Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

И труждаемся # 4 [И мы трудимся]
1922

Н.К.Рерих. И труждаемся # 4 [И мы трудимся]. 1922

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=369&size=3

                 
Атрибуты картины

Название И труждаемся # 4 [И мы трудимся]
Год 1922
Серия Sancta (составлена в 1922 г.)
Где находится Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 71.5 х 101.7 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № 2.1.39, КП 1270. Наиболее часто встречается название "И мы трудимся". Название "И труждаемся" взято из авторского списка картин Н.К. Рериха за 1917-1924 годы из архива Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) (Опубликован http://www.roerich.org/research/list1917.html)

УРИКОВА Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

И мы трудимся.

Путь духовного становления личности начинается с тяжелого физического труда, "всевозможного труженичества". Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию "как раб купленный". На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Они идут по воду на значительном расстоянии друг от друга, что говорит о том, что нет праздной болтовни между монахами. Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой.

СПИРИНА Н.Д. Священная Сюита. Новосибирск: СибРО, 2001.

И Мы трудимся

На картине «И Мы трудимся» на переднем плане изображены трое монахов, идущих за водой для своей обители. Вдали на холме стоит монастырский городок, обнесённый оградой со сторожевыми башнями и с виднеющимся вдали храмом.

Подвижники идут за живой водой, стремясь утолить духовную жажду людей, о которой упоминает А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…» В подвиге труда они черпают эту воду из неиссякаемого живительного источника Божественной Мудрости и по зову сердца делятся ею со всеми жаждущими.

Живую воду воскресенья мёртвых

Они приносят в подвиге своём.

Высок и благодетелен их подвиг,

Своё спасенье в нём мы обретём.

6 февраля 2002 г.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• “Очень хотела бы, чтобы он (Боллинг) охранил серию картин “Санкта” — это любимая серия В(еликого) Вл(адыки) [44, т.3; 24.05.51; с.237].

• “... вся чудесная серия “Санкта”, из которой одна куплена Уидом — “Помни” [44, т.3; 26.03.51; с.228].

•... В 1922 году была создана живописная сюита “Sanсta ” (“Святые”).

В неё вошли картины “И мы открываем врат”, “И мы не боимся”, “И мы видим”, “И мы приносим свет”, “И мы трудимся”. Герои картин — безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...

За рубежом в искусстве Рериха один за другим возникали образы наиболее почитаемых на Руси святых — Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Николы, Меркурия Смоленского. Центральное место среди них занимает Сергий Радонежский. [27, с.134].

• В 1922 году художник завершил серию картин “Святые”, на русскую тему.... В картинах создан особый мир, воплотивший духовно-нравственные ценности. Жизнь отшельников, занимающихся мирным трудом: рыболовством, ремёслами, казалась Рериху образцом человеческой жизни, отвечала его мироощущению. Сцены “И мы ловим рыбу”, “И мы трудимся”, “И мы открываем врата”и другие представляют собирательный образ жизни подвижников, замкнутой монастырскими стенами, но наполненной духовными помыслами. Изображение медведя рядом с монахом в одной из работ наводит на мысль о Сергии Радонежском, приручившем медведя. Чистые голубые с белым краски выражают душевную чистоту живущих в этом мире людей. Всё навевает спокойное, возвышенное настроение.

Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами [40, с.67].

44. Е.И.Рерих. Письма в Америку... М., “Сфера”, 1996 г.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Идея эта также была поддержана Н. О. Лосским, верившим, что в основе мира, притом в составе самого мира, есть Царство Божие, как осуществленный идеал: "Царство Духа... стоит во главе душевно-материального мира, содействует тому, чтобы он не превратился в безнадежный хаос, но сохранял характер космоса, и величайшие утешения красотою, истиною и добром, какие доступны нам, достаются на нашу долю благодаря соучастию в нашей душевно-материальной жизни высшего начала, деятельности Духа, т. е. Царство Божия. Положение членов Царства Духа подобно состоянию врача, оказывающего деятельную помощь больному, знающего могущество своей науки и искусства, и притом такого врача, который обладал бы чудесным ведением путей Божьих, открывающих ему смысл земных страданий и несомненность конечной победы добра"[34]. "Если члены этого царства осуществляют конкретное единство, именно живут в Боге и таким образом также друг в друге, то возвышенный творческий замысел каждого члена этого царства встречает живое полное содействие в остальных членах царства Духа... Таким образом, Царство Духа оказывается способным к творчеству в высшей степени, возможной в мире, а вместе с тем оно проявляет и свободу в полной мере"[35].

Эти строки были написаны Лосским в 1915 году, а в 1922 году Рерих пишет серию "Святые", где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет. ...

34. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 455.

35. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 410.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика