Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Кришна-Лель (Святой Пастырь). # 102
1932

Н.К.Рерих. Кришна-Лель (Святой Пастырь). # 102. 1932

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=456&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Кришна-Лель (Святой Пастырь). # 102
Год 1932
Где находится Аллахабадский муниципальный музей. Индия
Материалы, размеры Холст, темпера. 92 x 122.5 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание Загружено 2 изображения. В авторском списке - "Картина - Лель (Св. пастырь)"

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Кришна(1932 г.)

Победа арийцев над Индией вызвала к жизни одну из самых блестящих цивилизаций. Ганг и его притоки были свидетелями появления великих городов и царств. Древнейшие предания Индии в ослепительных красках передают царственную роскошь, героическое величие, рыцарский дух этих отдаленных веков.

Невозможно представить более мудрого и благодарного образа, чем образ арийского царя Индии, стоящего на своей боевой колеснице и отдающего приказы целому войску слонов, конных и пеших воинов. По преданию Кришна родился у подножия горы, в долине, по которой проносилось чистое дыхание Химавата (Гималаев). Эта долина и показана на картине, где сидит Кришна со своей дудочкой-свирелью. "Чудное дитя неизвестной женщины вырастало посреди стад и пастухов под наблюдением своей матери. Пастухи называли его "лучезарным", ибо самое его присутствие, его улыбка и его большие глаза имели дар распространять радость". Его любили и взрослые, и дети, и животные. Мальчик не знал никаких страхов.

После встречи на горе Меру с мудрым старцем Кришна преобразился. Благодарственный гимн вырвался из его сердца, приняв форму чарующей мелодии, поднявшейся к небесам. Вскоре Кришна удалился на гору Меру для размышления над своим учением и над путем спасения человечества.

Через семь лет он смог подчинить свою низшую природу высшему "Я", своему духу, и лишь тогда призвал отшельников, чтобы открыть им полученное Учение. Они нашли Кришну очищенным и обновленным. Герой преобразился в святого. Он не утерял свою львиную силу, но приобрёл кротость голубки. Среди этих людей находился и Арджуна, потомок царей солнечного цикла. После всего сказанного Кришной, Арджуна воскликнул: "Господи, ты сын Махадевы. Меня убеждает в этом твоя великая доброта, твоё невыразимое очарование... Ни послушание, ни милостыни, ни жертвоприношения не стоят единого из взглядов Твоих. Веди нас к борьбе, к подвигам. И куда бы Ты не повел нас, мы последуем за Тобой".

Одним из главных положений Учения Кришны было: "Ученость человека полна тщеславия, все добрые дела его обманчивы, если он делает их не во Имя Бога". Древние легенды говорят, что Кришна обладает шестью достоинствами: всей красотой, всем богатством, всей властью, всем знанием и всем отречением.

Всё преходящее пройдет, но Ты останешься навеки,

Закроет смерть земные веки, но дух прозревший не умрет,

И в вечность вечное уйдет.

Н.Спирина

Кришна - Лель.

Этот образ взят Рерихом из сказки "Снегурочка". На цветущем лугу, силя на камне у реки, играет на свирели, чаруя всё живое своими нежными мелодиями, Кришна - Великий Учитель. В сюжете картины переплетаются две легенды - о славянском пастушке Леле и индусском пастухе Кришне, о чем символизируют виднеющиеся вдали Гималаи. Кришну очень любят пастушки гопи. Заслышав его свирель, они бросают все свои дела и бегут к нему танцевать на берег реки. Но в конце-концов Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг.

На русской почве этот миф превратился в легенду о Леле и Купаве. Об этом так пишет сам художник: "Вспомнили Великого Кришну, благого пастуха, и невольно сравнили с древним образом славянского Леля, тоже пастуха, сходного во всём с индусским прототипом. Вспомнили песни в честь Кришны и Гопи и сопоставили их с песнями Леля, с хороводами славян... Вспомнили мелькнувшие в литературе попытки объединения слова Христос и Кришны." (Н.К.Рерих. Шамбала)

Урикова Н.В.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика