Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Ковер-самолет
1916

Н.К.Рерих. Ковер-самолет. 1916

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=433&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Ковер-самолет
Год 1916
Где находится Горловский художественный музей. Украина
Материалы, размеры Холст, темпера. 130 x 145 см.
Источник "Каталог работ Н.К. Рериха" на сайте Горловского художественного музея. Декабрь 2012 http://museum.gorlovka.me
Примечание Загружено 2 изображения. № Ж-331. См. эскиз к картине 1 и эскиз к картине 2

И. Н. БОНДАРЬ Модерн в творчестве Н. К. Рериха. Живопись из коллекции Горловского художественного музея

С. Эрнст отмечает: «Магией волшебства земного вызваны такие работы 1916 г., как «Ковер-самолет», играющий, словно «густой» сапфир, «Ведунья», «Лесовики» - холст, примечательный своей тонкой и легкой структурой, своими лиловыми и коричневыми колерами» [16]. В своей монографии С. Эрнст не дает оценку литературному творчеству Н. Рериха. Его работа касается только художественного творчества мастера, но в начале своей книги он помещает 26 стихотворений Рериха, которые звучат как большое предисловие и очень многое поясняют. Вполне естественно, что символика литературных произведений Рериха более понятна, так как стихотворения носят воспитательный, даже назидательный характер, и в них дается более полная информация, объясняющая суть явлений.

« ....Князя тьмы и демонов нет.

Но каждым поступком

Лжи, гнева и глупости

Мы творим бесчисленных тварей,

Безобразных и страшных по виду,

Кровожадных и гнусных.

Они стремятся за нами,

Наши творенья! Размеры

И вид их созданы нами....» [17].

Ну как тут не вспомнить такие произведения как «Лесовики» (1916) и «Ковер-самолет» (1916), символика которых уводит в мир сказочный, фантастический, в мир снов и видений.

В картине «Ковер-самолет» образ зла воплотился в конкретную форму. Одинокий воин возле походного шатра стоит в дозоре, опираясь на копье. То ли «думу думает», то ли дремлет. А над ним в темном ночном небе, среди облаков несется ковер-самолет. Негативное начало в образе ковра-самолета сказывается уже в том, что Рерих придает ему форму и окраску варяжской ладьи. В символической форме в произведении отразились тяжелые предчувствия событий Первой мировой войны.

Тщательно разработанный колорит картины является одним из ведущих компонентов содержания. Тревожно и сказочно светится темно-синее небо. Этот основной цвет звучит в картине в полную силу, создавая напряженный и драматический эмоциональный фон. Иллюзия движения воздуха создается за счет неполного прокрашивания полотна. Это был поиск новых приемов в технике. Позже Рерих будет накладывать разноцветный грунт, так же не прокрашивая его, и засверкают, засветятся красками его горные, заснеженные вершины.

16. С. Эрнст. Н. К. Рерих. Издание Общины св. Евгении. Петроград. 1918 г., С. 30.

17. Живая Этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика», 1992г., С. 320.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

• Большое место в искусстве Рериха занимают образы народных сказок. Изучая фольклор, он постоянно ощущал богатство фантазии, красоту духовного мира русского человека. И если в “исторических” полотнах пытался воссоздать “видимые” им картины прошлого, то произведениями этого жанра стремился не только раскрыть красоту народного творчества, но и убедить современников в том, как поэтична была старина, оставившая такое богатое наследие.

Рерих обращался к самым древним, самым любимым образам русских народных сказок. Его познания в этой области неисчерпаемы. Темы всегда новы и занимательны. На полотнах художника по небу плывёт ковёр-самолёт, возвышается причудливый замок кикиморы, кудесники и колдуны творят земные и водные заклятья, землю и леса населяют странные существа: змиевна, оборотни, лесовики, ведуньи. Таинственны, молчаливы тропа прямоезжая, могила великана, туманный замок.

... Сказочность, фантастичность сюжетов ведёт Рериха к стилизации. В картинах — яркие, декоративные краски, формы несуществующего мира кажутся подчас причудливыми, рисунок предельно упрощённым, лаконичным. Эта стилизация уместна и необходима — она усиливает впечатление сказочности и поэтической прелести нашего народного искусства. [27, с. 87, 88].

• И в третьей картине того же года “Ковёр-самолёт” разве не дан прообраз наступающего странствия? [26, с.136].

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

П.Ф. БЕЛИКОВ. Творчество Н.К.Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1

«Ковер-самолет» — народная сказка, которой суждено стать былью.

Н. КОЧЕРГИНА Картины Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея. Журнал Восход № 7 (183), Июль, 2009

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне и революции в России, у Николая Константиновича Рериха появляется целая серия картин, названных современниками пророческими. Кистью художника движет предчувствие чудовищных бедствий наступающего века. Рерих широко использует символику народных сказаний и легенд, осмысливая её по-новому, в свете своих философско-этических представлений.

Полотно «Ковёр-самолёт» (1916) — одно из произведений этого цикла. Тревожно и сказочно светится огромное ночное небо. Сном охвачена земля, утонувшая в синем полумраке. Возле шатра, опершись на копьё, задремал на дозоре одинокий воин и не чует грозной опасности. А по небу летит ковёр-самолёт со злобным колдуном.

Основной цвет картины — глубокий ультрамарин, «играющий, словно тёмный густой сапфир» (С. Эрнст), — ассоциируется с колдовской властью злого начала и создаёт ощущение напряжения и тревоги. Главная идея картины — напоминание о необходимости духовного бодрствования в час грозящей опасности. Когда над миром сгустилась тьма, Рерих призывает к духовному пробуждению и недреманному дозору сердца, и в этом он видит свою задачу как художник и как человек.

Вспоминается картина «Меч мужества» (1912), созданная Николаем Константиновичем четырьмя годами раньше; в ней также звучит мысль о неотложности дозора. Крепким сном уснули стражиу врат города, и сам Огненный Ангел приходит, чтобы пробудить их и вооружить для предстоящего сражения, ибо час настал.

Многие ли услышали в первые годы XX века голос великого гуманиста, призывавшего к действенному дозору во имя мира на земле? Пройдут годы — и новые страшные бедствия обрушатся на планету.

Тема дозора в трудах Рериха и в Учении Живой Этики приобретает особый смысл, переходя в категорию духовных понятий. Духовное бодрствование утверждается в Учении как необходимая ступень сознания на пути жизни. Отсутствие дозора в масштабе как личности, так и человечества, даёт возможность утвердиться злу, приводит к разгулу тьмы.

Не случайно о зоркости во имя мира на земле говорится в хорошо известной песне, посвящённой жертвам Второй мировой войны: «Люди мира, будьте зорче втрое — берегите мир!».

Примечательно, что в 1939 году Рерих создаёт новый вариант картины «Ковёр-самолёт», но это уже не сказка, а страшная действительность: сея огонь и смерть, несётся над землёй чудовище зла. Картина поражает силой созданного образа.

Учение Живой Этики обращается ко всем, кто способен понять происходящее в мире: «Проспят сонные, но Община бодрствует»1; «...Пободрствуйте, Воины на дозоре!»2; «...Умейте найти радость в вечной работе и в вечном дозоре»3; «Не много пламенных сердец могут встать самоотверженным дозором и сплести крепкую сеть защитную»4.

1Община. 166.

2 Листы Сада Мории. Зов. 26.11.1921.

3 Община. 224.

5 Аум. 35.

Ж. ДЮВЕРНУА Рерих. Фрагменты биографии/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

...Теперь, когда экспедиция закончилась, можно сопоставить художественные результаты этого двенадцатилетия с предыдущим периодом. Многие картины этого периода как бы предсказывают все последующее.

...И в третьей картине того же года «Ковер-Самолет» разве не дан прообраз наступающего странствия?

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика