Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Карданг. # 6 или 6B (Этюды деревни) [Этюд]
1932

Н.К.Рерих. Карданг. # 6 или 6B (Этюды деревни) [Этюд]. 1932

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=405&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Карданг. # 6 или 6B (Этюды деревни) [Этюд]
Год 1932
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Бумага, темпера, пастель. 25.2 x 36.3 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Встречается название "Карданг. Лахуль".

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• К нашей стоянке подъехал миссионер из Яркенда. Только что на яках перешёл Каронг и утерял понятие о времени. Часы у него остановились. Повторял; “Потрясающе трудный путь”. Говорил, что особенно труден Кардонг и Сассер, Каракорум хотя и выше, но легче. Хвалил народ Туркестана. Сообщил, что амбань уже ждёт нас и считает своими гостями.

Прекрасно расположен монастырь Ше в семи милях от Лэ. Огромная, в два этажа, фигура Будды. Лучшая стенопись из всего виденного.

В Трикше тоже большие изображения Будды, Майтрейи и Манджушры. Живопись несколько проще. Хороших приветливых лам не видели. Был только один монгольский старый лама, но, видимо, не вполне нормален, судя по его страшному смеху.

Нужно видеть и обратную сторону буддизма — поезжайте в Хеми. Подъезжая, уже чуете атмосферу мрачности и подавленности. Ступы с какими-то страшными ликами-рожами . Тёмные знамёна. Чёрные вороны летают вокруг, чёрные псы гложут кости. И ущелье тесно смыкается. Конечно, и храмы, и дома — всё скучено вместе. И в тёмных углах навалены предметы служения, точно награбленная добыча. Ламы полуграмотны. Наш охотник проводник смеётся: "Хеми — имя большое, а монастырь маленький". Конечно, маленький не размерами, но внутренним содержанием. Вот оно — суеверие и корысть! Лучше было, что на близкие острые скалы утром выходили олени и долго стояали, поводя головой навстречу солнцу.

Монастырь старый. Основан большим ламою, оставившим книгу о Шамбале. И лежат эти манускрипты под спудом; может быть, кормят собою мышей [14, с. 94 - 101].

• “Я ладакский король”, — к нам подошёл худощавый, стройный человек в тибетском костюме. Это бывший король Ладака, завоёванного кашмирцами. Тонкое, интеллигентное лицо. Сейчас имеет очень ограниченные средства. И вот мы сидим за чаем, говорим о том, как нам нравится его страна и как мы полюбили его народ, отмеченный спокойностью и честностью. Говорим об Учении, Гость тонко замечает о том, что жёлтая и красная секты во многих отношениях почти одно и тоже. Говорим о старинных вещах, о тонкости работы. Король приглашает осмотреть его дворец, высоко поднявшийся на скале над Лэ.

Ходим по крутым, осыпающимся лестницам. Минуем тёмные переходы. Забываемся от радости на террасах и балконах, где раскинулся вид на все горы и песчаные взгорья. Сгибаемся, входя в низкие дверки, ведущие в домашний храм. Храм посвящён Дуккар — светлой Матери Мира. В середине опять её изображение. По правую руку — Будда... По стенам висят много очень тонких колоритных знамён. Общий уровень живописи здесь выше, чем в Сиккиме. Большое влияние Ташилумпо. Около дворца в отдельном храме помещается гигантское изображение Майтрейи. Стенопись там очень величественна. Часто стенопись Италии или русских церквей бывала или мелка или обща по пятнам; но здесь бросилось в глаза необычное сочетание широты понимания общих пятен с богатыми деталями. Изображение Майтрейи — на двух этажах. До пояса — на нижнем, Лик — на верхнем. Может быть, это разделение статуи сделано позднейшими соображениями, но идейно оно очень знаменательно. Приходящий человек как бы не мог охватить сразу всё величие символа. Надо подняться на следующий этаж, чтобы достичь Лика — как бы высшего мира. Нижний этаж тонет в сумраке, а наверху через узкие окна (без стёкол) вливаются лучи яркого, всепроникающего солнца. Опять около нас многообразие ступ, сверкающий песок и причудливой работы ворота.

...По всему Ладаку рассеяны камни с изображениями креста, вероятно, друидическими или несторианскими.

14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с.

Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н.К.Рериха. Издание Кузбасского Рериховского Общества, № 3, дополненное г. Новокузнецк, 2006 г.

Пройдя Тибет и Ладак, можно оценить и Лахуль. Снеговые пики, цветочные травы, пахучий можжевельник, яркий шиповник не хуже лучших долин Тибета. Многие святыни, ступы, пещеры отшельников не уступят Ладаку. На скалах тоже ритуальные фигуры лучников, догоняющих стрелою круторогих горных баранов. А ведь древний айбеко был символом света! Те же погребения в могилах, уставленных камнями и в каменных склепах - камерах. Над Кейлангом раскинулась мощная гора Колокола - "Духовного отдохновения", со своею священною триглавою вершиною подобно норбу-ринпоче.

Н.К. Рерих. Твердыня Пламенная, «Меч Гессар-хана», с.178, Рига, «Виеда»,1991 г.

Ступы - могильные памятники. Сооружения, предназначенные для хранения буддийских реликвий, или воздвигаемые в честь лиц или событий, которые чтят буддисты. Там хранятся замечательные произведения тибетского изобразительного искусства и древнейшие рукописи – целые библиотеки.

Каталог выставки Н.К. Рериха, М., 1959 г.

…Лахуль в испорченном произношении означает Южный Тибет. Местные изображения на скалах и камнях достойны изучения.

Н.К. Рерих. Твердыня Пламенная, «Меч Гесса-хана», с.184, Рига, «Виеда»,1991г.

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974. с.89-90 (примеч.326)

...До самого Кардонга* подъем легкий. Жаркое солнце зашло, и к вечеру поднялся пронзительный ветер и холод. Лагерь пришлось разбить на голой арктической поляне* под режущим ветром. Кашмирцы лукаво не показали ладакхцам многие вещи. В сумерках под вихрем шла неописуемая суматоха.

Над нами стоял запорошенный снегом Кардонг. Высился неподступно.

20 сентября. Поднялись на яках через перевал в три часа утра. Эти грузные мохначи действительно незаменимы своей мягкой поступью и устойчивостью. Конечно, при условии мирности. Дикий як совершенно неукротим. Однажды тибетцы поставили для китайского полка необъезженных яков и немедленно три четверти наездников оказались сброшенными на землю.

Подъем наш был нетруден. Вид с Кардонга величествен. Но вся северная сторона Кардонга представляет крутой, мощный глетчер. Спуск очень утомителен и опасен. Пришлось идти и ползти. Мы видели, как один груженый як сорвался и стремительно полетел по гладкому ребру ледника. Но на самом краю пропасти як весь сжался и крепко уперся своими короткими, крепкими ногами.

Многие животные и люди начинают страдать кровотечением и головной болью на подъемах выше 16 000 футов. По дороге уже видна замерзшая кровь. Уже мелькнул остов павшей лошади. У нас все благополучно. После перевала нам говорят о целом караване, замерзшем на Кардонге. Караван балтистанцев, около ста коней, весь найден замерзшим. Некоторые замерзли, как бы крича, держа руки у рта. Даже осенью пальцы на руках и ногах очень легко стынут. Приходится оттирать снегом. Рисовать почти невозможно. Можно представить, каково здесь зимою. Но прекрасен этот грозный глетчер. Далеко внизу — бирюзовое озеро. Говорят, очень глубокое. Путь весь сложен из гигантских валунов. Обернетесь — и кажется пройденное непроходимым.

*Кардонг — горный отрог (более 6000 м) между Лехом и массивом Сасир, перевал через него — Чангла (5599 м).

*«...На голой арктической поляне...» — в Тибете и Гималаях ниже зоны вечных снегов распространен ландшафт горных тундр и каменистых пустынь арктического типа.

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

European Center of Roerich Museum, Paris (loan) (1932); Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1963)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика