Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Лесовики
1916

Н.К.Рерих. Лесовики. 1916

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=483&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Лесовики
Год 1916
Где находится Горловский художественный музей. Украина
Материалы, размеры Холст, темпера. 129 x 151 см.
Источник "Каталог работ Н.К. Рериха" на сайте Горловского художественного музея. Декабрь 2012 http://museum.gorlovka.me
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-330
Cм. также

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Магией волшебства земного вызваны такие работы 1916 года, как «Ковер-самолет», играющий словно темный густой сапфир, «Ведунья», «Лесовики», холст, примечательный своей легкой и тонкой структурой, своими лиловыми и коричневыми колерами, и жуткие «Тени».

П.Ф. БЕЛИКОВ. Об идеологии творчества Н. К. Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1

Для человеческой мысли, устремленной в сверкающую беспредельность Космоса, нет непреодолимых преград. Паутина предрассудков, суеверий и предвзятостей, заслоняющая от нас реальный мир и населяющая его призраками, должна быть разорвана. Эта паутина оригинально передана художником в картине «Лесовики» (1915 г.) Как часто остается несделанным один шаг, способный рассеять нагромождения заплесневевшей неподвижности ограниченного сознания, обозревающего мир из-под своей ладошки! Такой обреченной на прозябание старине Рерих противопоставляет героические усилия настоящих строителей жизни, чья пытливость и бесстрашие выковали величие сегодняшнего дня и претворили слепую необходимость в знающую высокие цели свободу. Эта тема - одна из наиболее громко звучащих нот искусства Рериха.

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

Большое место в искусстве Рериха занимают образы народных сказок. Изучая фольклор, он постоянно ощущал богатство фантазии, красоту духовного мира русского человека. И если в “исторических” полотнах пытался воссоздать “видимые” им картины прошлого, то произведениями этого жанра стремился не только раскрыть красоту народного творчества, но и убедить современников в том, как поэтична была старина, оставившая такое богатое наследие.

Рерих обращался к самым древним, самым любимым образам русских народных сказок. Его познания в этой области неисчерпаемы. Темы всегда новы и занимательны. На полотнах художника по небу плывёт ковёр-самолёт, возвышается причудливый замок кикиморы, кудесники и колдуны творят земные и водные заклятья, землю и леса населяют странные существа: змиевна, оборотни, лесовики, ведуньи. Таинственны, молчаливы тропа прямоезжая, могила великана, туманный замок.

... Сказочность, фантастичность сюжетов ведёт Рериха к стилизации. В картинах — яркие, декоративные краски, формы несуществующего мира кажутся подчас причудливыми, рисунок предельно упрощённым, лаконичным. Эта стилизация уместна и необходима — она усиливает впечатление сказочности и поэтической прелести нашего народного искусства. [27, с. 87, 88].

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

Н. КОЧЕРГИНА Картины Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея. Журнал Восход № 6 (182), Июнь, 2009

Одна из самых интересных и необычных работ Николая Константиновича русского периода — картина Лесовики» (1916). По словам С. Эрнста, она вызвана «магией волшебства земного» и примечательна «своей тонкой и лёгкой структурой». Действие происходит в чаще осеннего леса. Облетевшие ветви, сплетаясь, образуют голубовато-золотистую сеть, которой как бы затянута вся площадь полотна. На коричневом фоне ярко синеет речушка, отделяющая одинокого странника, чем-то похожего на волшебника, от лесовиков — маленьких добродушных существ.

Словно добрый сказочник, Рерих вводит нас в загадочный и таинственный мир народной фантазии, и сказка, сплетаясь с былью, под его волшебной кистью оживает, приближается к зрителю, делается почти зримой реальностью...

Источник : http://voshod.sibro.ru/

А.Д. АЛЕХИН «Творческий метод Н.К. Рериха». «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Можно выделить еще одну группу картин Рериха, художественные особенности которых иные, чем у всех вышеописанных. Наиболее характерны для нее «Оборотень» (1915) и «Лесовики» (1916). В этих работах преобладают графические начала над живописными. Тонко чувствуя красоту линий, Рерих умел прекрасно сочетать ее с общим тоновым и цветовым строем композиции.

И. Н. БОНДАРЬ Модерн в творчестве Н. К. Рериха. Живопись из коллекции Горловского художественного музея

...С. Эрнст отмечает: «Магией волшебства земного вызваны такие работы 1916 г., как «Ковер-самолет», играющий, словно «густой» сапфир, «Ведунья», «Лесовики» - холст, примечательный своей тонкой и легкой структурой, своими лиловыми и коричневыми колерами» [16]. В своей монографии С. Эрнст не дает оценку литературному творчеству Н. Рериха. Его работа касается только художественного творчества мастера, но в начале своей книги он помещает 26 стихотворений Рериха, которые звучат как большое предисловие и очень многое поясняют. Вполне естественно, что символика литературных произведений Рериха более понятна, так как стихотворения носят воспитательный, даже назидательный характер, и в них дается более полная информация, объясняющая суть явлений.

« ....Князя тьмы и демонов нет.

Но каждым поступком

Лжи, гнева и глупости

Мы творим бесчисленных тварей,

Безобразных и страшных по виду,

Кровожадных и гнусных.

Они стремятся за нами,

Наши творенья! Размеры

И вид их созданы нами....» [17].

Ну как тут не вспомнить такие произведения как «Лесовики» (1916) и «Ковер-самолет» (1916), символика которых уводит в мир сказочный, фантастический, в мир снов и видений.

...Особым смыслом наполнена его работа «Лесовики», где изображен одинокий путник, заблудившийся в лесу. Извилистая речка отделяет его от лесовиков, которых он о чем-то смиренно просит. Все пространство полотна заполнено облетевшими, тонкими деревьями, за которыми в глубине угадывается чаща. Вверху слева виднеется совсем маленький кусочек неба - свет, который дает надежу и на который идет путник.

Одинок воин Рериха в картине «Ковер-самолет». Одинок его путник в «Лесовиках». Одиночество и тишина очень ярко проявились в работах Рериха. В символической форме он сумел создать яркие образы беспредметных явлений: полного одиночества и звенящей тишины. Символический смысл этих работ, наверное, нужно искать именно в этих понятиях. Именно в одиночестве и тишине можно полностью отдать себя душевным переживаниям, поиску своего предназначения, возродить в себе то, что когда-то было утрачено. И тогда рассеются непонятные виденья, расступится «лес сомнений», и, преодолев пороги «реки жизни», можно будет выйти к Свету.

16. С. Эрнст. Н. К. Рерих. Издание Общины св. Евгении. Петроград. 1918 г., С. 30.

17. Живая Этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика», 1992г., С. 320.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика