|
|
|
...19 мая...Вспоминаем сны — картины 1912 года: «Змий проснулся» и «Меч мужества», когда огненный ангел принес меч мужества стражам. |
|
...Новые задачи ставит себе художник в работах 1912—1913 годов. Он берет два, иногда три определенных и «сильных» красочных «потока» и дерзко, иногда парадоксально, сопоставляет их.
...в «Крике змия» 1913 года пламенно-синие горы вонзаются в глубокие, горяче-желтые небеса, внизу извивается алый змий. |
|
Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну. «Крик змия» — змий выполз из темных расщелин скал и кричит, радуясь предстоящему кровавому пиру. |
|
"...Еще в 1912 году он начал одну из наиболее значительных живописных серий – так называемую Предвоенную или, как о ней иногда пишут, Пророческую. Картины этой серии представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой."
"...Одна из характернейших в этом цикле – картина «Крик змия» (1914). Среди острых скал подымается голова гигантского чудища. Он яростно, исступленно кричит. "
"...В 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде экспонировались шесть работ серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Показанные в самый разгар Первой мировой войны, они произвели на зрителей ошеломляющее впечатление. Один из критиков тех лет А.И. Гидони более всего отмечал созвучность эмоционального строя этих картин мировосприятию современников. Он писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. Эти ощущения, столь разные, столь противоречивые, независимо от их значения для творчества Рериха, для нас – показательны, потому что это наши настроения...»6 .
Высоко оценил серию A.M. Горький. Он назвал тогда Н.К. Рериха величайшим интуитивистом современности. А одну из картин – «Град обречённый» – захотел приобрести и получил ее в подарок от художника."
6.Гидони Александр. Творческий путь Рериха//Аполлон. 1915. № 4-5. С. 34. |
|
«Крик Змия». Змия такого никто не видел на Земле, Следовательно, это явление тонкого порядка, имеющее отношение к астральному Свету, в связи с состоянием пространства и предчувствием наступающего грозного времени для всей планеты как прозрение в область грядущих событий. Тогда, когда писалась картина, еще ничего не было, но дух художника чуял надвигающуюся волну событий общепланетного размаха, кармически неотвратимых. В данном случае Змий является символом знания, знания глубокого и Сокровенного. Люди оповещаются о наступающем будущем, которое теперь для всего человечества стало уже прошлым, правда, еще незавершенным до конца, но завершающимся к указанному сроку.
Можно добавить, что формы змиев конкретно существуют в астральном мире, что они достигают огромных размеров, что они могут принадлежать как к полюсу Света, так и к полюсу мрака и что столкновения между ними бывают страшные по своему напряжению. Тема очень значительная и глубокая.
Грани Агни Йоги, т.11. 551 и 552
Первый сон: едут они с Н.К. в колымаге по России, все черно, мрачно, гроза, пусто кругом, и вдруг взвивается на небе огромный змей и падает на землю, причем его хвост разделяется пополам и покрывает двумя ветвями небо. Под влиянием этого сна Н.К. написал картину «Крик змия».
З.Г.Фосдик. Мои Учителя 16 VII.22
|
|
И в 1914 году Рерих дает одну из характернейших грозных своих картин — «Крик Змия». Где-то таящийся под землей огненный, или кровавый, змий кричит, голосит, и в бешеном полете мчатся от того крика огненные поджигательные птицы.
В мир, действительно, вступила в 1914 году великая война.
|