Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=3727&size=6
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Ист.:https://vk.com/im?sel=274393987&w=wall268873171_23009%2Fb33a68d106a8cde612 "Сон смерти подобен. И разве нельзя только мысленно, только в духе, только ко сну отходя, отрешиться от всего земного на эти часы. Если не научиться этого делать сейчас, то не освободиться от груза земных пережитков и при переходе великих границ. И сколько их, перешедших, продолжает влачить призрачное существование в лохмотьях мысленных условий земных, оставленных ими на земле, но не сброшенных с себя духом. Освобождение духа не придет сразу, если над ним не поработать. И вот уже были первые ласточки успешной попытки отрыва: первая – радость, наполнившая почти весь день, вторая – ночные полеты, принесшие новый опыт и новые ощущения. Ощущение очень быстрого полета в тонком теле над землей и вертикальный необычно высокий взлет кверху с быстротой, дотоле никогда не испытанной, – результат отрыва, а также новые ощущения напряженной пульсации и дрожания в груди и биение напряженного сердца, сопровождающего полет. Проход через окна и стены – явления, уже испытанные раньше. Будем расширять и углублять опыт отрыва сознания от плотного окружения перед отходом ко сну, памятуя о беспредельных возможностях развития способностей духа. Возможность Пошлю, но устремитесь. И в нужный момент Помогу, но дайте к чему приложить. И не Замолкну, но будьте со Мною всегда. Успешность во всем обусловлена Близостью в духе. Сказал: «Дом Мой се есть». Теперь, когда дом прежний оставлен и от него отделяют земные пространства, Добавлю: где ты, там и дом Мой и обитель Моя, ибо сердце твое есть обитель Учителя Света, когда осознана Близость и Ашрам утвержден, Ашрам сердца. Так не будем себя ограничивать условиями дома земного, тоже тесного и угрожаемого, и подверженного случайностям жизни. Слова Мои: «Дом Мой се есть» – пойми глубже, не ограничивая своего понимания рукотворными стенами, сложенными руками людей. Дом духа строим, и вот Говорю: Се Дом Мой. Пусть опыт подскажет, что пралайя сознания временна, что прежние накопления неистребимы, что не замолкнет Голос Владыки, что Он никогда не оставит, пока в сердце огни но погасли – огни устремления, огни преданности и любви к Избравшему вас. Вот ищут Его где-то вовне, вознося глаза к небу, но обитель Владыки – лишь в сердце, ибо Сказано было: Я в вас, вы во Мне. Указую начать новую ступень сотрудничества со Мною и выполнения заданий земных. Это требует неотрывного от Меня состояния сознания при выполнении Поручения. Что делать, укажет и подскажет жизнь, но подсказанное выполняется совместно со Мною. Совместная в духе работа требует предстояния постоянного, но зато и не будет препятствий, которых ты, слитый со Мною, не сможешь преодолеть. Как уже Говорил, люди и обстоятельства будут служить. Все будет служить, если ты будешь со Мною. И невозможное станет возможным, непреодолимое – преодолимым, трудное – легким и далекое – близким. Так близость Моя уявляется в сотрудничестве полном, при полнострунном созвучии сердец. Мы живем в будущем и будущим, в котором для Нас все. Живи им и ты. Все достижения твои: расчленение тел, полеты сознательно в каждом, могущество и бессмертие духа, способность творить на земле и в Мирах, все высшие способности видеть, чувствовать и слышать – все, все сосредоточено и закончено в будущем, ключ от которого в твоих собственных руках, ибо то, что ты примешь и утвердишь в настоящем, будет утвержденным и в будущем, принеся урожай во сто крат. И будут от света огненные семена твоих утверждений, дабы будущее твое, утверждаемое ныне, сияло немеркнущим Светом Надземных огней. Так Говорю Я, твой Владыка, напутствуя тебя, сын Мой, на новую ступень духа."
Грани Агни Йоги 1960 г. Февр. 6. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Два мира – плотный и Тонкий, форма и дух, всё больше волновали воображение Рериха и всё убеждённее искал он тайную связь между ними. В его живописи много прозрачной небесной голубизны, огненных всполохов и других природных явлений, среди которых значительное место занимают камни, разбросанные по всей земле. Они полюбились Николаю, когда он ещё девятилетним мальчиком увлёкся археологией. С тех пор камни будут кочевать из одной его картины в другую, пока не превратятся в скалы, затем горные вершины, символизирующие Мир Горний. Объяснение интереса Рериха к минеральному царству можно найти в стихотворении «Священные знаки», написанном им в 1915 году и позже вошедшем в его сборник сокровенной поэзии «Цветы Мории»: Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят...
Неведомые нам слова. Все они полны смысла… В том же году появился эскиз «Дом духа»: мощная каменная глыба, возникшая на границе земли и воды, занимающая почти всё поле листа, на фоне вечного пространственного, небесного движения. Этот эскиз, написанный темперой на картоне, по сути, является картиной-символом, таящей в себе глубокое оккультное знание, тайну вечной Жизни. Через 5 лет в Англии художник вновь вернулся к этому образу, выполнив меньший по размеру эскиз в фиолетовых тонах, стараясь передать всю мощь напряжения сил огненных при создании вещественного мира. В глаза бросается разница в исполнении двух вариантов. В первом акцент сделан на плотную структуру образа – массивная, тяжёлая, каменная глыба. Во втором эскизе, более обобщённом, художник обращает внимание зрителя на внутреннюю сущность неподвижной скалы, на Огонь, благодаря которому в ней течёт жизнь. Именно Огонь является основой минерального царства, которое в свою очередь «есть сам свет, кристаллизованный и имметаллизированный». Рериху удивительным образом удалось передать этот свет, словно просвечивающий сквозь физическую оболочку. И это уже Мир Тонкий, призрачный, хотя для знающих – более реальный. Именно от него зависит красота проявленного мира. Именно дух, внутреннее огненное напряжение несёт миру свет, энергию, магнетизм. Два рериховских варианта «Дома духа» как бы дополняют друг друга, являя «непреходящий образ бытия», образ проявленной Вселенной, исполненной двойственности – дух и материя. Это сама суть проявленного существования, являющаяся двумя аспектами Единства, в котором они синтезированы. Для сокрытия сокровенных, эзотерических знаний в качестве символа Рерих всегда использовал земные, природные образы: облака, горы, реки… Ибо Космический Закон един для всех (Космоса, природы, человека): как вверху, так и внизу. |