притом такого врача, который обладал бы чудесным ведением путей Божьих, открывающих ему смысл земных страданий и несомненность конечной победы добра"[34]. "Если члены этого царства осуществляют конкретное единство, именно живут в Боге и таким образом также друг в друге, то возвышенный творческий замысел каждого члена этого царства встречает живое полное содействие в остальных членах царства Духа... Таким образом, Царство Духа оказывается способным к творчеству в высшей степени, возможной в мире, а вместе с тем оно проявляет и свободу в полной мере"[35].

Эти строки были написаны Лосским в 1915 году, а в 1922 году Рерих пишет серию "Святые", где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет. ...

34. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 455.

35. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 410.

Е.П.МАТОЧКИН Древнерусские традиции и идеи синтеза в творчестве Н.К. Рериха Духовный образ России. Материалы международной общественно-научной конференции 1996. М.: МЦР, 1998. С.102-113.

...В серии «Sancta» (1922) Рерих совершенно по-разному выстраивает пространственные планы. То это почти однородная плоскость без видимой глубины («И мы видим»), то отдельный прорыв к далекому горизонту («И мы открываем врата»), то вообще бескрайние просторы воды и неба («И мы продолжаем лов»). Тем не менее принадлежность всех картин к одной серии, к одному замыслу заставляет искать смысловое единство во всей этой вариации пространственных планов. Анализ приводит к следующим выводам. В первой работе («И мы видим») плоскость картины несет на себе лик Спаса с бесконечно глубоким выражением глаз. Во втором случае («И мы открываем врата») прорыв вдаль имеет своим фокусом церковь, где происходит причащение Телу и Крови Христовым. В последнем случае («И мы продолжаем лов») сама беспредельность насыщается духовной эманацией сродни святой мощи Христа. Дело в том, что Рерих здесь выстраивает свою композицию так, как это делал Рафаэль в своем знаменитом эскизе к ватиканскому ковру. Единственное отличие состоит в том, что у Рериха на полотне нет фигуры Христа. Его золотой нимб превратился в диск солнца, розовый хитон — в закатное небо. Более того, в цветовом отношении у Рериха акцентируется образ солнца как идейно-смысловой центр произведения. Око Вселенной здесь замещает око Христа.

Таким образом, в серии «Sancta» к категории святого относятся не только подвижники в монашеской одежде, с нимбами, но и символическое истолкование пространства, сама беспредельность, как бы насыщенная Святым Духом. Использование древнерусской и ренессансной стилистики говорит о синтезе различных иконографии для выявления образа духовного пространства. Рериховский замысел созвучен мыслям Н.О.Лосского (1915), верившего, что «Царство Духа ... стоит во главе душевно-материального мира, содействуя тому, чтобы он не превратился в безнадежный хаос, но сохранял характер Космоса и величайшие утешения красотою, истиною и добром» 17.

17 Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. С. 455.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика