Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=46&size=4
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
В «Борисе и Глебе» — оба русских духовных подвижника объяты несколькими золотисто-желтыми, зеленоватыми световыми кругами излучений ауры, которая столь нежно прозрачна, что сквозь нее видны горизонты, озаренные восходом солнца. |
||||||||||||
|
||||||||||||
П. З. Международная художественная выставка (От нашего корреспондента) ...На выставке 1908 г. было уже продано около 300 полотен, некоторые вещи были приобретены для императорских музеев, как, напр., Рериха «Св. Борис и Глеб», картина Кустодиева «Деревенский праздник», которую Серов пытался приобрести для Третьяковской галереи. ...Вена, 6-го февраля. Русские ведомости (Москва). 1910. 11 февраля. № 33. Четверг. С. 4–5. Так же: Одесский листок. 1910. 28 февраля. № 48. Воскресенье. С. 6. |
||||||||||||
|
||||||||||||
• Рерих пишет убиенных мучеников Бориса и Глеба, скользящих в ладьях по туманной реке [8, с.178] • Святые изображены в лодке. Их фигуры окружены золотистым нимбом, мягкий розовый свет которого освещает пейзаж, утонувший в предрассветных голубых сумерках. Борис и Глеб движутся к русским берегам, предрекая победу русским воинам. Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия перед битвой Александра Невского со шведами в 1240 году... [40, с.86,87].
8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. 40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Оборона Родины для Н.К. Рериха – это не только ратный и духовный подвиг защитников, но и невидимая помощь небесных сил. В картине «Борис и Глеб» (1942) художник обращается к образам первых русских святых Бориса и Глеба – младших сыновей князя Владимира Святославовича, убитых старшим братом Святополком в 1015 году и ставших после смерти вместе с другими страстотерпцами во главе Небесного воинства, защищающего Землю Русскую от ворогов. «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем»189, – повествует «Сказание о Борисе и Глебе». Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия в ночь перед Невской битвой в 1240 году – когда сошелся князь Александр Ярославович со шведами. Явились князья в ладье среди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу... «Брат Глебе, – сказал Борис, – вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру»190. Поспешали позднее святые и на помощь великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, указывая ему путь на Куликово поле... По застывшей призрачной реке плывут в челне святые князья, вознося молитвы Высшему заступнику. Силуэты их фигур четко виднеются на фоне сияющей голубовато-золотистой радуги, идущей от нимбов страстотерпцев и насыщающей пространство благодатью. «Свете тихий» исходит от образов мучеников, словно соединивших на время горний и тварный мир. В замершей природе – величавая торжественность и ясный покой. В живописном строе полотна Н.К. Рерих широко использует любимое сочетание синего и желтого тонов, данное в сложнейших градациях (от нежно-голубоватых до лиловых, от прозрачно-лимонных до золотистых) оттенков, рождающих светоносность палитры, призванную передать явление чуда. 189.Повести и сказания Древней Руси. Спб.:ДИЛЯ, 2001.С. 57. 190.Древнерусская литература. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 140.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Знания Николая Константиновича Рериха, касающиеся истории Древней Руси, были настолько обширны и глубоки, что, по свидетельству его современника, доктора исторических наук Н.В.Ганичева1, у Рериха брал консультации А.Нечволодов — известный историк, автор многотомного издания «Сказания о Русской Земле», по которому изучала историю России вся императорская семья.
Этот интерес к истории Отечества наметился у Николая Рериха ещё в детстве. Он вспоминал: «В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про Изгоя Ростислава, про королевну Ингегерду, про Кукейнос — последний русский оплот против ливонских рыцарей. Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного. Конечно, были и битва при Калке, и пересказ "Слова о полку Игореве", были и Куликовская битва, и Напутствие Сергия — Пересвет и Ослябя. (...) Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Всё это запомнилось...»2 Впоследствии многих из этих исторических деятелей Николай Константинович отобразил на своих полотнах.
По словам Н.Д.Спириной, нужно обратить внимание на тех, кого изображал Рерих, «и начать их изучать, потому что это имеет огромное значение для нашего продвижения. Всё, что делал Рерих, было особенно важно и не случайно. И нам надо знать — кого он изображал на своих полотнах».
Итак, продолжим историческую хронологию Древней Руси. После внезапной смерти князя Владимира в 1015 году власть в Киеве захватил его приёмный сын Святополк. Владимир не любил Святополка, ему были наиболее близки сыновья Борис и Глеб. Особенно он любил Бориса, ему и поручил командовать дружиной. Когда умер Владимир, Борис находился в очередном походе против печенегов. Дружина уговаривала Бориса идти на Киев, но он ответил, что не поднимет руки на брата, и войско разошлось, оставив князя с небольшим количеством приближённых. Святополк, узнав об этом, решился на убийство, и по его приказу Борис был предательски убит во время молитвы в шатре. Вслед за этим Святополк отправил гонца в Муром к Глебу с просьбой явиться к больному отцу. Уже по дороге Глеб узнаёт от посланника Ярослава о смерти отца и убийстве Бориса. Между тем явились убийцы и к Глебу.
Как повествует «Житие Бориса и Глеба», они пали «от рук убийц со словами прощенья на устах, утешаясь сознанием, что умирают смертью праведников, исполнив христианский долг братолюбия и политический принцип послушания старшему князю, не вступив на греховный путь междоусобной войны»3. Высочайший подвиг Бориса и Глеба заключался в добровольном принятии мученической смерти ради сохранения единства Русской Земли. Смерть братьев потрясла Русь, их образы стали символом праведности и мученичества, принятого за свою родину. Оба стали первыми русскими святыми.
Древлянский князь Святослав, тоже сын Владимира, хотел уйти в Венгрию, будучи не в силах сопротивляться Святополку, но по его приказу был настигнут и убит. Святополк же за все свои злодеяния получил в народе прозвище «Окаянный».
К образам святых Бориса и Глеба Н.К.Рерих обращается неоднократно. В 1904 году он пишет картину «Святые Борис и Глеб». В 1906 году по его эскизу была выполнена мозаика «Борис и Глеб» в церкви на пороховых заводах в посёлке Морозовка под Шлиссельбургом. Построенная по проекту архитектора В.А.Покровского, эта церковь была разрушена в годы Второй мировой войны. В 1916 году Н.К.Рерих создаёт картину «Княжич Глеб», а в 1919 – 1920 годах, уже находясь далеко от родины, он пишет картины «Святые Борис и Глеб» (1919) и «Святой Глеб-хранитель» (1920).
В годы Второй мировой войны художник вновь обращается к образам святых братьев и создаёт эскиз и два варианта картины «Борис и Глеб» (1942 и 1943). В 1941 году в «Листах дневника» Рерих писал: «Начаты "Борис и Глеб", поспешающие на помощь»4. Вот как рассказывает об этой картине Наталия Дмитриевна Спирина: «Борис и Глеб плывут по Днепру. Это очень почитаемые великие русские святые. Была легенда, что они появлялись перед опасностью, грозившей Руси. Они пожертвовали собой, чтобы не было междоусобной борьбы, потому что их старший брат — Святополк Окаянный — хотел их убить, чтобы завладеть их долей царства Киевского, но они пошли сами на эту жертву. Он убил их, но зато не было междоусобной брани. Эта необыкновенная жертва сделала их святыми. Посмотрите на их ауру — совместную ауру, объединённую. И здесь они молятся за Русь, чтобы на Руси не было междоусобицы».
Сохранилось предание о явлении святых Бориса и Глеба, плывущих в багряных княжеских одеждах в ладье в ночь перед Невской битвой (1240), на помощь Александру Невскому; их изображения часто встречаются на иконах, посвящённых этому легендарному полководцу. «...Одному из воинов Александра было чудесное видение: по реке плыла лодка, в которой стояли убитые сыновья князя Владимира — святые Борис и Глеб. "Брат Глеб, вели грести скорее! Поможем нашему родственнику Александру!" — сказал святой Борис. На следующий день в неравной битве русское войско победило шведов»5.
Р.Я.Рудзитис, увидевший картину «Борис и Глеб» на выставке в Москве, записал свои впечатления: «У них обширная общая аура, круги изумительного излучения, сквозь них просвечивают вода и небеса. (...) Ауры лучатся, выступают из поверхности, словно несут святость человечеству. (...) Одна из посетительниц, взволнованная "Борисом и Глебом", говорит: "Так может рисовать только тот, кто сам святой"»6.
Один из сыновей князя Владимира, Ярослав, правивший в Новгороде, после гибели братьев «восстал на изверга»7. Он повторяет путь отца: обратившись за помощью к варягам и собрав войско по всему Северу, Ярослав двинулся на Киев, который ему пришлось брать дважды. Окончательная битва со Святополком произошла на берегу реки Альты, где предательски был убит Борис. Войско Святополка было разбито, сам он бежал и в пути умер...
--------------------------------------------------------------------------------
1 Ганичев В.Н. Вступительная статья к книге А.Нечволодова «Сказания о Русской Земле». Т. 1. 1991.
2 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 321.
3 Переверзнев В.Ф. Литература Древней Руси. Житие Бориса и Глеба. М.: Наука, 1971.
4 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 461.
5 Рассказы о Святых / Сост. С.Куломзина. М., 1994. С. 94 – 99.
6 Из дневника Р.Рудзитиса // «Свет Огня». Изд. Латвийского общества им. Рериха. 1994, № 6. С. 52.
7 Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. Ростов-на-Дону, 1995. С. 186.
Источник : http://voshod.sibro.ru/article/1984 |
||||||||||||
|
||||||||||||
Борис и Глеб. Борис и Глеб - Святые страстотерпцы. Кратка история мученичества князей, в знак подражания идеям и мучениям Христа. По смерти Киевского князя Владимира - отца старшего сына Святополка и младших - Бориса и Глеба, старший решил обманным путем избавиться от братьев. К возвращающемуся брату Борису с войском пришла весть о том, что, умер его отец. Воины предложили ему сесть на престол в Киеве, вместо старшего брата, но Борис отказался. А Святополк сделал беззаконное дело - подослал людей убить ночью в шатре дорожном Бориса. Потом узнал, что Глеб возвращается в Киев по воде - в ладье, и послал и к нему убийц. Оба брата были предупреждены о готовившихся злодеяниях, но не бежали, а приняли мученическую смерть и простили старшего брата. Тела их оказались нетленными. Возле них исцелялись больные и освобождались закованные, открывались темницы, утешались печальные, получали радость и устремление заступники Земли Русской и вечно молящиеся о мире. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Обращаясь к духовным истокам Древней Руси, Рерих включает в серию картину 1942 г. «Святые Борис и Глеб», изображая единокровных братьев Ярослава Мудрого — первых русских святых благоверных князей и мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба Владимировичей. На фоне пустынного пейзажа, написанного в холодных голубоватых тонах, плывут по реке в ладье два святых князя. На горизонте не видно ни домов, ни парусников, ни храмов, кажется, здесь ещё не ступала нога человека, князья первыми оказались в этой стране — первыми на русской земле стали небесными заступниками и молитвенниками. Первым в ладье стоит старший брат Борис, а за его спиной — юный безбородый Глеб. Восточные лики святых, природный ландшафт, навеянный воспоминаниями о Гималаях, подчёркивают евразийские взгляды художника, видящего глубокую связь славянской и азиатской культур, ставшую фундаментом русской идентичности. На полотне образы святых смещены к левому краю вытянутой по горизонтали композиции, а перед ними открывается свободное пространство, куда они устремляются, несомые течением реки. Перед взорами братьев открывается перспектива, появляется путь, который они освещают мощным сиянием своих светоносных нимбов, объединяющих братьев единым ореолом славы, напоминающим восходящее над горным пейзажем солнце. По этому пути вслед за ними потом последуют многие русские подвижники и праведники — преподобные, мученики, святители, блаженные и исповедники. |