Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Исса и Голова великанова. # 99
1932

Н.К.Рерих. Исса и Голова великанова. # 99. 1932

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=382&size=3

        
Атрибуты картины

Название Исса и Голова великанова. # 99
Год 1932
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 74.1 x 117.8 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание См. также

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Собрания и празднества [в Турфане] обычно заканчиваются песней про Иссу (Иисуса):

«Как шел Исса по странствиям. Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мертвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растет тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому».

И.Рерих. Алтай - Гималаи. VIII. Такла-Макан - Карашар. 18 марта (1926)

И. СЕРЕБРОВА Журнал Восход № 3 (143), Март, 2006 Фрагмент статьи «В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЕТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА»

"Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, татаро-монголов. Именно в этот период возникли знаменитые легенды о народных героях-богатырях. Весть о них распространялась из уст в уста, путешествующие певцы и сказители складывали о них песни. Со временем эти истории приукрашивались рассказчиками, обрастали новыми подробностями, но происходило это вовсе не из желания обмануть или что-то исказить, а исключительно от восхищения подвигами героев, от почитания и любви к ним. И тот, кто приукрашивал правдивые истории, сам верил в эти красивые подробности.

Шло время, и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых был заложен особый смысл — как воспитательного, так и «вдохновительного» характера, то есть вдохновляющего других людей на благородные поступки и подвиги, а также вселяющего веру в победу добра над злом, веру в то, что справедливость возможна не только на небе, но и на земле."

"Нередко бывало так, что в одной легенде совмещалось несколько историй, произошедших в разные эпохи, но сведённых воедино благодаря народному воображению. Так, рассказывая о богатырях времён татаро-монгольского нашествия, времён зарождения христианства на Руси, этим богатырям нередко приписывали огромный рост и невиданную силу, словно это были не просто богатыри, а великаны, каких свет не видывал. Насколько вероятным является существование великанов? Как указывает Е.П.Блаватская, великаны действительно обитали на нашей планете: «...Почти в каждой мифологии — которая, прежде всего, есть древняя история — великаны играют выдающуюся роль, — пишет она. — ...В Корнваллисе и в древней Бретани предания об этих великанах чрезвычайно обычны; говорят, что они жили даже до самых времён короля Артура. (...) Если мы обратимся к Новому Свету, то мы имеем здесь предания о расе великанов из Тариха на восточных склонах Анд и в Эквадоре, сражавшихся с Богами и людьми. (...) Славянские страны, особенно Россия, изобилуют легендами о Богатырях (мощных великанах) старины; и славянские народные былины, большинство которых послужило основою для национальных рассказов, древнейшие песни и наиболее архаические предания говорят о великанах, живших в старину. Итак, мы можем безопасно отбросить современную теорию, которая хотела бы сделать из Титанов простые символы, изображающие космические силы. Они были настоящими живыми людьми, будь то двадцати либо только двенадцати футов ростом. Даже герои Гомера, которые принадлежали к гораздо более недавнему периоду в истории рас, по-видимому, употребляли оружие и носили доспех, размерами и веса не под силу самым сильным людям настоящей эпохи». Е.П.Блаватская также пишет, что «среди памятников древности найдено немало гигантских сооружений», встречающихся почти на каждой широте, и «нет такой страны, в которой они отсутствовали бы». Названия некоторых гигантских доисторических памятников говорят сами за себя: в Германии их называют могилами великанов; в Сардинии — могилами гигантов; в Малабаре, в Индии, они называются могилами Даитьев (то есть гигантов).А.Н.Афанасьев пишет: «Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов». У Рериха есть несколько картин, посвящённых великанам. К этой тематике он возвращается практически на протяжении всего своего творческого пути — от начала века до 1940-х годов. В названиях большинства этих работ (созданных иногда в двух вариантах) присутствует само слово «великан»: это «Могила великана» (1908), «Великанша Кримгерд» (1914 и 1915), «Путь великанов» (1910 и 1914), «Конец великанов» (1917), «Страна великанов» (1918 и 1919), «Великан» (1940 и 1943)."

"«ИССА И ГОЛОВА ВЕЛИКАНОВА» (1939). Среди народов Азии известны «многообразные, но всегда благостные сказания о великом Иссе, о Божественном, о Величайшем, о Пророке, о Лучшем из сынов человеческих... (...) Длинны и прекрасны сказания и песни Кашмира и всего Туркестана о великом Иссе» — так пишет Рерих в книге «Твердыня Пламенная». Одно из сказаний известно в Турфане — как «Божественный Исса в хождении своём повстречал большую голову. На пути лежит мёртвая голова великанская. И подумал Исса: от большого человека голова сия великая. И задумал Исса дело доброе, воскресить великую голову. И покрылась голова кожею. И наполнились очи. А и выросло тело и побежала кровь. И наполнилось сердце. И восстал богатырь великан, и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение всего человечества». "

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Исса и голова великанова.

На фоне прекрасных гималайских гор видим Иисуса Христа и огромный череп. Рерихи имели много доказательств того, что Иисус был в Индии. Там Его очень любили и называли Иссой. Сам Мастер так пишет о смысле этой картины: -Божественный Исса в хождении своём повстречал большую голову. На пути лежит мёртвая голова великанова. И подумал Исса: "От большого человека голова сия великая". И задумал Исса дело доброе - воскресить великую голову. И покрылась голова кожею. И наполнились очи. А и выросло тело. И побежала кровь. И наполнилось сердце. И восстал богатырь-великан, и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение человечества". (Н.К.Рерих. Твердыня пламенная.)

Художник в аллегорической форме делает намёк на беспредельные возможности могущества духа человека. В Живой Этике сказано, что к концу шестой расы люди смогут оживлять трупы. Иисус Христос уже достиг этих высших способностей, как человек шестого круга.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Калмыки — отличные стрелки. Управление калмыков не чуждается новшеств. Сартов для работ русские хвалят, есть подражание и усвояемость приёмов.

В крае много сказателей легенд и сказок. Содержание касается и вопросов Корана и религии. Часто слушатели вступают в диалог со сказателем. Часто разумные вопросы сбивают рутину суеверия. В Турфане существует любопытный обычай посылать молодых людей с опытным под видом сказателей по всему краю, даже до Мекки. Получается своеобразный опытный университет. Этим объясняется подвижность турфанцев.

Собрания и празднества обычно заканчиваются песней про Иссу (Иисуса):

“Как шёл Исса по странствиям. Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мёртвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растёт тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому”.

Много легенд о полётах Соломона, среди калмыков распространено так называемые Тибетские Евангелие, то есть ничто иное, как уже знакомая нам рукопись об “Иссе, лучшем из сынов человеческих”. Конечно сюда она дошла не из Хеми, а из другого источника. Всюду рассыпаны знаки красоты. Пора их собрать бесстрашно, без суеверия [14,с. 204].

• Слышали о каких-то гигантских статуях в Центральной Азии. Трудно распознать, может быть, это известные статуи в Бамиане — полуразрушенном городе между Кабулом и Балхом. Высота одной из статуй достигает 170 футов (52 м). Одни считают их всецело буддийского происхождения, другие же видят в них самую глубокую древность. Такая же неясность, как и относительно каменных гигантов на островах Пасхи [14, c. 157].

• Ещё сведения о древних местах. О многочисленных пещерах и ступах по течению Кизил-Дарьи. Частью раскопанных, частью ещё скрытых. Ещё недавно на базаре продавали “сундук с древностями”, привезённый из Лоба (около Лобнора). Рассказы о старых городах по течению Тарама, то есть Яркенд-Дарьи. Есть лица, знающие эти города. Высохшие тела в погребениях там очень высокого роста — конечно, выше монголов. Бывшие здесь экспедиции сделали более лёгкую, более видную часть работы. Теперь остаётся более скрытая, требующая больших сооружений и подготовок [14, с. 204]

14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с.

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Главный герой старинных китайских картин, как правило, "уединенный вольный муж." [27] И хотя человек изображался в них среди грандиозных просторов, он представал не затерянным путником, а действенным средоточием мирового, круговорота. Такая художественно-эстетическая концепция таила для Рериха большие возможности в решении собственных представлений о сущности человека. В картине "Лахуль" (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Тем не менее ее силуэт как бы заново повторяется в ритмике пространственных планов, утверждая в этой метафоре символическую соизмеримость духа. Великие Учителя человечества в серии "Знамена Востока" - это так же уединенные образы. Даже в работах христологического цикла, столь "многолюдных" в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким "Сошествие во ад" (1933), " Христос в пустыне" (1933), "Чаша Христа" (1924), "Исса и голова великанова" (1932). "Искушение Христа" (1933).

27. Малявин В.В Послесловие переводчика//Роули Дж. Принципы китайской живописи. - М.: Наука, 1989 - с. 121

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Главный герой старинных китайских картин, как правило, "уединенный вольный муж." [27] И хотя человек изображался в них среди грандиозных просторов, он представал не затерянным путником, а действенным средоточием мирового, круговорота. Такая художественно-эстетическая концепция таила для Рериха большие возможности в решении собственных представлений о сущности человека. В картине "Лахуль" (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Тем не менее ее силуэт как бы заново повторяется в ритмике пространственных планов, утверждая в этой метафоре символическую соизмеримость духа. Великие Учителя человечества в серии "Знамена Востока" - это так же уединенные образы. Даже в работах христологического цикла, столь "многолюдных" в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким "Сошествие во ад" (1933), " Христос в пустыне" (1933), "Чаша Христа" (1924), "Исса и голова великанова" (1932). "Искушение Христа" (1933).

27. Малявин В.В Послесловие переводчика//Роули Дж. Принципы китайской живописи. - М.: Наука, 1989 - с. 121

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Helena Roerich col.; Katherine Campbell col., USA (1939); Nicholas Roerich Museum (1963)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика