Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Небесный бой
1909

Н.К.Рерих. Небесный бой. 1909

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=3827&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Небесный бой
Год 1909
Материалы, размеры Картон, темпера и пастель. 50 х 74 см.
Источник Каталоги аукционов Christie's http://www.christies.com
Примечание Отличия от одноименной Картины в Русском музее всего в нескольких деталях и цветовой гамме. Картина продана 2.6.2014 на аукционе Christie's London.
См. также

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Художественные вести

Н. К. Рерих выставит в текущем сезоне свои художественные произведения в Москве, на выставке Союза русских художников. В Москве будут выставлены и такие произведения, которые уже были на выставке в Вене, Праге, Мюнхене и Петербурге. Общее количество номеров достигнет 50, среди которых будет и несколько новых картин — «Небесный бой», «Колдун», эскизы к новой пьесе Ремизова и др.

Речь. 1909. 19 октября / 1 ноября. № 287. Понедельник. С. 3.

Так же: В мире искусств. 1909. Октябрь–декабрь. № 10–12. С. 50; Вестник учителей рисования. 1909. № 11. С. 181.

Художественные вести

Выставка Союза русских художников откроется в Москве 26-го декабря. На днях отправляются туда художественные экспонаты петербургских членов Союза — Ал. Бенуа, Н. К. Рериха, Лансере, Билибина, Кустодиева и др. Н. К. Рерих посылает 62 художественных произведения небольших размеров, которые нигде ещё не выставлялись. В серию Н. К. Рериха входят финляндские и славянские этюды, эскизы для мозаики, декорации и костюмы к «Игорю» и «Снегурочке», итальянские и швейцарские этюды, «Шатёр Грозного», «Въезд Грозного в Псков», «Небесный бой» и др.

Речь. 1909. 11/24 декабря. № 340. Пятница. С. 5.

Союз русских художников

Седьмая выставка Союза, почтенная по своим размерам, за немногими исключениями, несёт печать какой-то академической дряхлости. <...> У Рериха целый взрыв тем, среди которых запоминаются «Половецкий стан», «Небесный бой», но в разработке их какая-то стеснённость, отсутствие подобающей грандиозности. ...

Золотое руно. 1909. № 11–12. С. 100. Помещены илл. Н. К. Рериха: с. 20 — декорация трагедии «Иуда Искариотский»; с. 26 — «Ункрада»; с. 37 — «Иерусалим».

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

VII-я выставка Союза русских художников

...Из показанного им, безусловно, лучше то, что приобретено в Третьяковскую галерею, причём № 224 лучше, чем № 221. Затем отметим ещё «Туман» (№ 247), «Берёзы» (№ 250) и «Небесный бой» (№ 259). …

Московский листок. 1910. 17 января. № 13. Воскресенье. С. 3.

А. Ростиславов

Политика в художестве

…Рерих, этот поразительно неутомимый и разнообразный художник, дал опять целую отдельную выставку, где такие выдающиеся вещи, как эскизы к парижской постановке «Игоря», «Небесный бой», «Изба смерти», «Ростов Великий», «Колдуны» и др. …

Театр и искусство. 1910. 7 марта. № 10. Воскресенье. С. 217–219.

Художественные вести

Община св. Евгении начала выпускать снимки с картин, выставленных на петербургских выставках. На днях появились следующие открытые письма: Н. К. Рериха — «Небесный бой», «Ункрада» и эскиз декорации пролог к «Снегурочке» (выставка Союза русских художников) и А. Скиргелло — «Уголок ярмарки» и «Хуторок» (акварельная выставка).

Речь. 1910. 15/28 марта. № 72. Понедельник. С. 4.

Выставка «Союза»

IV

Сегодня я заканчиваю свой обзор выставки «Союза». <...>

В ином совершенно роде, но столь же манящими и прельстительными кажутся видения седой древности Рериха, в особенности его «Ункрада» и «Небесный бой». <...>

На второй картине — высоко над пустынными степями и озёрами, над жалкими свайными постройками диких предков толпятся, напирают друг на друга грозовые тучи, и кажется ужасным быть застигнутым ураганом в чистом поле. Вспоминаются какие-то далёкие ужасы, хочется бежать, укрыться в хрупкие хижины, к беспомощным пенатам, к золе и углям первобытных очагов. …

Речь. 1910. 19 марта / 1 апреля. № 76. Пятница. С. 2.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Великими купами, золотисто-зелеными, тускло-синими, движутся друг на друга облака, будет гром и клекот молний... В смятении притихла северная озерная страна, жалки и беззащитны свайные домики над водой... Таков «Небесный бой» 1909 года.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Характерно, что в двух картинах «Бой» (1906) и «Небесный бой» (1912) изображена мощная битва облаков, битва между светом и тьмою, и ощущается перевес света — победа солнечной зари.

Описание Картины на сайте http://www.christies.com/

Сегодня Николай Рерих более всего известен широкой публике как «мастер гор». И действительно, в последний, наиболее зрелый период творчества основной его составляющей стал именно высокогорный пейзаж. Однако, ещё более обоснованно художника можно было бы назвать «мастером неба». Ведь именно небо – то ясное, то облачное, то звёздное – является важнейшей составляющей частью композиции его полотен от самых первых до последних. И, пожалуй, именно облачный построения являются здесь любимым объектом его внимания.

В 1939 году в эссе «Небесное зодчество» из серии «Моя жизнь» Рерих писал: «От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестроения, мощное творчество надолго привязывало глаз ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы чего только не было в этих бесконечно богатых неисчерпаемых картинах небесных! [...] Картины «Небесный бой», «Видение», «Веление Неба», «Ждущая. Карелия» и многие другие построены исключительно на облачных образованиях».

Упоминаемый им здесь в первую очередь «Небесный бой» является одним из первых произведений, где художник решился сделать небесное облачное действо в один из самых грандиозных и драматичных его моментов основным объектом рассмотрения, занимающим четыре пятых поля картины. Здесь Рерих мастерски соединяет сразу три волнующие его творческое воображение темы: выразительный мир облаков и туч, его состояния и трансформации; архаический пейзаж Северной Руси и её древние и средневековые обитатели; «небесные», «надземные» катаклизмы и их отражение на земле.

Впервые картина была представлена публике на VII-й выставке Союза Русских Художников, открывшейся накануне встречи 1910-го года (номер по каталогу 259). Уже с октября 1909 года газетные и журнальные публикации о предстоящей выставке дружно анонсировали появление этого произведения. Затем авторы обзоров и рецензий также дружно писали о нём как об одном из наиболее интересных произведений Рериха, на прошедшей выставке. Отмечалось, что на фоне общей академической скучности выставки экспозиция Рериха, достойная называться отдельной выставкой, отличилась «взрывом» новых художественных тем, в том числе и в картине «Небесный бой». За то издатели «Общины святой Евгении» (сестёр милосердия Красного Креста) выбрали эту картину наряду с двумя другими произведениями Рериха для начала популярной серии художественных открыток. Благодаря этому массовому воспроизведению в отличном качестве картина быстро стала чрезвычайно известной.

Идея этой картины столь глубоко поселилась в сознании Рериха, что вскоре, в 1912 году, он пишет новый окончательный её вариант. Это произведение на картоне заметно большего размера. Сегодня именно этот последний вариант «Небесного боя» занимает почётное место в собрании Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге, репродуцируется в художественных изданиях, и именно к нему обращаются искусствоведы и биографы Николая Рериха. Но это лишь подчёркивает значение первого, исходного и чрезвычайно интересного художественного решения картины. Сегодня лишь в сопоставлении обоих вариантов мы можем полноценно представить себе творческую разработку художником этой темы в её вариативности и объёме.

Мы благодарны Дмитрию Попову из Государственного Музея Востока в Москве за предоставленную статью и Гвидо Трепшу, старшему научному сотруднику музея Николая Рериха в Нью-Йорке за помощь в каталогировании лота.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во ...

Картина "Небесный бой" (1909) и по замыслу, и по композиции близка полотну "Бой". Всхолмленная долина с озерами и свайными постройками занимает в ней меньшую часть. Остальное - клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Идет напряженная борьба в природе, борьба света и тьмы.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во ...

Картина "Небесный бой" (1909) и по замыслу, и по композиции близка полотну "Бой". Всхолмленная долина с озерами и свайными постройками занимает в ней меньшую часть. Остальное - клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Идет напряженная борьба в природе, борьба света и тьмы.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

В произведениях Рериха также постоянно присутствует это надличное космическое начало. В картине «Небесный бой» (1912) жилища людей каменного века выглядят совсем маленькими и беззащитными под разыгравшейся небесной стихией. Что-то могучее и грозное видится в исполинской битве налетающих туч.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...В картинах Рериха о каменном веке все предстает живым, одушевленным. Вся природа, словно откликаясь на экстатическое состояние людей, участвует в призыве солнца - "Призыв солнца" (1919). "Небесный бой" (1912) захватывает каким-то первобытным чувством мощи стихий. И сколь бы далеко не отошли мы сегодня от открытого простора, спрятавшись за бетонными крышами, все же какие-то очень глубокие струны души, какие-то "генетические" корни отзываются при взгляде на космическую битву облаков. И уже здесь в творчестве Рериха проявилось то, что в дальнейшем утвердится и разовьется шире. Космос эстетически осмысляется как некое могучее беспредельное, почти одушевленное начало, неиссякаемый резервуар энергий. ...

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

• “Другая волнующая художника тема — это вечно прекрасная, вечно святая тайна неба. К ней художник подошёл уже давно — вспомним только “Небесный бой”, “Звёздные руны”, “Облако” и один из эскизов к “Весне священной” (чудный гимн весеннему небу). Ныне же эта тема углубляется и одухотворяется. Мастер всё вдохновеннее вглядывается в нетленную красу небесных созвездий, всё крепче хочет связать её с тайной земли, всё убеждённее ищет родственные нити между миром “этим” и “тем” [26, с. 37. ]

Через всё творчество Рериха проходит тема облаков... . облака, поразившие его необычайной формой, выражающие “высшие” силы и “веления” (“Небесный бой”, “Веления неба” и другие); в зарубежный период появляются “облака”, заключающие в себе тайну — “Облако-вестник”, 1918, “Вещее облако”, 1912.

• Картины “Небесный бой”, “Видение”, “Веления неба”, “Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: “До свиданья, а может быть и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже сияли мириады звезд, и эти “звёздные руны” напоминали, что ни печаль, ни отчаяния не уместны. Были картины “Звёздные руны” и “Звезда героя”, и “Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина “Книга голубиная” [35, с. 259].

• Идёт бой между двумя стихиями, низшими и высшими, земным и духовным, тот бой, который запечатлён на этой картине на небе.

Над волнистыми, уходящими далями грандиозные облака. Всё выше и выше громоздятся они. Светлые, тёмные. Что-то скрыто, кто-то скрыт в этих неверных и в то же время столь удивительных враждующих формах облаков. Интересно, что сперва на этом медно звучащем облаке были написаны фигуры летящих валькирий, которые потом художник обратил в облака, сказав: “Пусть присутствуют незримо”... Но они, эти силы, присутствуют реально. Мысль художника обращается от земной очевидности до незримой реальности [5, с. 43, 44].

• Изображение облаков занимало в творчестве Рериха особое место. Всегда удивительно живые, напоминающие своими очертаниями то корабли, то птиц, то животных, то людей, эти облака — словно отображения происходящих на земле событий. Так, в картине “Небесный бой”, добившись передачи необыкновенно одухотворённой динамики облачных масс, Н.К. Рерих создал полное впечатление борьбы стихий [15].

• Покоряют одухотворённость и динамичность созданного художником образа. Мощные массы облаков надвигаются друг на друга, борются и сияют. Одушевлённая природа живёт своей жизнью. Незримо присутствующие валькирии сражаются в нависших над землёй облаках. В этой картине доминирует небо. Земля людей — лишь узкая полоска в нижней зоне картины с маленькими, едва заметными вдали жилищами, озёрами и лесами. Земля, кажется, замерла, потрясённая грандиозной битвой в высших сферах. Тонко разработанная цветовая гамма колеблется от чистых золотистых тонов до фиолетовых [40, с. 40].

5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.

15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Фрагмент книги "Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха" Урикова Н.В.

Небесный бой. Веление неба (1912 И 1915 годы).

На всех картинах Рериха небо и облака занимают особое место, полное глубокого символизма. В статье "Небесное зодчество" он пишет: "От ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрое перестроение, мощное творчество надолго привязывает глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы - чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных... Картины "Небесный бой", "Веление неба" и многие другие построены на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она ультрамариновой почти фиолетовой чистоты".

"Глубоко реалистический подход к изображаемому - основная черта творчества Рериха, в котором соединилась яркая самобытность с научной достоверностью. Не удивительно поэтому, что его картина "Небесный бой" использовалась для иллюстрации сугубо научной статьи в одном из ежегодников "Наука и человечество", в которой речь идет о гидродинамике и прогнозе погоды". (М., "Знание", 1964).

Что же могло породить такой "небесный бой?" Конечно, только злоба, отрицание, самость и прочие негативные качества людей, которые нарушают равновесие не только в самом человеке, но и во всей природе. Неуравновесие человека вызывает расстройство стихийи всевозможные стихийные бедствия. И хотя сильны еще темные массы облаков, но огненные образования уже вытесняют их. Людям придется ответить за свои порождения.

На картине "Веление неба" люди уже сознательно обращаются с молитвой к небесам. Они подняли руки, сердечно устремились к Высшему. И небо "услышало и отозвалось". Бурлящие облака низко нависли над Землей. Они несут небесный глас. Крик души как бы услышан и подхвачен небесами. И собравшиеся люди пытаются уловить "веление", которое посылает им небо.

На картине "Небесный бой" менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками. Остальное - клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Это борьба Света и тьмы. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Идет бой между двумя началами. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Вначале на медно-звучащем облаке были написаны фигуры летящих Валькирий, которых художник потом обратил в облака: "Пусть присутствуют незримо"... Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Свайный посёлок, изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий.

Н. ДМИТРИЕВА Выставка произведений Н. К. Рериха Журнал «Искусство» (Москва)1958. № 8. С. 31–36.

...Походы и битвы русского воинства Рерих изображает в прямых традициях иконы, графично, узорно. Здесь яркое полыхание киновари, определяющей эмоциональный ключ. Беспокойный пожар войны стелется по земле, и в этом пламени виднеются ряды кольчуг, шлемов, хоругви, надутые паруса. В тревоге земля, в тревоге и облака.

«И вечный бой! Покой нам только снится…».

Одна из самых впечатляющих картин раннего периода называется «Небесный бой». Битву ведут стаи облаков — бурные, клубящиеся, отсвечивающие фосфорически-грозовыми тонами. Сохранились сведения, что художник сначала поместил среди облаков фигуры дев-воительниц — валькирий, но потом отказался от них, решив: «Пусть присутствуют незримо». И действительно — присутствие символических фигур далеко не всегда на пользу картинам Рериха, подчас они мешают. Облака, деревья и камни сами по себе выражают у него больше, глубже. ...

Б.А.СМИРНОВ. Русский пейзаж в творчестве Н.К.Рериха. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

...Трудно перечислить и описать все многообразие торжественных, прекрасных и неповторимых образов неба в картинах Рериха.

Новые образы неба предстали перед художником на высотах Гималаев: облака плывут под ногами, сверкают снежные вершины, глубокая синева переходит в нежные оттенки бледно-зеленого и фиолетового. Поистине космическое величие!

Как же изучает и запечатлевает художник текучую и вечно изменчивую красоту неба?

В записных книжках, в альбомах много набросков облачного неба. Обычно в них отмечены цвета и оттенки неба и облаков; эти пометки помогают художнику вспомнить особенности цветовой гаммы того или иного пейзажа. Однако каждая пометка — это не более как условный шифр для зрительной памяти, где хранятся сложные цветовые отношения, когда-то увиденные в натуре. Кроме того, в картинах эти отношения по-новому транспонируются в определенную гамму, построенную или на одном ведущем цвете или на сочетаниях контрастирующих дополнительных тонов. Цвет холста нередко служит своеобразным камертоном, определяющим тональность картины.

.... В других картинах цвет фона синий, зеленоватый, охристый, в зависимости от цветовой гаммы произведения.

В картинах Рериха всегда поражают убедительная и индивидуальная форма каждого облака, правдивость их сочетаний, их взаимодействия и тонкая пластика в передаче формы. Небо в пейзажах Рериха — носитель космического начала, начала ритма и движения. Характерно, что в картинах, где небо определяет символическую тему произведения, оно занимает и большую часть плоскости картины (в картинах «Небесный бой», «Веление неба», «Знамение» и др.).

PROVENANCE и др. информация

https://www.christies.com/lotfinder/paintings/nicholas-roerich-the-heavenly-battle-5800245-details.aspx?from=salesummery&intObjectID=5800245&sid=744c0af6-e973-4b9f-888f-ad82ff2e7d93

SALE 1528

Russian Art

London

2 June 2014

LOT 36

Nicholas Roerich (1874-1947)

The heavenly battle

Price realised

GBP 1,538,500

Estimate

GBP 500,000 - GBP 700,000

tempera and pastel on board

19 3/4 x 29 1/8 in. (50 x 74 cm.)

Painted in 1909

Provenance

Dr Jan Bastiaan Hubrecht (1883-1878) and Ms Leonore Hubrecht van Alphen (1885-1975), by 1916. Jan Bastiaan Hubrecht married Leonore, a painter and sister of artist Antoinette Ludovica (Tony) van Alphen (1878-1910) in 1907. An Isaac Newton Student of Astronomy at Cambridge University, Hubrecht subsequently pursued a career in the Dutch diplomatic service with postings in Tokyo, Washington D.C., Madrid, Bucharest and Rome.

By descent to the present owner.

Pre-Lot Text

PROPERTY FROM A DISTINGUISHED SWEDISH COLLECTION

Literature

N. Kochetov, ‘Khudozhestvennye vesti' ['Fine Art News'], Rech’ [The speech], December 1909, p. 5, no. 340.

Exhibition catalogue, VII vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the union of Russian artists], Moscow, 1909-1910, p. 20, no. 259.

Exhibition catalogue, VII vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the union of Russian artists], St Petersburg, 1910, p. 22, no. 340.

I. Lazarevskii, ‘VIIai vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the Union of Russian Artists]’, Moskovskii listok [The Moscow leaf], January 1910, no. 13, p. 3.

‘Vystavka 'Soiuza russkikh khudozhnikov [The exhibition of “the Union of Russian Artists]'’, Zaprosy zhizhni[The demands of life], March 1910, no. 12, pp. 741-746.

Exhibition catalogue, Les artistes russes: décors et costumes de théâtre et tableaux, Paris, 1910.

'Russkiia vystavki za granitsei [Russian exhibitions abroad]', Apollon, St Petersburg, no. 7, 1910, p. [56].

‘Svetoch [A torch]’ attachment to Russkii palomnik [A Russian pilgrim], St Petersburg, 1911, illustrated p. 20.

Exhibition catalogue, Esposizione Internazionale di Roma, Bergamo, 1911, listed p. 288, no. 280.

A. Gidoni, 'Tvorcheskii put' Rerikha [Roerich's artistic career]', Apollon, Petrograd, no. 4-5 1915, listed p. 38.

Iu. Baltrushaitis, A. Benua, A. Gidoni, A. Remizov and S. Iaremich, Nikolai Konstantinovich Rerikh [Roerich], Petrograd, 1916, illustrated p. 102, listed pp. 218 and 232.

S. Ernst, N. K. Rerikh, Petrograd, 1918, listed p. 120.

Roerich, New York, 1924, illustrated and listed as Clouds p. [27] .

F. Grant, M. Siegrist, G. Grebenstchikoff and I. Narodny, Roerich. Himalaya. A Monograph, New York, 1926, listed p. 190.

A. Yaremenko, Nicholai Konstantinovich Roerich. His life and creations during the past forty years 1889-1929, New York, 1931, listed p. 30.

N. Kuzmina (ed.), N.K. Rerikh. Zhizn i tvorchestvo [Roerich. Life and work], Moscow, 1978, listed p. 269.

J. Decter, Nicholas Roerich. The life and art of a Russian Master, London, 1989, p. 52 as Battle in the Heavens.

N. Rerikh, Molodomy drugu [To a young friend], Moscow, 1993, p. 13.

Exhibited

Moscow, The Vostriakov House, Bolshaia Dmitrovka, VII vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the union of Russian artists], 1909-1910, no. 259.

St Petersburg, 42 Nevsky prospect, VII vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the union of Russian artists], 1910, no. 340.

Paris, Galerie d’art Bernheim-Jeune, Les artistes russes: décors et costumes de théâtre et tableaux, 20 June-9 July, 1910.

Rome, Esposizione Internazionale di Roma, March-November 1911, no. 280 (label on the reverse).

Lot Notes

Today Nicholas Roerich is best known as Master of the Mountains. Indeed mountainous landscapes dominated his oeuvre in his last and most mature period. The artist also however deserves the title of Master of the Sky: it is the sky, first clear, now cloudy, then star-studded that features persistently in his work, from the very first to the very last of his paintings. Roerich took particular pleasure in painting cloud compositions. In 1939 in his essay ‘Heavenly Architecture' from the series 'My Life' he wrote: ‘From the very early years I indulged my passion for heavenly architecture. My earliest childhood memories evoke decorous clouds. Their eternal movement, intricate rearrangements and incredible creativity glued my eyes to the sky endlessly. Wondrous animals, heroes who fight dragons, white horses with wavy manes, boats with coloured gilded sales, alluring ghostly mountains – all this and much more appeared in these indefinitely profuse and inexhaustible heavenly pictures! [...] Paintings such as The heavenly battle; The vision; The call of the sky;Karelia, the waiting woman, as well as many others are created exclusively on the basis of cloud constructions’.

The heavenly battle is one of the first works in which the artist decided to make the action of the clouds the prime subject, devoting four fifths of the canvas to them. Three subjects, so crucially important for his oeuvre, are brought together here: the striking realm of misty vapours and grey clouds in their intricate transformations; the archaic landscape of Northern Rus' with her pagan and medieval inhabitants; and the cataclysms in the skies above and their reflections on earth.

From the late 1890s to the mid-1940s Roerich elaborated on the subject of the sky in numerous drawings, sketches and paintings, with the word 'cloud’ featuring in every title: A cloud; Clouds; Clouds above the hill fort; A cloud over the islands; A cloud over the mountains; A storm cloud; A white cloud.

The second subject is elaborated on in Early life (1904), The Stone Age (1910), Our forefathers (1911) and The call of the sun (1919). The two subjects merge in such works as Volkhov. Ladoga (1899-1900); Beyond the seas there are great lands (1910); An ancient landscape (1910), The straight path (1912), Near the frontier (1915), and many others.

In the course of his work on The battle in 1906, Roerich fleshed out the theme of heaven-born forces struggling above, while other forces battle below. The artist's idea here was to juxtapose the Vikings' naval battle against that of Valkyries in the sky. He makes a pencil sketch, transfers it on to the canvas, but half-way into it radically changes his mind and in the place of warring female figures, racing clouds emerge against the background of the sunset sky, fiercely aglow. He says to himself: 'Let them fight an invisible battle.' (N. Roerich, Iz literaturnogo naslediia [Of literary heritage], Moscow, 1974). This theme culminates in the tragic year of war, 1915, when in the monumental canvas The arrows of heaven. Spears of the Earth, the atrocious conflict in the sky will again spill over into a bloody fight on earth.

Meanwhile, in the 1909 painting The heavenly battle, the artist depicts an epic battle between the clouds, apparently of no threat to anyone. It is a natural conflict between the mighty elements, part of the grandiose mystery of life on earth. This painting vividly demonstrates Roerich's singular faculty: a unique combination of artistic vision and staunch realism. That is why modern critics, in their attempts to define the genre the artist pursued, inevitably proceed from the word 'realism' adorning it with various attributes: heroic, archaic or fantastic. In The heavenly battle however the illusion of a phantasmagorical cloud performance in the sky is in fact a true depiction of one of the most intriguing of natural phenomena. It is not accidental that the second version of the painting (1912) was used as an illustration for a popular article on meteorology (A. Monin, 'Gidrodinamika i prognoz pogody [Hydrodynamics and the weather forecast]', Nauka i chelovechestvo [Science and Humanity], Moscow, 1964).

Simultaneously the main attraction for the viewer is indeed the spirituality of the Roerich-esque performance in the sky: it fascinates the spectator with enigmatically glittering and oscillating pastel colours, making the viewer stand and stare at the harmony of the grandiose interplay of natural forces.

In 1909, the eminent Russian poet, artist and art critic Maximilian Voloshin (1877-1932) ranked Roerich alongside Konstantin Bogaevsky (1872-1943) and Léon Bakst (1866-1924) as a founder of 'archaism' in Russian painting. The celebrated art historian and theoretician A. Alyokhin said that Roerich's paintings had laid the basis for the 'historic landscape'. These features vividly show in this work.

This painting was first revealed at the 7th exhibition of the Union of Russian Artists, which was unveiled on the eve of 1910. From then on the Press incessantly promoted the painting; and after the exhibition critics and journalists were unanimous in their praise of the work as one of the most appealing of Roerich’s paintings. They emphasised that, compared to the academic boredom of the whole exhibition, Roerich's collection was noted for an outbreak of new subjects (including The heavenly battle) and warranted a separate event. The heavenly battle was not one of the two paintings purchased by the Tretyakov Gallery, but the publishers of the 'Commune of Saint Eugenia' (Red Cross nurses) chose this painting alongside two more of Roerich's works to launch a popular series of artistic postcards. Due to extensive reproduction the painting became extremely popular. The painting was exhibited that same year together with some other canvasses in Paris where it apparently entered a private collection.

The idea of this painting was so deeply entrenched in the artist's mind that in 1912, Roerich created a new and final version of the composition. This work on cardboard is noticeably larger in size; while in the first variant the artist, having sketched the image in tempera, made a point of finely treating every detail in pastel, this time he changed the technique, fully concentrating on tempera. Today, The later version of The heavenly battle adorns the collection of the State Russian Museum, St Petersburg; it is extensively reproduced in various artistic publications and often referenced by art critics and Roerich's biographers. This fact alone emphasises the significance of the very first, ingenious and highly compelling artistic solution. Only by comparing the two variants of this picture can we fully realise how the artist elaborated on the subject all its complexity.

We would like to thank Dmitrii Popov of the State Museum of Oriental Art, Moscow for providing this note and Gvido Trepsa, Senior Researcher at the Nicholas Roerich Museum, New York for his assistance in cataloguing the present work.

Сегодня Николай Рерих более всего известен широкой публике как «мастер гор». И действительно, в последний, наиболее зрелый период творчества основной его составляющей стал именно высокогорный пейзаж. Однако, ещё более обоснованно художника можно было бы назвать «мастером неба». Ведь именно небо – то ясное, то облачное, то звёздное – является важнейшей составляющей частью композиции его полотен от самых первых до последних. И, пожалуй, именно облачный построения являются здесь любимым объектом его внимания.

В 1939 году в эссе «Небесное зодчество» из серии «Моя жизнь» Рерих писал: «От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестроения, мощное творчество надолго привязывало глаз ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы чего только не было в этих бесконечно богатых неисчерпаемых картинах небесных! [...] Картины «Небесный бой», «Видение», «Веление Неба», «Ждущая. Карелия» и многие другие построены исключительно на облачных образованиях».

Упоминаемый им здесь в первую очередь «Небесный бой» является одним из первых произведений, где художник решился сделать небесное облачное действо в один из самых грандиозных и драматичных его моментов основным объектом рассмотрения, занимающим четыре пятых поля картины. Здесь Рерих мастерски соединяет сразу три волнующие его творческое воображение темы: выразительный мир облаков и туч, его состояния и трансформации; архаический пейзаж Северной Руси и её древние и средневековые обитатели; «небесные», «надземные» катаклизмы и их отражение на земле.

Впервые картина была представлена публике на VII-й выставке Союза Русских Художников, открывшейся накануне встречи 1910-го года (номер по каталогу 259). Уже с октября 1909 года газетные и журнальные публикации о предстоящей выставке дружно анонсировали появление этого произведения. Затем авторы обзоров и рецензий также дружно писали о нём как об одном из наиболее интересных произведений Рериха, на прошедшей выставке. Отмечалось, что на фоне общей академической скучности выставки экспозиция Рериха, достойная называться отдельной выставкой, отличилась «взрывом» новых художественных тем, в том числе и в картине «Небесный бой». За то издатели «Общины святой Евгении» (сестёр милосердия Красного Креста) выбрали эту картину наряду с двумя другими произведениями Рериха для начала популярной серии художественных открыток. Благодаря этому массовому воспроизведению в отличном качестве картина быстро стала чрезвычайно известной.

Идея этой картины столь глубоко поселилась в сознании Рериха, что вскоре, в 1912 году, он пишет новый окончательный её вариант. Это произведение на картоне заметно большего размера. Сегодня именно этот последний вариант «Небесного боя» занимает почётное место в собрании Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге, репродуцируется в художественных изданиях, и именно к нему обращаются искусствоведы и биографы Николая Рериха. Но это лишь подчёркивает значение первого, исходного и чрезвычайно интересного художественного решения картины. Сегодня лишь в сопоставлении обоих вариантов мы можем полноценно представить себе творческую разработку художником этой темы в её вариативности и объёме.

Мы благодарны Дмитрию Попову из Государственного Музея Востока в Москве за предоставленную статью и Гвидо Трепсу, старшему научному сотруднику музея Николая Рериха в Нью-Йорке за помощь в каталогировании лота.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика