Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Колдуны
1905

Н.К.Рерих. Колдуны. 1905

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=440&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Колдуны
Год 1905
Серия Русская серия (не авт. серия)
Где находится Киевский национальный музей русского искусства. Украина
Материалы, размеры Бумага на картоне, пастель, гуашь. 52.6 х 70 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № Рг-1532

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

• ... пастель 1905 года: три человека совещаются, шепчутся на морском берегу. На них накинуты волчьи шкуры, пасти прикрывают человеческие головы, сливаются с ними. У художника есть рисунок старика-колдуна с редкой бородёнкой, прищуренными глазами, выдающимися скулами. В картине реальные черты притуплены — вроде уже и не люди перед нами, а оборотни, напускающие на людей мор и порчу. Кажется, люди превращаются в волков, хотя совершенно реальны их узорчатые валенки, расписные рубахи и сами шкуры-маски [8, с. 45].

• Н.К. Рерих считает бездеятельность, пассивность, инерцию — злом. Этот мотив отлично выражен в этой картине. Страшны их насупленные фигуры в волчьих шкурах, в мягких вяленых сапогах, неподвижные, вроде чёрных воронов в картине “Зловещие” [5, с. 43].

• Перед его картинами невольно вспоминаются все великие предания о злых камнях, живущих колдовской жизнью, о менгирах и дольменах, о полях Карнака, о камнях, в толще своей хранящих воронкообразное подобие рта, которое произносит слова, из которых слышатся иногда глухие звуки, которое таит в себе эхо какой-то чужой всему живому жизни; о камнях, по ночам покидающих свое место и рыскающих, подобно крылатым ящерам, в низком болотном воздухе...

... И люди, и животные видимы для него лишь с точки зрения камня. Поэтому у его людей нет лица...

У Рериха нет людей — есть лишь ризы, доспехи, звериные шкуры, рубахи, порты, высеченные из камня, и все они ходят и действуют сами по себе. И не только воздух, деревья, человека и текучее море видит Рерих каменными — даже огонь у него становится едкими зубцами желтого камня, как в его проекте декораций к “Валькирии” [8, с. 126].

5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.

8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Другая сторона русской души, сторона, противоположная устремленной в Горние Страны, также получает в эти годы воплощение в творении Рериха: в 1905 году написаны «Колдуны» и «Заклятие водное», а в следующем «Змиевна» — картины, полные жутких чар, шелестинного тихого ужаса... Словно вечно стоят колдуны, в застывших позах, среди полей бескрайних, увенчанных холодными, широкими облаками, и никогда не опустятся волны, злобно вспененные заклятием, и всегда будет томиться золотокудрая девушка в кольцах огненного змия... Пленяет в этих полотнах та чуткость, та вкрадчивость, с которой художник сумел подойти к запретному миру (эту черту часто можно встретить в работах Рериха, великого угадчика и провидца), и выведать тайны и даже дать им некое оправдание, то оправдание, что полнит строки поэта:

И земляное злое ведовство

Прозрачно было так, что я покорно

Без слез, без злобы — приняла его,

Как в осень пашня — вызревшие зерна.

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

А бездеятельность, пассивность, инерция? Это зло. Этот мотив отлично выражен в картине Рериха «Колдуны». Страшны их насупленные фигуры в волчьих шкурах, в мягких валяных сапогах, недвижные, вроде «Зловещих».

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

А. Ростиславов

Политика в художестве

…Рерих, этот поразительно неутомимый и разнообразный художник, дал опять целую отдельную выставку, где такие выдающиеся вещи, как эскизы к парижской постановке «Игоря», «Небесный бой», «Изба смерти», «Ростов Великий», «Колдуны» и др. …

Театр и искусство. 1910. 7 марта. № 10. Воскресенье. С. 217–219.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика