Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Колдуны
1905

Н.К.Рерих. Колдуны. 1905

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=440&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Колдуны
Год 1905
Серия Русская серия (не авт. серия)
Где находится Национальный музей "Киевская картинная галерея" (Киевская национальная картинная галерея). Украина
Материалы, размеры Бумага на картоне, пастель, гуашь. 52.6 х 70 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № Рг-1532

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

• ... пастель 1905 года: три человека совещаются, шепчутся на морском берегу. На них накинуты волчьи шкуры, пасти прикрывают человеческие головы, сливаются с ними. У художника есть рисунок старика-колдуна с редкой бородёнкой, прищуренными глазами, выдающимися скулами. В картине реальные черты притуплены — вроде уже и не люди перед нами, а оборотни, напускающие на людей мор и порчу. Кажется, люди превращаются в волков, хотя совершенно реальны их узорчатые валенки, расписные рубахи и сами шкуры-маски [8, с. 45].

• Н.К. Рерих считает бездеятельность, пассивность, инерцию — злом. Этот мотив отлично выражен в этой картине. Страшны их насупленные фигуры в волчьих шкурах, в мягких вяленых сапогах, неподвижные, вроде чёрных воронов в картине “Зловещие” [5, с. 43].

• Перед его картинами невольно вспоминаются все великие предания о злых камнях, живущих колдовской жизнью, о менгирах и дольменах, о полях Карнака, о камнях, в толще своей хранящих воронкообразное подобие рта, которое произносит слова, из которых слышатся иногда глухие звуки, которое таит в себе эхо какой-то чужой всему живому жизни; о камнях, по ночам покидающих свое место и рыскающих, подобно крылатым ящерам, в низком болотном воздухе...

... И люди, и животные видимы для него лишь с точки зрения камня. Поэтому у его людей нет лица...

У Рериха нет людей — есть лишь ризы, доспехи, звериные шкуры, рубахи, порты, высеченные из камня, и все они ходят и действуют сами по себе. И не только воздух, деревья, человека и текучее море видит Рерих каменными — даже огонь у него становится едкими зубцами желтого камня, как в его проекте декораций к “Валькирии” [8, с. 126].

5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.

8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Другая сторона русской души, сторона, противоположная устремленной в Горние Страны, также получает в эти годы воплощение в творении Рериха: в 1905 году написаны «Колдуны» и «Заклятие водное», а в следующем «Змиевна» — картины, полные жутких чар, шелестинного тихого ужаса... Словно вечно стоят колдуны, в застывших позах, среди полей бескрайних, увенчанных холодными, широкими облаками, и никогда не опустятся волны, злобно вспененные заклятием, и всегда будет томиться золотокудрая девушка в кольцах огненного змия... Пленяет в этих полотнах та чуткость, та вкрадчивость, с которой художник сумел подойти к запретному миру (эту черту часто можно встретить в работах Рериха, великого угадчика и провидца), и выведать тайны и даже дать им некое оправдание, то оправдание, что полнит строки поэта:

И земляное злое ведовство

Прозрачно было так, что я покорно

Без слез, без злобы — приняла его,

Как в осень пашня — вызревшие зерна.

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

А бездеятельность, пассивность, инерция? Это зло. Этот мотив отлично выражен в картине Рериха «Колдуны». Страшны их насупленные фигуры в волчьих шкурах, в мягких валяных сапогах, недвижные, вроде «Зловещих».

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

А. Ростиславов

Политика в художестве

…Рерих, этот поразительно неутомимый и разнообразный художник, дал опять целую отдельную выставку, где такие выдающиеся вещи, как эскизы к парижской постановке «Игоря», «Небесный бой», «Изба смерти», «Ростов Великий», «Колдуны» и др. …

Театр и искусство. 1910. 7 марта. № 10. Воскресенье. С. 217–219.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика