Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=373&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
● Свободным художествам. 1913. Январь. № 1. С. 11. ● Огонёк. 1913. 20 января / 2 февраля. № 3. С. [10]. ● Художественно-педагогический журнал. 1913. Приложение к № 12. ● Никольский В. А. Русская национальная живопись. Пг.: Тип. П. П. Сойкина. 1916. Вставка между с. 24 и 25, цв. ил. ● Рерих. 1916. Вставка между с. 18 и 19, цв. ил. ● Politiken (Копенгаген). 1919. 11 января. ● Ekstrabladet. 1919. 13 января. Дополнительный выпуск. ● Søndag. 1919. 19 января. ● Vore Herrer (Копенгаген). 1919. 20 февраля. ● The Studio (Лондон). 1920. Апрель. С. 11. ● The International Studio (Нью-Йорк). 1920. Май. С. 64. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Художник выписывает темперу из Мюнхена, узнает рецепты (охотно делится ими с Серовым), сам готовит краски. В Лондоне увидел незаконченную картину Микельанджело, писанную на зеленоватом холсте, стал работать на цветных холстах, они определяли общий тон картины (и сами определялись им), они давали неожиданные эффекты в сочетании с красками. Для работы над этими холстами художнику уже не нужна натура, не нужны непосредственные зрительные впечатления: он строит новые композиции, новые исторические мотивы как бы из готовых блоков — единожды созданных и уже неоднократно проверенных, использованных художником. Потому ещё картины Рериха сразу, безошибочно узнаваемы: они — словно один бесконечно продолжающийся пейзаж северо-западной Руси, одни холмы, одна река, на берегах которой возникают то идолы, то городища, то фигуры святых. Повторяется пейзаж, повторяются сюжеты, повторяются образы викинга, воина, охотника, старца-колдуна славянского и старца скандинавского, посылающего в странствия молодых викингов. Повторяются и образы-темы кораблей, плывущих вдаль, вечного боя облаков, всадников, вечного странствия воинов и вечного ожидания женщины на берегу. Художник многократно варьирует свои любимые сюжеты: “Заморских гостей”, “Идолов”, “Городища”, — но никогда не делает копий-повторов. Каждая картина входит в огромную, через всю жизнь проходящую, сюиту — вариацию на темы древней жизни, странничества, ожидания, боя и подвига. Удивляет даже не самое количество картин, писанных в эти годы Рерихом, — удивляет как раз то, что в этих сотнях картин, варьирующих и открыто повторяющих одни мотивы, нет и следа ремесленничества, штампа, художественного компромисса. Живописные вариации Рериха не надоедают, как не надоедают музыкальные вариации композитора, который ведет единую мелодию, как не надоедает, но завораживает орнамент восточного ковра, тоже ведь повторяющий единый узор. В единстве, в повторах-вариациях, напротив, проявляется очарование ритма, рождающегося от повторов. Но для этого и основная тема и самый ритм должны быть найдены особенно точно, именно в том качестве, которое наиболее соответствует индивидуальности, мировоззрению данного художника. Свою тему, свой ритм Рерих сохранил на всю жизнь. Это определяет самостоятельность Рериха в круге исторических художников рубежа девятнадцатого — двадцатого веков. А круг этот обширен и разнообразен как никогда... Отличие Рериха — исторического живописца — от предшественников и современников очевидно. Справедливо говорят искусствоведы об одиночестве художника среди “мир искусников”. Они в основном тяготеют к сравнительно недалёкому историческому анекдоту, он — к доисторической эпике. Живопись “мир искусников” изящна, акварельно легка, кисть Рериха плотна и тяжела. Их природа — очеловеченная, современная, почти дачная, его — подчеркнуто первобытная, дочеловеческая... Их прошлое, даже созидательная эпоха Петра Великого, — неустойчиво, ненадёжно, хрупко — узорны не только кружева — поленницы дров на барже. К этому прошлому они относятся со смешанным чувством иронии и грубости, патетика, торжественность, монументальность вовсе не свойственны лидерам “Мира искусства”. Патетика, торжественность, монументальность органически свойственны Рериху. Он не иронизирует, не грустит над прошлым, он славит самое давнее, самое древнее прошлое человечества, огромную землю, которая вращается в лучах ярила-солнца, в свете звёзд, в беспредельном космосе [8, с. 120-123]. 8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Эпоха жизни славянства до призвания варяжских князей почти не известна историкам.Устное предание, послужившее основой для поздней летописи — «Повести временных лет», созданной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором Летописцем, — отражает слабые намёки, по которым можно лишь в общих чертах представить историю, культуру и быт Древней Руси. Некоторые сведения о жизни и нравах древних славян можно встретить в зарубежных источниках.
В те далёкие времена разрозненные славянские племена вели между собой постоянную борьбу за землю, объединяясь лишь на время, чтобы отразить набеги степных кочевников. При патриархальном укладе жизни все дела племени вершили старейшины, и слово их было законом. «Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, — писал один греческий историк, — воровство случалось редко и считалось хуже всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его»1. Другой историк пишет: «Племена славян... любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки»2.
Если говорить о религиозных воззрениях восточных славян, то их истоки уходят в древние индоевропейские верования, где зарождались первые представления человека о сверхъестественных силах. Славяне обожествляли могущественные силы Природы. Высокий холм, огромный камень, берег реки или могучий дуб могли в любое время стать храмом, где совершались обряды почитания языческих богов.
В лекции «Искусство и археология» Рерих отмечает: «Если для поэзии необходима тайна, то где же искать художнику большей поэзии, как не в минувшем, полном очарования тайны? Куда же направлять ему своё воображение, как не в давно прошедшие века, подёрнутые седым туманом? (...) Как-то особенно звучат для нас отзвуки минувшего. Со страниц летописи веет чем-то величаво-спокойным, характеры полны и детски понятны; время отбрасывает все подробности и детали, складывая облик полной художественной правды, общей всем векам и народам. (...) История неотразимо привлекает к себе художника; словно безжалостная водяница, завлекает она его в свои глуби, но чуть отзовись он, поддайся этому течению, и, без помощи младшей сестры истории — археологии, наверно, погибнет в прекрасных омутах. (...) Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь»3.
Так писал Николай Константинович Рерих, который с детства приобщился к археологии, а затем, под её влиянием, увлёкся изучением этнографии и древнерусского быта. Став художником, он посвятил истории Древней Руси целую серию картин. Его работы — это правдивая история, это отклики на конкретные исторические события.
Современник Н.К.Рериха, Н.З.Панов, писал в журнале «Живописное обозрение»: «...Каким живым и могучим воображением нужно обладать, чтобы, собрав скудные осколки неясных сведений о быте, нравах и верованиях народа, создать полные глубокого смысла, цельные, яркие картины жизни отдалённого прошлого, картины, в которых перед нами встают живые люди со всеми характерными особенностями давно минувшего времени, отдалённого от нас веками.
Когда художник изображает древность такою, какою она ему представляется, недостаточно, чтобы он обставил её атрибутами эпохи (такие опыты бывали не раз), нужно, чтобы он заставил нас поверить, что жизнь в те далёкие времена была именно такою и иною не могла быть. А для этого нужно, чтобы он сам жил тою жизнью, чтобы он проникся настроением эпохи, переселился в неё своей творческой мыслью и показал нам её на полотне из того далека, куда может перенестись только живая деятельная фантазия истинного художника. Едва ли найдётся другой художник, который достиг этого с такой полнотой и законченностью, как Н.К.Рерих»4.
Родная история захватывает Николая Рериха с первых же дней учёбы в Академии художеств и Петербургском университете, куда он одновременно поступает в 1893 году. При этом, обучаясь юриспруденции, он с большим интересом слушает лекции на историческом факультете. Неудивительно, что многие его академические работы посвящены историческим событиям.
Н.К.Рерихом и его тягой к русской истории сразу же заинтересовался критик В.В.Стасов. Он возглавлял художественный отдел в Публичной библиотеке и охотно допустил молодого художника к её сокровищам — древним летописям, грамотам, книгам. Между ними происходили длительные интересные беседы, а также переписка.
Вспоминая о Стасове, Рерих отмечал: «Всегда я ему писал в виде старинных русских грамот, и он всегда радовался, если слог и образность были исконными. Иногда он отвечал мне тем же исконным слогом. (...) У Курбатова была фотография наша, снятая у его знаменитого отягчённого книгами стола в Публичной библиотеке. ...Как чуткий критик, он понимал, что русская сущность будет оценена тем глубже, если она выявится в своих прекрасных образах»5.
Николая Константиновича очень интересовал важнейший переломный момент в истории Отечества — образование Древнерусского государства, и он задумывает целую серию картин «Начало Руси. Славяне» (первоначальное название — «Славяне и варяги»).
В 1899 году, уже создав несколько работ на исторические темы, Н.К.Рерих писал историку, писателю и журналисту А.В.Половцеву: «Последнее время я мучим несбыточной мечтою, чтобы мне предоставили зал какого-нибудь музея, чтобы написать в нём «Начало Руси», покрыть все стены живописью от пола до потолка, растолковать целый период, чтобы вошедший в это помещение сразу переносился в эту поэтичную эпоху. (...) Это была бы работа, которой стоит посвятить всю жизнь, можно внести столько нового и в искусство и в науку»6. И Николаю Константиновичу действительно удалось сделать очень многое в том, чтобы «растолковать» целый исторический период жизни Древней Руси. Павел Фёдорович Беликов, известный исследователь творчества художника, пишет: «Картины Рериха, построенные на глубоком знании исторического материала, насыщены философским содержанием. Показывая далёкие времена, Рерих как бы задаёт вопрос — не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той «стариной», которая никогда не стареет?»7
Итак, рассмотрим несколько первых работ Н.К.Рериха на тему «Начало Руси. Славяне».
В 1897 году Николай Константинович создаёт картину «Гонец. Восстал род на род», за которую получает звание художника. Работа сразу же была приобретена известным собирателем П.М.Третьяковым для своей московской галереи, и это явилось настоящим признанием. Но Стасов сказал Рериху: «Что мне все ваши академические дипломы и отличия! Вот пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники. Вот это будет признание. Да и «Гонца» вашего никто не оценит, как Толстой. Он-то сразу поймёт, с какою такою вестью спешит ваш «Гонец»»8. И через два дня в Москве состоялась встреча с Львом Николаевичем Толстым.
«...Стасов оказался совершенно прав, полагая, что «Гонец» не только будет одобрен, но и вызовет необычные замечания, — вспоминал Рерих. — На картине мой гонец спешил в ладье к древнему славянскому поселению с важной вестью о том, что «восстал род на род». Толстой говорил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь всё равно снесёт. Пусть Ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт»»9.
Через полвека Рерих напишет: «Не случайно моя первая картина была «Гонец», и с тех пор всякие «Вестники» — моя любимая тема»10.
На переднем плане этой картины мы видим челнок, скользящий по ночной глади реки, в нём — два человека. «Один из них стоит на корме, управляя веслом, другой же сидит... На его лице видна какая-то серьёзная дума... И как не раздумывать, когда везёшь такую важную весть своим сородичам, что «восстал род на род»»11.
На берегу реки — поселение с домиками, характерными для древнеславянских городищ. На частоколе насажены конские черепа, — это древний славянский обычай, связанный с поверьями об их волшебной силе, ограждающей стада от мора, а людей и их жильё — от грозы и других несчастий. Над такими историческими деталями, как лодка-однодеревка, изгородь, тип древней славянской избы, художник тщательно работал и советовался со Стасовым, посылал ему зарисовки, и когда получал одобрение — вводил их в композицию.
К какому же времени относится сюжет картины? Древняя летопись повествует, что в середине IX века в районе озера Ильмень формировался мощный союз славян. Этому объединению способствовала борьба славянских племён с варягами, которым они платили дань. Варяги были изгнаны, но разгорелась новая борьба — за власть: «восстал род на род», — рассказывает летопись.
Как продолжение этой исторической темы — следующая картина: «Сходятся старцы» (1898).
«...Сходились старцы — народоправный совет»12. Сошлись они «под вековой раскидистый дуб, к священному костру». Собрать их всех сюда могла только очень важная причина, от которой зависела судьба целого народа.
Вот как раскрыл содержание этой картины сам художник, написав поэтическую былину:
За дальним Перуновым озером, В заповедном от дедов урочище Стоит над яром высокий дуб. Любил Сварожич то дерево, А славяне ильменские чтут его. Место вокруг дуба утоптано. Горит под дубом святой огонь, К дубу сходятся родичи: «Стоять ли земле без хозяина?» Старцы земли Новагорода Сойдутся под дубом раскидистым. Ворон на дубе не каркает, На небе заря разгорается — Скоро Ярило покажется — Засияет, блеснёт красно солнышко — И проснётся земля Святорусская. «Недалеко от деревни Озёртицы, близ которой были вскрыты курганы разной древности от X [до] XIV в., — писал Н.К.Рерих, — мне было указано место и остатки корней огромного дуба. Как говорят, прежде этот дуб пользовался уважением всего края; по исконному обычаю окружные деревни собирались к нему по праздникам. Здесь водились хороводы и даже вершились общие дела... Как слышно, дуб был не менее 12 вершков; при сравнительной редкости этого дерева в нашем краю и крайне медленном росте его в этом предании можно видеть следы очень древнего обычая...»13
Осенью 1900 года Николай Константинович уезжает учиться в Париж и в 1901 году создаёт картину «Заморские гости», которая отличается от предыдущих полотен богатой цветовой палитрой. В последующие годы Рерих пишет ещё несколько картин с таким же сюжетом, который, по словам Юрия Николаевича Рериха, посвящён прибытию Рюрика на Русь14.
Как известно из летописей, для установления мира и покоя ссорящиеся племена пригласили варяжских князей. «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси...» — сказано в «Повести временных лет».
После обращения к варягам, в славянские земли «прибыл Рюрик с братьями Синеусом и Трувором», «что по толкованию северян, — пишет уже Николай Константинович, — значит: «конунг Рурик со своим Домом (син хуус) и верною стражею (тру вер)»».
Вдохновила художника на написание этой картины поездка, совершённая им в 1899 году, во время которой он, по поручению Императорской Археологической комиссии, обследовал современное состояние объектов археологии, расположенных на великом торговом пути «из Варяг в Греки», зародившемся в VIII веке.
Позже художник так писал о своих впечатлениях: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву...»
Заметка Рериха «По пути из Варяг в Греки» появилась ещё до написания картины «Заморские гости». Николай Константинович пишет так, словно он сам был очевидцем происходящего: «Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом-драконом. Полосы красные, зелёные, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи. (...) Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов... (...) У рулевого весла стоят кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит. Конунга можно сразу отличить от других: и турьи рога на шлеме у него повыше, и бронзовый кабанчик, прикреплённый к гребню на макушке, отделкой получше»15.
Такие подробности в описании деталей, известные Николаю Константиновичу как археологу, конечно же, очень важны. Хочется также отметить ещё один момент, на который указывает известный историк Б.А.Рыбаков: «Перечисление... «научно-художественных» прозрений Рериха заняло бы несколько страниц, но одно поразительное открытие последних лет мы всё-таки отметим. (...)
В правом верхнем углу картины, за высокой сопкой — могилой Вещего Олега — Рерих написал загадочное поселение на возвышенности — крепость, археологических данных о которой в его время не было. В 1997 году археолог Е.А.Рябинин действительно обнаружил на этом месте, известном под названием Любши, древнейшую на территории Восточной Европы славянскую каменно-земляную крепость, датируемую серединой VIII века. Под каменной Любшанской крепостью оказалась деревянная последней трети седьмого столетия. (...) На фоне Любши Рерих и изобразил своих «Заморских гостей»».
Если продолжить разговор о других исторических предвидениях Рериха, то, по словам академика Б.А.Рыбакова, «чутьё художника помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника»16 о том, что на территории озёрного края будут найдены свайные постройки на заливаемых или заболоченных местах.
Николай Константинович пишет: «Идея сваи, идея искусственного изолирования жилья над землёю в пределах России существует издавна. (...) Здесь мы у большой древности. ...Избы смерти славянской старины, сказочные избушки на курьих ножках — всё это вращается около идеи свайной постройки»17.
Такие постройки изображены и на нескольких работах Рериха, в их числе: «Соловей-разбойник» (панно из сюиты «Богатырский фриз», 1910), «Озёрная деревня» (1915), «Небесный бой» (1915), «Каменный век» (1910) и другие.
Следующая картина, о которой мы поговорим, это «Идолы». В 1901 году Николай Константинович создаёт две работы на эту тему. Следует отметить, что к теме идолов он возвращается неоднократно, известно не менее восьми вариантов его картин и эскизов с таким же названием.
Идолы — деревянные изображения языческих богов. Вера людей во всемогущие силы природы заставляла человека выбирать для поклонения этим силам определённые места, чаще всего курганы. Такие культовые места являлись своеобразными древнеславянскими храмами под открытым небом. «Эскиз к «Идолам» меня радует, — писал художник своей будущей жене, Елене Ивановне, — он сильный, яркий, в нём ни драмы, ни сентиментальности, а есть здоровое языческое настроение»18.
На картине мы видим высокий холм, защищённый со всех сторон частоколом, увешанным черепами животных. В центре капища стоит пять идолов, разрисованных яркими красками. Видимо, в своём замысле Николай Константинович следовал «Повести временных лет», где сказано, что князь Владимир поставил на холме пять кумиров. В центре святилища — Перун, главное языческое божество.
Идолы украшены резьбой и орнаментами. Их создатели, по мнению Н.К.Рериха, были людьми, по-настоящему близкими искусству. «Кто же делал идолов?.. Кто же эти ваятели? Не всякому можно было поручить такое важное дело, как ваяние божества. Всякое божество должно было быть известного вида, иметь те или другие вполне опредёленные атрибуты... Все эти традиции могли быть известны одним ближайшим служителям бога — жрецам. Наиболее вероятно будет предположить, что они и были художниками этого дела...»19
Вопрос «Откуда есть пошла Русская земля», заданный ещё в начале XII века русским летописцем Нестором, интересует учёных и поныне. Ответить на него — значит понять исторические корни русского и других славянских народов, выявить их место на древней географической карте, понять их взаимоотношения с другими европейскими народами. Нестор упомянул, что было время, когда по всей Европе был «род един и язык един». И не случайно немало общих корней имеется в языках славянских народов и в санскрите — древнейшем языке Индии.
Восточные славяне жили племенными союзами, каждый из которых имел свою территорию и главный «град» — укреплённое городище, в котором собиралось общеплеменное вече — народное собрание, производился суд, а также находилось святилище и торг. В случае военной опасности в городищах могли укрыться общинники, которые жили в неукреплённых деревнях.
Установление порядка, нарушенного усобицами, было главной целью призвания князей из варягов. На княжение прибыл Рюрик. С него и начинается династия первых русских князей — правителей Древней Руси.
До летописца дошло мало преданий о княжении Рюрика, известно лишь, что он построил крепость на Ладоге, где и поселился. По заключению Е.А.Рябинина, «самые первые археологические раскопки в России были произведены в начале XVIII века... в окрестностях Старой Ладоги — первой летописной столицы Древней Руси»20.
«Сохранилось предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу, пришёл к Ильменю, срубил город над Волховом, прозвал его Новгородом и сел тут княжить. Это... прямо показывает, что... Новгород был основан Рюриком...»21 Так на Руси началась важная деятельность наших князей — построение городов.
В 1902 году Рерихом была создана картина «Город строят». На фоне строящегося светлого града, среди строителей в белых одеждах, выделяется князь в красном плаще, под руководством которого разворачивается грандиозное строительство — не просто возводится город, но строится и слагается славное будущее Великой Руси.
Вот что писал сам художник: «...Картина «Строят город». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. (...) В наши дни, когда мы пережили столько разрушений, каждое строительство является особо ценным»22. «Так ждалось, так предвиделось и так увиделось. «Город строят!» И какой чудесный, мощный!»23
«Там, где строят — там не разрушают. Каждое строение есть умножение блага. «Когда постройка идёт — всё идёт»»24.
«Почему все строители в белых одеждах? У Рериха ничего случайного нет, — сказала Наталия Дмитриевна Спирина, — значит, это люди с чистыми помыслами, не для себя строящие, не для корысти... а строящие ради общего блага».
Этой картине Н.Д.Спирина посвятила стихотворение.
ГОРОД СТРОЯТ
Мы строим город небывалый, Одежды белые надев, Не ради власти или славы — Во имя блага всех людей.
Мы строим и не отступаем От трудностей и от преград; Свой труд за счастье почитаем, Не ждём похвал или наград,
И не боимся поношений. Мы знаем — в город тот придут Посланцы новых поколений, Которых неотложно ждут25. Продолжение следует
--------------------------------------------------------------------------------
1 Цит. по: Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. М., 2000. 2 Там же. 3 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск 1. СПб., 2004. С. 81. 4 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск 2. СПб., 2005. С. 355. 5 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М, 1999. С. 378 – 379. 6 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. Самара, 1999. С. 198. 7 Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. Самара: Агни, 1996. С. 57. 8 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 88. 9 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 90. 10 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 404. 11 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск 1. С. 377. 12 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 334. 13 Цит. по: Рериховские Чтения. Материалы конференции 3 – 6 ноября 1997 г. Новосибирск, 2000. С. 169. 14 Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом. Минск, 2002. С. 84. 15 Рерих в России. М.: МЦР, 1993. С. 27. 16 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. С . 759 – 760. 17 Там же. С. 702. 18 Цит. по: Рериховские Чтения. Материалы конференции 1997 г. С. 171. 19 Там же. С. 178. 20 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. С. 15. 21 Соловьёв С.М. Об истории Древней России. М., 1992. С. 32. 22 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 241. 23 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 334. 24 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 535. 25 Спирина Н.Д. Отблески — 2002. Новосибирск, 2003. С. 109.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |