Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Клад захороненный
1947

Н.К.Рерих. Клад захороненный. 1947

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=429&size=3

     
Атрибуты картины

Название Клад захороненный
Год 1947
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 91.5 х 153 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 9380 II, 43950 КП.
См. также

Н.К.РЕРИХ Журнал Восход № 6 (122), Июнь, 2004

По необъятным просторам Сибири многие древние путники разбросали свои сокровища. Многие племена непрекращающимся потоком наполняли землю Монголии, Минусинска и Алтая. В Алтае они вспоминали зов других далёких гор и опять устремлялись вперёд, не считая ни дней, ни лет, ни веков своих странствий.

Память людей сохранила священные рассказы о реликвиях этих великих путников. А фантазия украсила их самыми красивыми гирляндами.

О, эти захороненные сокровища! Какое стремление направляло к ним!

Не просто страстное желание стать обладателем богатств. А вечное стремление к тайне земли.

Н.К.Рерих

Источник : http://voshod.sibro.ru/

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Серия “Эроика”, написанная в 1917 году в Финляндии, готовит новый путь художника. Эрнст заключает свою замечательную книгу о Рерихе: “Общим устремлением последних работ Рериха является искание наиболее простого, всеобъемлющего, крепко спаянного в своей простоте живописного изображения. Это искание как нельзя более отвечает духовному пути Мастера, прекрасного в своей чистоте и силе; и шаги эти так верны и плодотворны, что нет сомнения в счастливом их завершении. Ибо Рерих верен себе, верен своей единой, сурово-волшебной мечте, непреклонно ищет заветы живописи и силён волей великих древних поколений, так чудесно в нём воплотившихся” [26, с.135].

• Картина... изображает глухой фьорд, где прячет клад одинокая фигура человека, приплывшего сюда на лодке. Пейзаж скандинавского характера. Мы знаем эту картину по повторению 1947 года. Она отличается от первого варианта интенсивностью красок и более обобщённым рисунком. Захороненный клад — это скрытая правда жизни. Все подступы к ней загородила злая колдунья, но люди получают Приказ разыскать этот клад. Священные огни ведут к нему, но нужен ещё Знак, чтобы пуститься на розыски. [39, с.141].

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

39. П.Ф.Беликов. Рерих.(Опыт духовной биографии), Новосибирск, 1994г., 334с.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Искусство Рериха оптимистично по своей природе, однако иногда звучат в нем и другие интонации - печали, трагизма. В самом деле, разве человечество откликнулось в должной мере на его страстный этический запал, на призывы служению Свету, внесению Красоты в жизнь каждого дня? Услышан ли был его голос в защиту культуры, когда полыхала война? Признан ли был он у себя на Родине, где вершил судьбы "вождь всех народов"? Такая трагическая нота прорвалась в одной из его последних картин - "Клад захороненный" (1947).Однако художник верил, что рано или поздно вскроются глубины, и то прекрасное, что было заложено им в искусстве, как нить Ариадны, приведет и к осознанию его пророческих заветов.

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...В одной из последних работ Рериха "Клад захороненный" (1947) воде заповедано хранить послание для будущего.

Л.П.ЗАСОРИНА Сказы и сказки Н.К.Рериха //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил

...В сказках Рериха нашли свое отражение большинство созданных им синтетических образов-мифологем, получивших мировое признание и входящих в сокровищницу вековых образов. Рассмотрим, например, "Клад захороненный."

В сказке "Клады" (впервые опубликована в 1914 году) изложено предание о народных обычаях захоранивать сокровища. По стилю текст ее напоминает повествование искателя кладов, владеющего тайными сведениями о кладах, народных приметах, верованиях, оберегах, заклинаниях. Эта сказка позднее была положена в основу очерка "Клады захороненные", включенного в сборник "Шамбала" (публиковавшегося ранее на английском языке и переведенного на русский по изданию 1978 г.). Образ Клада захороненного разрабатывался Рерихом на протяжении всей жизни, вплоть до известной картины ''Клад захороненный", написанной в последний год жизни - 1947. С.Н.Рерих, посылая эту картину на выставку 1973 года, писал: "Я пришлю картину "Клад захороненный." Сколько в ней глубокого смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого "клада захороненного". - До времени!"

Прекрасным описанием картины могут быть стихи Н.К.Рериха:

Где скалы древние свой вековой покой

в воде, как в зеркале, недвижной отражают,

Там кто-то бережно заботливой рукой

под воду клад бесценный опускает.

Свидетелями будут скалы и вода

и розовые облака в небе высоком.

Там будет он лежать несчетные года,

пока не подойдут завещанные сроки.

Семантическая емкость образа, созданного Рерихом, столь многогранна, что трудно перечислить все его толкования. Клад это бесценное сокровище, сокрытое верным человеком в недоступном месте. Клад - это ключ к счастью человеческому - "Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать", - говорит писатель. Клад - это правда жизни, скрытая до времени. И как в сказке люди получают приказ разыскать этот клад. Но на пути много опасностей и трудностей. Этот мотив клада Рерих неоднократно развивал в ряде своих публикаций. Так, например, в очерке "Право входа" (Избр. М, 1979). С горечью отмечая кошмар и сумятицу, охватившую мир после 1914 и 1917 годов, он писал, что вхождение в мир радости, духовной красоты открывается каждому, кто готов отдать, чтобы получить. Рядом лежит весь прекрасный мир, наполненный кладами. "Ты, имеющий ухо, Ты, имеющий глаз открытый... Ты, познавший Красоту. Благо тебе. Устреми взор подобно соколу вдаль. Через Красоту подойдете. Поймите и запомните."

Расширяя границы образа, Рерих говорит о подземных кладах Руси, где много добра захоронено. "Русь берегите". Мотив подземной, тайной мощи родины перекликается с народным преданием о граде Китеже. И далее, для Рериха клады - это вековые накопления народной мудрости, захороненные в его фольклорных творениях, в легендах, сказках, пословицах. Здесь он видит "чеканку мудрости". В статье "Древние источники", заключающей сборник "Сказки", читаем: "В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа... Во всех веках и народах будут всегда краткие периоды, в которые будут спесиво отринуты эти накопления. Как клады, временно уйдут они под землю. Как в запрещенных катакомбах, останется лишь шепот молитв. Так где-то и все-таки в полной бережливости сохранятся знаки народной наблюдательности, и опять их достанут из тайников. Опять с обновленным рвением будут изучать, И опять именно из этих неисчерпаемых источников обновятся основы культуры."

Теми же словами можем мы сказать и обо всем творчестве нашего великого соотечественника. Все его творчество литературное стало кладом захороненным до времени. ...

Д.Н. ПОПОВ Теософия в жизни и творчестве Н.К.Рериха //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Помимо новых произведений, художник вновь обращается ко многим прежним сюжетам. Из-под его кисти выходят не копии, а новые варианты произведений в более глубоком и монументальном композиционном, образном и колористическом решении. В их числе, в последний год жизни, Рерих пишет большое полотно "Вестник" памяти Блаватской и возвращается к сюите "Героика", определившей когда-то весь его жизненный путь. Он пишет начальную и заключительную части сюиты: "Клад захороненный" и "Победители клада". Но теперь смысловой порядок полотен меняется, и если последняя картина символизирует победу художника и его близких на сужденном многотрудном пути, то "Клад захороненный" уже несет новый смысл. Теперь Рерих сам захоранивает свой "клад" для будущих искателей и "победителей".

Н.К. РЕРИХ Глаз добрый. М.: Художественная литература,1991.- 223 с.

КЛАДЫ

– От Красной Пожни пойдешь на зимний восход, будет тебе могилка-бугор. От бугра на левую руку иди до Ржавого ручья, а по ручью до серого камня. На камне конский след стесан. Как камень минуешь, так и иди до малой мшаги, а туда пять стволов золота Литвой опущено.

В Лосином бору, на просеке, сосна рогатая не рублена. Оставлена неспроста. На сосне зарубки. От зарубок ступай прямиком через моховое болото. За болотом будет каменистое место, а два камня будут больше других. Стань промеж них в середину и отсчитай на весенний закат сорок шагов. Там золота бочонок схоронен еще при Грозном царе.

Или еще лучше. На Пересне от Княжьего Броду иди на весенний закат. А пройдя три сотни шагов, оберни в полгруди да иди тридцать шагов вправо. А будет тут ров старый, а за рвом пневое дерево, и тут клад положен большой. Золотые крестовики и всякий золотой снаряд, и положен клад в татарское разорение.

Тоже хороший клад. На Городище церковь, за нею старое кладбище. Среди могил курганчик. Под ним, говорят, старый ход под землею, и ведет ход в пещерку, а в ней богатства большие. И на этот клад запись в Софийском соборе положена, и владыка новгородский раз в год дает читать ее пришлым людям.

Самое трудное скажу. Этот клад хоронен со смертным зароком. Коли сумеешь обойти, коли противу страхов пойдешь – твое счастье.

За Великой Гривой в Червонный ключ опущено разбойными людьми много золота; плитой закрыто, и вода спущена. Коли сумеешь воду от земли отвести да успеешь плиту откопать, – твое счастье большое.

Много кладов везде захоронено. Говорю – не болтаю. Дедами еще положены верные записи.

Намедни чинился у меня важный человек. Он говорил, а я услыхал.

– В подземной Руси, – сказал, – много добра схоронено. Русь берегите. Сановитый был человек.

Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать. Неверному человеку клад не дастся. Пьяному клад не взять. Со скоромными мыслями к кладу не приступай. Клад себе цену знает. Не подумай испортить клад. Клады жалеть надо. Хоронили клады не с глупым словом, а с молитвой либо с заклятием.

А пойдешь клад брать, иди смирно. Зря не болтай. На людях не гуляй. Свою думу думай. Будут тебе страхи, а ты страхов не бойся. Покажется что, а ты не заглядывайся. Криков не слушай. Иди себе бережно, не оступайся, потому брать клад – великое дело.

Над кладом работай быстро. Не оглядывайся, а пуще всего не отдыхай. Коли захочешь голос показать, пой тропарь богородичный. Никаких товарищей для кладов никогда себе не бери.

А на счастье возьмешь клад, – никому про него не болтай. Никак не докажи клад людям сразу. Глаз людской тяжелый, клад от людей отвык, – иначе опять в землю уйдет. И самому тебе не достанется, и другому его уж труднее взять. Много кладов сами люди попортили, по своему безобразию.

– А где же твой клад, кузнец? Отчего ты свой клад не взял?

– И про меня клад схоронен. Сам знаю, когда за кладом пойду.

Больше о кладах ничего не сказал черный кузнец.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика