Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Илья Пророк. # 35
1931

Н.К.Рерих. Илья Пророк. # 35. 1931

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=378&size=5

              
Атрибуты картины

Название Илья Пророк. # 35
Год 1931
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 74 x 117 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0076

Ж. ДЮВЕРНУА Рерих. Фрагменты биографии/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

В пламенных струях возносится осиянный светом «Илья Пророк» — какая звучащая медь в пламенеющих красках клубящихся туч! Подходя к картине, зритель спросит: «Как же она сделана? Точно краски мгновенно претворились на полотне». Это и есть синтез.

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Илья - Пророк (Илия)(1907 г.)

В багровых грозовых облаках мчится по небу колесница Ильи-Пророка. Илия - великий Израильский пророк. Вождь общины, которая боролась за чистоту веры в Бога Яхве в Израиле и в Иудее в 10-9 веках до н.э., когда снова стали возрождаться языческие верования во время царствования Ахава.

Жизнь Илии, этого великого духа, была полна загадок. Он пришел с Востока, в границ пустыни. Передвигался Илия с непостижимой быстротой. Никто не знал, откуда он появлялся и где проводил время. Для слуг языческой царицы он был неуловим.

Имя "Илия" означает "мой Бог-Яхве". После Моисея Илия производил неизгладимое впечатление на современников. Его окружал ореол легенд и тайн. Говорили, что явится помазать на царство Мессию.

Илия предсказывал засуху, голод и смерть. Его пророчества всегда сбывались. Сам же он жил в пустыне, и ворон приносил ему пищу.

Однажды предложил Илия созвать жрецов, чтобы они продемонстрировали силу их бога - Ваалу. Поставили два жертвенника - жрецов и Илии. На чей жертвенник сойдет огонь, тот и есть истинный Бог. Начали языческие жрецы священные танцы. Прыгали, скакали несколько часов, даже ножами себя поражали, но не появились ни туча, ни голос, ни ответ на их зазывания.

Илия готов был отдать свою жизнь, если люди не признают, что Яхве - истинный Бог. Он сказал: "Услышь меня, Господи. Ныне а Огне. Да познают эти люди, что Ты один Бог в Израиле. Ты обратишь сердца их". И в следующее мгновение блеснула молния, ослепив всех, и черны дым поднялся над опаленной жертвой. Пораженные израильтяне пали ниц, восклицая: "Яхве есть Бог!"

Потянулся ветер, показалась туча, послышался шум дождя. Так Илья утверждал веру в единого Бога Яхве.

После этого царица Иезабель решила отомстить Илии. Он стал скрываться и отправился в пустыню, чтобы узреть Синай и там узнать Волю Неба. И вот перед ним открылись вершины Синая, где некогда Моисей говорил с Богом.

По преданию, именно там у Илии происходило внутреннее преображение, встреча с Богом. Он даже закрыл лицо от палящего огня Яхве: "Сыны Израиля оставили Твои Заветы, разрушили жертвенники, убили Твоих Пророков. Остался я один, но и мою душу ищут, чтобы отнять", - сказал Илья Богу. И тут пронесся ураган, землетрясение, палящий жар охватил пещеру Илии, затем подул тихий прохладный ветерок.

Легенды связывают синайское благословение Илии с концом его жизни. Бог Велел назначить преемника - Елисея. Илия же сказал ученикам, что час час смерти Он встречает не как час ужаса, а как час торжества, так как сам Яхве берет Его к Себе. Елисей увидел взятие своего Учителя на небо. Сверкнула колесница, запряженная Огненными конями, и унесла пророка в Небесные выси: "И в то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на Небо, шел Илия с Елисеем по Галгала... Когда они шли и дорогою разговаривали, явилась колесница Огненная и разлучила их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо", - сказано в Библии.

Н.К.Рерих писал: "Те, кто сыны Света и сыны Служения во Святом Духе, те от людей ничего не получают, ибо они суть благонаученные. Ибо сама благодать пишет в их сердцах законы Духа. Им не нужно достигать полноты убеждения в писаниях, написанных чернилами, но на скрижалях сердца Божественная Благодать пишет законы Духа и Небесные Тайны".

Урикова Н.В.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Следует отметить, что огненная стихия очень увлекала Рериха, как художника. В [20]-е годы он поставил перед своим искусством задачу создания "ощущения космической правды"[62], которая бы отразила реальность светоносной огненной материи.

...В дальнейшем Рерих воплощает космический Агни в таких произведениях, как "Илья-Пророк" (1931), "Мысли огненные" (1934), "Зороастр" (1931) и других. В том же 1931 году Рерих писал: "Опять дух наш устремляется и к свету Аполлона, и к солнцеподобному Митре и огню-жизнедателю Зороастру. Не становимся ли мы язычниками, произнося эти понятия? Тот, кто мыслит о свете, неминуемо приходит к единому свету. В какой бы обстановке мы ни увидели свет, наше сердце все-таки будет знать, что в свете мы найдем жизнедателя. Бог повелевает вам то, что для вас благотворно и заповедует вам то, что вас приблизит к Нему, Владыке всех Учений"[63].

62. Рерих Н. К. Пути Благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924.- С. 69.

63. Рерих Н. К. Держава Света – Священный Дозор.- Рига.:Виеда, 1992. - С. 145.

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Helena Roerich col.; Katherine Campbell col., USA (1939); Nicholas Roerich Museum (1963)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика