Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=4423&size=3
|
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
https://www.centrepompidou.fr/cpv/ressource.action?param.id=FR_R-408eb242dfa05aba3392c868b1fb2739¶m.idSource=FR_O-97251fe993ff24c2c518c57eed37b319 Nicolai Konstantinovitch Roerich (1874 - 1947) Château de Maîtreya (Paysage du Tibet) 1929 Huile sur toile 74,5 x 117,5 cm Don de l'artiste à l'Etat, 1930 Attribution, 1937 Numéro d'inventaire : JP 862 P
перевод: Николай Константинович Рерих (1874 - 1947) Замок Майтрейи (Тибетский пейзаж) 1929 Холст, масло 74,5 х 117,5 см Дар художника государству, 1930 Атрибуция, 1937 Инвентарный номер: JP 862 P |
||||||||||||
|
||||||||||||
<..> «Замки Майтрейи» Как мы уже упоминали, в Люксембургский музей поступила еще одна картина Рериха – «Замки Майтрейи»56 . И на сегодняш- ний момент это единственное произведение художника, которое на- ходится в составе национальных коллекций на территории Франции. Помимо данных FNAC, этот факт подтверждает также Дидье дю Бле, французский исследователь творчества Рериха57. В настоящее время произведение хранится в фонде живописи Национального музея совре- менного искусства (Центр Помпиду, Париж) (холст, масло. 74,5х117,5. Инв. No JP862P). Произведение было преподнесено в дар Франции самим Н.К. Ре- рихом в 1929 году. Передача дара была узаконена постановлением Министерства народного просвещения и изящных искусств. Министр написал Рериху: «Хочу выразить Вам свое чувство горячей призна- тельности за этот дар, который так обогатил наши национальные коллекции (4 июня 1930)» 58 . Секретарь Французского Рериховского общества Г.Г. Шклявер отметил: «Картина, которую господин Рерих недавно преподнес в дар французскому правительству, одно из боль- ших полотен, на котором изображены горы и святыни Тибета. Воз- можно, в одном из таких древних храмов, на вершине страны снегов, возвышается статуя Майтрейи, Будды грядущего, который, согласно распространенным верованиям в Центральной Азии, придет вскоре на землю, чтобы начать Новую эру. Для нас легенда о Майтрейи имеет символическую ценность. Принося в дар Франции эту картину, про- фессор Николай Рерих хотел вновь подтвердить свою веру в будущее этой страны, так как во Франции он любит все: ее древние памятники и самые новые устремления» 59 . Картина поступила в Жё-де-Пом (Jeu de Paume) в саду Тьюильри, который с 1922 года являлся структурным подразделением Музея Люк- сембурга и представлял современное искусство иностранных худож- ников. В 1932 году в Жё-де-пом открылся самостоятельный Музей со- временных иностранных школ, к тому времени его собрание пополнили произведения таких художников, как Пикассо, Модильяни, Де Кири- ко, Дали, Купка, Кандинский60 . Музей унаследовал фонд секции ино- странных художников Люксембургского музея. Картина «Замки Май- трейи» официально поступила в Музей современных иностранных школ 15 октября 1937 года61 . В 1947 году был создан задуманный еще до Вто- рой мировой войны Национальный музей современного искусства, в ко- торый были переданы фонды Люксембургского музея и Музея совре- менных иностранных школ. С этого времени «Замки Майтрейи» Рериха находятся в собрании Национального музея современного искусства, который до появления Центра Жоржа Помпиду в 1977 году размещался во Дворце Токио. В настоящий момент за произведением закрепилось ошибочное на- звание «Пейзаж Тибета» 62 . Эта ошибка обнаруживается уже в 1929 году в официальном издании Дирекции национальных музеев «Бюллетень музеев Франции», где среди поступлений в Люксембургский музей фи- гурирует дар Рериха – «Paysage du Thibet» («Пейзаж Тибета») 63. Эта ин- формация сразу попала в парижские газеты64 . Истинное название «Зам- ки Майтрейи» («Castles of Maitreya») подтверждает ряд источников65 . Рерих в очерке «Битва» указывает: «С трудом нашли в Лувре “Замки Майтрейи”»66 . Как мы отмечали, Рерих в воспоминаниях часто допу- скает неточность в местонахождении своих произведений, приписывая их собранию Лувра. Если это не простая ошибка, то этот факт может быть объясним следующей причиной. До 1902 года большинство приоб- ретенных Дирекцией Изящных искусств произведений современников, предназначенных для Люксембургского музея, приписывались нацио- нальным музеям, и на этом основании вносились в инвентарный пере- чень Лувра67. Возможно, будучи в курсе этой системы учета, Рерих по инерции считал, что произведения включены в собрание Лувра. Источники: 59 bid. P. 32. 60 Jeu de paume : histoire. Paris: Ed. du Jeu de paume, 1991. P. 49–52. 61 Le livre d’inventaire du Musée national d’art moderne // Service de documentation des collections du Musée national d’art moderne (Paris). 62 Среди пометок на обороте рамы фигурируют такие названия, как «The Landoe/ Майтрейи (?) Тибетская серия 1929» и «Замок Гессар-хана». 63 Conseil des Musées Nationaux. Séance du 2 décembre 1929 // Bulletin des musées de France / Direction des musées nationaux. 1929. No 12. décembre. С. 280. 64 Dans les musées nationaux. Les nouveaux dons, legs et acquisitions // Le matin. Paris. 1929. 11 décembre. No 16702. С. 8. 65 См.: Мessage of 1929. – NY.: Roerich Museum Press, 1930. (New Era Library. Ser. VI: Roerich Museum Series. Book I). P. 14, 152; Messager francais du Roerich Museum». P. 21; Lesmaries A. Pour la protection, en temps de guerre des trésors historiques et artistiques. Le Pacte Nicolas Roerich. P. 147. 66 Рерих Н.К. Битва // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III. С. 569. 67 Italie, Espagne, Allemagne, Grande-Bretagne et divers: Catalogue sommaire illustré des peintures du musée du Louvre. Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux, 1981. P. 7. |