Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Борис и Глеб
1943

Н.К.Рерих. Борис и Глеб. 1943

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=47&size=3

        
Атрибуты картины

Название Борис и Глеб
Год 1943
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Картон, темпера. 30.5 х 45.7 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 9373 II, 43943 КП

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Борис и Глеб.

Борис и Глеб - Святые страстотерпцы. Кратка история мученичества князей, в знак подражания идеям и мучениям Христа. По смерти Киевского князя Владимира - отца старшего сына Святополка и младших - Бориса и Глеба, старший решил обманным путем избавиться от братьев. К возвращающемуся брату Борису с войском пришла весть о том, что, умер его отец. Воины предложили ему сесть на престол в Киеве, вместо старшего брата, но Борис отказался. А Святополк сделал беззаконное дело - подослал людей убить ночью в шатре дорожном Бориса.

Потом узнал, что Глеб возвращается в Киев по воде - в ладье, и послал и к нему убийц.

Оба брата были предупреждены о готовившихся злодеяниях, но не бежали, а приняли мученическую смерть и простили старшего брата.

Тела их оказались нетленными. Возле них исцелялись больные и освобождались закованные, открывались темницы, утешались печальные, получали радость и устремление заступники Земли Русской и вечно молящиеся о мире.

Н.ВАСИЛЬКОВА Журнал Восход № 1 (153), Январь, 2007 Николай Рерих и древняя Русь (3)

Знания Николая Константиновича Рериха, касающиеся истории Древней Руси, были настолько обширны и глубоки, что, по свидетельству его современника, доктора исторических наук Н.В.Ганичева1, у Рериха брал консультации А.Нечволодов — известный историк, автор многотомного издания «Сказания о Русской Земле», по которому изучала историю России вся императорская семья.

Этот интерес к истории Отечества наметился у Николая Рериха ещё в детстве. Он вспоминал: «В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про Изгоя Ростислава, про королевну Ингегерду, про Кукейнос — последний русский оплот против ливонских рыцарей. Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного. Конечно, были и битва при Калке, и пересказ "Слова о полку Игореве", были и Куликовская битва, и Напутствие Сергия — Пересвет и Ослябя. (...) Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Всё это запомнилось...»2 Впоследствии многих из этих исторических деятелей Николай Константинович отобразил на своих полотнах.

По словам Н.Д.Спириной, нужно обратить внимание на тех, кого изображал Рерих, «и начать их изучать, потому что это имеет огромное значение для нашего продвижения. Всё, что делал Рерих, было особенно важно и не случайно. И нам надо знать — кого он изображал на своих полотнах».

Итак, продолжим историческую хронологию Древней Руси. После внезапной смерти князя Владимира в 1015 году власть в Киеве захватил его приёмный сын Святополк. Владимир не любил Святополка, ему были наиболее близки сыновья Борис и Глеб. Особенно он любил Бориса, ему и поручил командовать дружиной. Когда умер Владимир, Борис находился в очередном походе против печенегов. Дружина уговаривала Бориса идти на Киев, но он ответил, что не поднимет руки на брата, и войско разошлось, оставив князя с небольшим количеством приближённых. Святополк, узнав об этом, решился на убийство, и по его приказу Борис был предательски убит во время молитвы в шатре. Вслед за этим Святополк отправил гонца в Муром к Глебу с просьбой явиться к больному отцу. Уже по дороге Глеб узнаёт от посланника Ярослава о смерти отца и убийстве Бориса. Между тем явились убийцы и к Глебу.

Как повествует «Житие Бориса и Глеба», они пали «от рук убийц со словами прощенья на устах, утешаясь сознанием, что умирают смертью праведников, исполнив христианский долг братолюбия и политический принцип послушания старшему князю, не вступив на греховный путь междоусобной войны»3. Высочайший подвиг Бориса и Глеба заключался в добровольном принятии мученической смерти ради сохранения единства Русской Земли. Смерть братьев потрясла Русь, их образы стали символом праведности и мученичества, принятого за свою родину. Оба стали первыми русскими святыми.

Древлянский князь Святослав, тоже сын Владимира, хотел уйти в Венгрию, будучи не в силах сопротивляться Святополку, но по его приказу был настигнут и убит. Святополк же за все свои злодеяния получил в народе прозвище «Окаянный».

К образам святых Бориса и Глеба Н.К.Рерих обращается неоднократно. В 1904 году он пишет картину «Святые Борис и Глеб». В 1906 году по его эскизу была выполнена мозаика «Борис и Глеб» в церкви на пороховых заводах в посёлке Морозовка под Шлиссельбургом. Построенная по проекту архитектора В.А.Покровского, эта церковь была разрушена в годы Второй мировой войны. В 1916 году Н.К.Рерих создаёт картину «Княжич Глеб», а в 1919 – 1920 годах, уже находясь далеко от родины, он пишет картины «Святые Борис и Глеб» (1919) и «Святой Глеб-хранитель» (1920).

В годы Второй мировой войны художник вновь обращается к образам святых братьев и создаёт эскиз и два варианта картины «Борис и Глеб» (1942 и 1943). В 1941 году в «Листах дневника» Рерих писал: «Начаты "Борис и Глеб", поспешающие на помощь»4. Вот как рассказывает об этой картине Наталия Дмитриевна Спирина: «Борис и Глеб плывут по Днепру. Это очень почитаемые великие русские святые. Была легенда, что они появлялись перед опасностью, грозившей Руси. Они пожертвовали собой, чтобы не было междоусобной борьбы, потому что их старший брат — Святополк Окаянный — хотел их убить, чтобы завладеть их долей царства Киевского, но они пошли сами на эту жертву. Он убил их, но зато не было междоусобной брани. Эта необыкновенная жертва сделала их святыми. Посмотрите на их ауру — совместную ауру, объединённую. И здесь они молятся за Русь, чтобы на Руси не было междоусобицы».

Сохранилось предание о явлении святых Бориса и Глеба, плывущих в багряных княжеских одеждах в ладье в ночь перед Невской битвой (1240), на помощь Александру Невскому; их изображения часто встречаются на иконах, посвящённых этому легендарному полководцу. «...Одному из воинов Александра было чудесное видение: по реке плыла лодка, в которой стояли убитые сыновья князя Владимира — святые Борис и Глеб. "Брат Глеб, вели грести скорее! Поможем нашему родственнику Александру!" — сказал святой Борис. На следующий день в неравной битве русское войско победило шведов»5.

Р.Я.Рудзитис, увидевший картину «Борис и Глеб» на выставке в Москве, записал свои впечатления: «У них обширная общая аура, круги изумительного излучения, сквозь них просвечивают вода и небеса. (...) Ауры лучатся, выступают из поверхности, словно несут святость человечеству. (...) Одна из посетительниц, взволнованная "Борисом и Глебом", говорит: "Так может рисовать только тот, кто сам святой"»6.

Один из сыновей князя Владимира, Ярослав, правивший в Новгороде, после гибели братьев «восстал на изверга»7. Он повторяет путь отца: обратившись за помощью к варягам и собрав войско по всему Северу, Ярослав двинулся на Киев, который ему пришлось брать дважды. Окончательная битва со Святополком произошла на берегу реки Альты, где предательски был убит Борис. Войско Святополка было разбито, сам он бежал и в пути умер.

--------------------------------------------------------------------------------

1 Ганичев В.Н. Вступительная статья к книге А.Нечволодова «Сказания о Русской Земле». Т. 1. 1991.

2 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 321.

3 Переверзнев В.Ф. Литература Древней Руси. Житие Бориса и Глеба. М.: Наука, 1971.

4 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 461.

5 Рассказы о Святых / Сост. С.Куломзина. М., 1994. С. 94 – 99.

6 Из дневника Р.Рудзитиса // «Свет Огня». Изд. Латвийского общества им. Рериха. 1994, № 6. С. 52.

7 Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. Ростов-на-Дону, 1995. С. 186.

Источник : http://voshod.sibro.ru/article/1984

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика