...В сказках Рериха нашли свое отражение большинство созданных им синтетических образов-мифологем, получивших мировое признание и входящих в сокровищницу вековых образов. Рассмотрим, например, "Клад захороненный."
В сказке "Клады" (впервые опубликована в 1914 году) изложено предание о народных обычаях захоранивать сокровища. По стилю текст ее напоминает повествование искателя кладов, владеющего тайными сведениями о кладах, народных приметах, верованиях, оберегах, заклинаниях. Эта сказка позднее была положена в основу очерка "Клады захороненные", включенного в сборник "Шамбала" (публиковавшегося ранее на английском языке и переведенного на русский по изданию 1978 г.). Образ Клада захороненного разрабатывался Рерихом на протяжении всей жизни, вплоть до известной картины ''Клад захороненный", написанной в последний год жизни - 1947. С.Н.Рерих, посылая эту картину на выставку 1973 года, писал: "Я пришлю картину "Клад захороненный." Сколько в ней глубокого смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого "клада захороненного". - До времени!"
Прекрасным описанием картины могут быть стихи Н.К.Рериха:
Где скалы древние свой вековой покой
в воде, как в зеркале, недвижной отражают,
Там кто-то бережно заботливой рукой
под воду клад бесценный опускает.
Свидетелями будут скалы и вода
и розовые облака в небе высоком.
Там будет он лежать несчетные года,
пока не подойдут завещанные сроки.
Семантическая емкость образа, созданного Рерихом, столь многогранна, что трудно перечислить все его толкования. Клад это бесценное сокровище, сокрытое верным человеком в недоступном месте. Клад - это ключ к счастью человеческому - "Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать", - говорит писатель. Клад - это правда жизни, скрытая до времени. И как в сказке люди получают приказ разыскать этот клад. Но на пути много опасностей и трудностей. Этот мотив клада Рерих неоднократно развивал в ряде своих публикаций. Так, например, в очерке "Право входа" (Избр. М, 1979). С горечью отмечая кошмар и сумятицу, охватившую мир после 1914 и 1917 годов, он писал, что вхождение в мир радости, духовной красоты открывается каждому, кто готов отдать, чтобы получить. Рядом лежит весь прекрасный мир, наполненный кладами. "Ты, имеющий ухо, Ты, имеющий глаз открытый... Ты, познавший Красоту. Благо тебе. Устреми взор подобно соколу вдаль. Через Красоту подойдете. Поймите и запомните."
Расширяя границы образа, Рерих говорит о подземных кладах Руси, где много добра захоронено. "Русь берегите". Мотив подземной, тайной мощи родины перекликается с народным преданием о граде Китеже. И далее, для Рериха клады - это вековые накопления народной мудрости, захороненные в его фольклорных творениях, в легендах, сказках, пословицах. Здесь он видит "чеканку мудрости". В статье "Древние источники", заключающей сборник "Сказки", читаем: "В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа... Во всех веках и народах будут всегда краткие периоды, в которые будут спесиво отринуты эти накопления. Как клады, временно уйдут они под землю. Как в запрещенных катакомбах, останется лишь шепот молитв. Так где-то и все-таки в полной бережливости сохранятся знаки народной наблюдательности, и опять их достанут из тайников. Опять с обновленным рвением будут изучать, И опять именно из этих неисчерпаемых источников обновятся основы культуры."
Теми же словами можем мы сказать и обо всем творчестве нашего великого соотечественника. Все его творчество литературное стало кладом захороненным до времени. ...