Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=428&size=4
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
КЛАДЫ
– От Красной Пожни пойдешь на зимний восход, будет тебе могилка-бугор. От бугра на левую руку иди до Ржавого ручья, а по ручью до серого камня. На камне конский след стесан. Как камень минуешь, так и иди до малой мшаги, а туда пять стволов золота Литвой опущено. В Лосином бору, на просеке, сосна рогатая не рублена. Оставлена неспроста. На сосне зарубки. От зарубок ступай прямиком через моховое болото. За болотом будет каменистое место, а два камня будут больше других. Стань промеж них в середину и отсчитай на весенний закат сорок шагов. Там золота бочонок схоронен еще при Грозном царе. Или еще лучше. На Пересне от Княжьего Броду иди на весенний закат. А пройдя три сотни шагов, оберни в полгруди да иди тридцать шагов вправо. А будет тут ров старый, а за рвом пневое дерево, и тут клад положен большой. Золотые крестовики и всякий золотой снаряд, и положен клад в татарское разорение. Тоже хороший клад. На Городище церковь, за нею старое кладбище. Среди могил курганчик. Под ним, говорят, старый ход под землею, и ведет ход в пещерку, а в ней богатства большие. И на этот клад запись в Софийском соборе положена, и владыка новгородский раз в год дает читать ее пришлым людям. Самое трудное скажу. Этот клад хоронен со смертным зароком. Коли сумеешь обойти, коли противу страхов пойдешь – твое счастье. За Великой Гривой в Червонный ключ опущено разбойными людьми много золота; плитой закрыто, и вода спущена. Коли сумеешь воду от земли отвести да успеешь плиту откопать, – твое счастье большое. Много кладов везде захоронено. Говорю – не болтаю. Дедами еще положены верные записи. Намедни чинился у меня важный человек. Он говорил, а я услыхал. – В подземной Руси, – сказал, – много добра схоронено. Русь берегите. Сановитый был человек. Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать. Неверному человеку клад не дастся. Пьяному клад не взять. Со скоромными мыслями к кладу не приступай. Клад себе цену знает. Не подумай испортить клад. Клады жалеть надо. Хоронили клады не с глупым словом, а с молитвой либо с заклятием. А пойдешь клад брать, иди смирно. Зря не болтай. На людях не гуляй. Свою думу думай. Будут тебе страхи, а ты страхов не бойся. Покажется что, а ты не заглядывайся. Криков не слушай. Иди себе бережно, не оступайся, потому брать клад – великое дело. Над кладом работай быстро. Не оглядывайся, а пуще всего не отдыхай. Коли захочешь голос показать, пой тропарь богородичный. Никаких товарищей для кладов никогда себе не бери. А на счастье возьмешь клад, – никому про него не болтай. Никак не докажи клад людям сразу. Глаз людской тяжелый, клад от людей отвык, – иначе опять в землю уйдет. И самому тебе не достанется, и другому его уж труднее взять. Много кладов сами люди попортили, по своему безобразию. – А где же твой клад, кузнец? Отчего ты свой клад не взял? – И про меня клад схоронен. Сам знаю, когда за кладом пойду. Больше о кладах ничего не сказал черный кузнец.
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
По необъятным просторам Сибири многие древние путники разбросали свои сокровища. Многие племена непрекращающимся потоком наполняли землю Монголии, Минусинска и Алтая. В Алтае они вспоминали зов других далёких гор и опять устремлялись вперёд, не считая ни дней, ни лет, ни веков своих странствий.
Память людей сохранила священные рассказы о реликвиях этих великих путников. А фантазия украсила их самыми красивыми гирляндами.
О, эти захороненные сокровища! Какое стремление направляло к ним!
Не просто страстное желание стать обладателем богатств. А вечное стремление к тайне земли.
Н.К.Рерих
Источник : http://voshod.sibro.ru/
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Кроме картин, навеянных северными пейзажами Карелии, -"Святой остров", "Северные острова", "Еще не ушли", "Скалы и утесы", "Ладога", "Север" и других, - Николай Константинович задумывает сюиту "Героика" и создает к ней семь эскизов: "Клад захороненный", "Зелье Нойды", "Приказ", "Священные огни", "Ждут", "Конец великанов", "Победители клада". Серия построена по мотивам скандинавской мифологии, но мифологические персонажи в ней лишь действующие лица, посредством которых художник иносказательно передает свое восприятие текущих событий. Захороненный клад - это скрытая правда жизни. Злая колдунья закрыла все подступы к ней. Но звучит приказ готовиться к битве. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
• Серия “Героика”, написанная в 1917 году в Финляндии, готовит новый путь художника. Эрнст заключает свою замечательную книгу о Рерихе: “Общим устремлением последних работ Рериха является искание наиболее простого, всеобъемлющего, крепко спаянного в своей простоте живописного изображения. Это искание как нельзя более отвечает духовному пути Мастера, прекрасного в своей чистоте и силе; и шаги эти так верны и плодотворны, что нет сомнения в счастливом их завершении. Ибо Рерих верен себе, верен своей единой, сурово-волшебной мечте, непреклонно ищет заветы живописи и силён волей великих древних поколений, так чудесно в нём воплотившихся” [26, с.135]. 26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Художник напряженно работает и создает сюиту из семи частей – "Героика" (1. Клад захороненный*. 2. Зелье нойды. 3. Приказ*. 4. Священные огни. 5. Ждут. 6 Конец великанов. 7. Победители клада*). О сюжете Героики" он пишет: "Первая часть светлая – приезд: братьями. Вторая часть – дочь Нидура пробирается к деревянной клети – темнице (черное, белое зеленое)". В двух частях сюиты "Героика" прослеживается сюжет "Песни о Велюнде" из "Старшей Эдды", памятника древнеисландской эпической поэзии. Велюнд, волшебный кузнец, финский конунг, попадает в плен к своему противнику Нидуду (здесь Нидур. – Е.С.) – "конунгу в Свитьоде" (Швеции. – Е.С). Желая отомстить, Велюнд заманивает к себе дочь Нидуда и силой берет ее в жены. Этот конкретный сюжет Рерих подчиняет обобщенному повествованию об эпическом Севере. Он населяет Север нойдами, древнекарельскими колдунами и великанами, характерными для эпического сознания всех северных народов.
Картины из сюиты "Героика" выставлялись в Швеции, Дании, Финляндии и имели большой успех у зрителей. Несколько картин Рериха было в коллекции Арвида Торстена Генеца, биолога, лектора Сортавальской семинарии, в доме которого семья Рериха жила с осени 1917 до лета 1918 года [10].
[10] Дом этот, судя по старым сортавальским картам и по свидетельству Энсио Салменкаллио, друга и соседа Арвида Генеца, находился на углу Саариоланкату и Техтаанкату (ныне ул. Заводская. – Е. С). Напротив дома находился пивоваренный завод, рядом – деревянная семинария. (Запись беседы от 1 марта 1980 г., г. Хельсинки.) До наших дней дом Генеца не сохранился. На его месте сейчас находится детский сад. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Клад захороненный (1915 г.) Смысл картины частично отражает стихотворение О.Ауновской:
Горы, словно дозорные, встали, нерушим величавый гранит. Отражаются в озере скалы, гладь воды лёгкий чёлн бороздит. Заходящее щедро светило - алый плат облакам поднесло. Возле камня ладейка застыла, и гребец убирает весло. Приподнял он сосуд над водою,- в нём сокровище заключено, И взмахнул сокрушенно рукою, и сосуд опустился на дно.9 - Не оценят тебя еще люди, добрый дар обращая во зло... Верю, боги меня не осудят, - и налёг он опять на весло. В бесконечность слагаются годы, как дозорные, горы стоят. Где-то в этих таинственных водах ждет людей захороненный клад. Святослав Рерих, сын художника, писал: "Когда я думаю о своём отце, меня переполняет невыразимое чувство уважения и любви к нему за всё то, что он дал и без конца продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его действия. Всё человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем совершенствования, и жизнь для него была великими вратами в Будущее. Его прекрасная картина "Клад захороненный" - это, возможно, огромный символ глубоких достижений и необыкновенной жизни. Он во всём стремился к отображению прекрасного, и мысли его мастерски воплощены в живописи, в литературном творчестве и всей его деятельности". Существует и такая трактовка смысла этого полотна: "Злая колдунья закрыла все подступы к скрытой правде жизни. Но звучит приказ - готовиться к битве. Священные огни укажут, куда идти в поиск за кладом. Люди ждут знака. Получив его, они выступят в путь и встретят великанов (в скандинавских мифах - демонов). Великаны будут повержены и победители клада восторжествуют. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
<...>
Первой важной работой этого периода является серия «Героика» состоящая из семи картин: «Клад захоронённый », где сокровище опускают с лодки в море; «Наяда» , фея или ведьма, готовящая чудотворные травы в молчаливом уединении пещеры на берегу моря; «Приказ» передающая смысл высшего приказа, посланного через море, в котором, кажется, участвуют и облака.; «Священный огонь», в которой среди холодных серых скал виден священный, вечно горящий огонь;«Вечное ожидание» — несколько женщин сидят неподвижно возле хижины, терпеливо ожидая какого-то великого события; «Конец великанов», в которой титаны превращаются в скалы; и последняя «Победители клада» — люди, усердно несущие что-то из пещеры вниз в лодку. Все эти семь картин связаны друг с другом не только по своей внутренней концепции, но и по цвету, и, несмотря на то, что каждая картина создана в своём ключе, они подобны единой мозаике.
<...> |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...В сказках Рериха нашли свое отражение большинство созданных им синтетических образов-мифологем, получивших мировое признание и входящих в сокровищницу вековых образов. Рассмотрим, например, "Клад захороненный."
В сказке "Клады" (впервые опубликована в 1914 году) изложено предание о народных обычаях захоранивать сокровища. По стилю текст ее напоминает повествование искателя кладов, владеющего тайными сведениями о кладах, народных приметах, верованиях, оберегах, заклинаниях. Эта сказка позднее была положена в основу очерка "Клады захороненные", включенного в сборник "Шамбала" (публиковавшегося ранее на английском языке и переведенного на русский по изданию 1978 г.). Образ Клада захороненного разрабатывался Рерихом на протяжении всей жизни, вплоть до известной картины ''Клад захороненный", написанной в последний год жизни - 1947. С.Н.Рерих, посылая эту картину на выставку 1973 года, писал: "Я пришлю картину "Клад захороненный." Сколько в ней глубокого смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого "клада захороненного". - До времени!"
Прекрасным описанием картины могут быть стихи Н.К.Рериха:
Где скалы древние свой вековой покой
в воде, как в зеркале, недвижной отражают,
Там кто-то бережно заботливой рукой
под воду клад бесценный опускает.
Свидетелями будут скалы и вода
и розовые облака в небе высоком.
Там будет он лежать несчетные года,
пока не подойдут завещанные сроки.
Семантическая емкость образа, созданного Рерихом, столь многогранна, что трудно перечислить все его толкования. Клад это бесценное сокровище, сокрытое верным человеком в недоступном месте. Клад - это ключ к счастью человеческому - "Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать", - говорит писатель. Клад - это правда жизни, скрытая до времени. И как в сказке люди получают приказ разыскать этот клад. Но на пути много опасностей и трудностей. Этот мотив клада Рерих неоднократно развивал в ряде своих публикаций. Так, например, в очерке "Право входа" (Избр. М, 1979). С горечью отмечая кошмар и сумятицу, охватившую мир после 1914 и 1917 годов, он писал, что вхождение в мир радости, духовной красоты открывается каждому, кто готов отдать, чтобы получить. Рядом лежит весь прекрасный мир, наполненный кладами. "Ты, имеющий ухо, Ты, имеющий глаз открытый... Ты, познавший Красоту. Благо тебе. Устреми взор подобно соколу вдаль. Через Красоту подойдете. Поймите и запомните."
Расширяя границы образа, Рерих говорит о подземных кладах Руси, где много добра захоронено. "Русь берегите". Мотив подземной, тайной мощи родины перекликается с народным преданием о граде Китеже. И далее, для Рериха клады - это вековые накопления народной мудрости, захороненные в его фольклорных творениях, в легендах, сказках, пословицах. Здесь он видит "чеканку мудрости". В статье "Древние источники", заключающей сборник "Сказки", читаем: "В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа... Во всех веках и народах будут всегда краткие периоды, в которые будут спесиво отринуты эти накопления. Как клады, временно уйдут они под землю. Как в запрещенных катакомбах, останется лишь шепот молитв. Так где-то и все-таки в полной бережливости сохранятся знаки народной наблюдательности, и опять их достанут из тайников. Опять с обновленным рвением будут изучать, И опять именно из этих неисчерпаемых источников обновятся основы культуры."
Теми же словами можем мы сказать и обо всем творчестве нашего великого соотечественника. Все его творчество литературное стало кладом захороненным до времени. ... |