|
|
|
1960 г. Окт. 31. А вот другая картина – «Три короны». В смертный бой вступили три короля. Из-за чего бьются они? Что хотят отнять они друг у друга? Может быть, Константинополь и проливы или черноземные богатые равнины Украины? Или увеличить новыми владениями лоскутную монархию? Но бьются трое: картина написана в 1914 году, когда разразилась первая мировая война и кайзер Вильгельм, Иосиф Австрийский в Николай Романов вступили в войну. На картине высоко в небе, над сражающимися фигурами уплывают три короны, чтобы никогда уже более не вернуться на их незадачливые головы. Так, снова художник предвидел ход мировых событий и исход великой войны. Этому можно не удивляться, понимание будущего свойственно некоторым выдающимся людям. |
|
Мотив битвы, обреченности и гибели с этих пор звучит в творении мастера — и в «Коронах» 1914 года (картине удивительной по прозрачной гамме густых бирюзово-лиловых тонов), где клянутся на мечах три короля... |
|
...Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну.
...«Короны» — три короля присягают на мечах, но высоко в небе уже улетают три розовых облачка в форме короны, символы трех когда-то могущественных империй, распавшихся в результате войны.
|
|
"Короны"... Скрестились мечи трех королей. Они клянутся в верности военному союзу. Но, знать, не на правое дело подняты мечи, и не будет королям удачи. Снялись с их голов короны и в форме облаков уплывают в небесную даль. |
|
"...Художник предчувствовал не только ужасы и пожары. В период грядущих битв он ждал и больших перемен. Пророчески смотрится его работа 1914 года «Короны». На безлюдном берегу моря три короля клятвенно скрестили мечи. Вместо корон на их головах художник изобразил воинские шлемы. Сами короны, пояснял он, превратились в уплывающие облака.
Возможно, эта картина в преддверии Первой мировой войны явилась своеобразной реакцией Рериха на создание военно-политических блоков в Европе. Самым крупным из них стала Антанта, объединившая Англию, Францию и Россию – в противовес Тройственному союзу. В нем состояли три государства: Германия, Австро-Венгрия и Италия."
"...В 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде экспонировались шесть работ серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Показанные в самый разгар Первой мировой войны, они произвели на зрителей ошеломляющее впечатление. Один из критиков тех лет А.И. Гидони более всего отмечал созвучность эмоционального строя этих картин мировосприятию современников. Он писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. Эти ощущения, столь разные, столь противоречивые, независимо от их значения для творчества Рериха, для нас – показательны, потому что это наши настроения...»6 .
Высоко оценил серию A.M. Горький. Он назвал тогда Н.К. Рериха величайшим интуитивистом современности. А одну из картин – «Град обречённый» – захотел приобрести и получил ее в подарок от художника."
6.Гидони Александр. Творческий путь Рериха//Аполлон. 1915. № 4-5. С. 34.
|
|
Три короны
А вот другая картина - «Три короны». В смертный бой вступили три короля. Из-за чего бьются они? Что хотят отнять друг у друга? Может быть Константинополь и проливы или черноземные богатые равнины Украины? Или увеличить «владениями лоскутную монархию? Но бьются трое: картина написана в 1914 году, когда разразилась первая мировая война и кайзер Вильгельм, Иосиф Австрийский и Николай Романов вступили в войну. На картине высоко в небе, над сражающимися фигурами уплывают три короны, чтобы никогда более не вернуться на их незадачливые головы. Так, снова художник предвидел ход мировых событий и исход великой войны. Этому можно не удивляться, понимание будущего свойственно некоторым выдающимся людям.
Грани Агни Йоги, т. 1- октябрь 31.
|
|
Сергей Эрнст писал о своем впечатлении от картины Н. К. Рериха «Короны»: «Мотив битвы, обреченности и гибели с этих пор звучит в творении мастера — и в "Коронах" 1914г. (картине удивительной по прозрачной гамме густых бирюзово-лиловых тонов), где клянутся на мечах три короля, а над ними розовеют облачные легкие короны...» (41, с. 102).
41. Эрнст С. Н. К. Рерих. — Петроград: Издание Общины Св. Евгении, 1918. — 128 с. : ил. |