Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Твердыня (Лхаса). # 13
1947

Н.К.Рерих. Твердыня (Лхаса). # 13. 1947

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=488&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Твердыня (Лхаса). # 13
Год 1947
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Холст, темпера. 94.5 x 156.5 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-7098

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Лхаса (1942 г.)

Картина входит в серию "Твердыня Тибета", которой Рерих воссоздаёт величественную панораму старой Тибетской Архитектуры. На полотне как бы синтезирована красота Индии и Тибета, соединены все краски и впечатления от архитектуры городов и монастырей, стоящих на склонах Гималаев. В яркой, колоритной гамме красок изображен дворец Потала. Пурпуровые и фиолетовые горы, синева неба, розовые могучие облака говорят о высокой миссии дворца, о тайных знаниях, сокрытых в нем. Этот прекрасный дворец является резиденцией Далай-Ламы, религиозного главы Тибета и находится в Лхасе - столице Тибета.

Китайская книга "Вей Цзян-ду ши" так описывает Поталу: "Горные дворцы сияют в пурпурном блеске. Сияние вершин гор равняется смарагду. Истинно, красота и совершенство всех предметов делают это место несравненным." Поталу строил Далай-Лама Пятый, (1642 год) именуемый "Владыкой заклинаний, красноречивым, священным, океаном бесстрашия." Он же строил замечательные монастыри. Он же воздвиг на скале колоссальный рельеф Будды и подвижников буддизма. При нём монголы во второй раз вступили в Тибет. Этот сильный деятель был осторожен в средствах, стремителен и предан искусству и знанию. Необычен конец этого Далай-Ламы. По одной версии он умер в 80-х годах, и смерть его в течение нескольких лет была скрываема, чтобы урегулировать различные политические обстоятельства. По другой версии, он добровольно покинул правление и много лет скрывался в том самом уединении в Гималаях. Сказывается, что Потала имеет скрытые помещения большой древности. Конечно, проверить это случайным путешественникам невозможно. Дворец-замок Потала находится как бы на воздушной подушке, готовый при всех неблагоприятных условиях и катаклизмах земных воспарить в Высшие миры. Дворец и небо отражаются на картине в зеркальной поверхности реки.

Урикова Н.В.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Картина написана Рерихом спустя несколько лет после его знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции. Художник синтезировал в ней свои впечатления от архитектуры городов и монастырей, стоящих на склонах Гималаев. Лхаса — столица Тибета. Здесь находилась Патала — дворец Далай-Ламы, религиозного главы Тибета [15].

• Н. К. , вспоминая предложенный путь по северу Непала, говорит:

— “Ведь по этим самым местам проезжали Великие Махатмы. Важно вспомнить, что в их собственных рукописях встречаются упоминания окрестных мест. Упоминаются места к северу от Шигацзе. Говорится об их остановках в Кампа-цзонге. Упоминаются ашрамы в Сиккиме. Упоминается пребывание в Дарджилинге, Ладаке и Кашмире, не говоря уже о разных местах собственно Индии. Но нигде, решительно нигде не упоминается Лхаса и даже нет намёка, чтобы кто-либо из Махатм когда-либо бывал там. Если там и были, как говорят, какие-то подземные ходы, то они давно уже засыпаны. И не только великие Махатмы, но даже и наиболее развитые монахи не остаются в Лхасе, но идут туда, где чистая прана способствует развитию сидхи.

Как замечательно, — вспоминает Н. К. , — описание ашрама, временно бывшего в Сиккиме, — какая простота и какая неожиданность среди зарослей старинных лесов”[48, c. 507]

15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.

48. Лариса Дмитриева. “Тайная доктрина Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах. “Амрита-Урал”, 1994 г.

Н. ПРОКОФЬЕВА, Н. КИШИЛОВ. Н. К. Рерих 1874–1947. Журнал «Огонёк» (Москва). 1958. Июнь. № 25. С. 15–18.

...То же буквально фосфорическое свечение красок, вызывающее справедливые вопросы, не пользовался ли художник люминесцентными красками, исходит от полотен «Горное озеро» (1941 год) и «Лхаса» (1942 год). Тусклые отражения горных хребтов в спокойной глади воды создают ощущение удивительной тишины, вечной незыблемости горной природы и восточной архитектуры. ...

Н. ДМИТРИЕВА Выставка произведений Н. К. Рериха Журнал «Искусство» (Москва)1958. № 8. С. 31–36.

...Монументальный строй живописи Рериха последнего периода требует больших расстояний для своего полноценного восприятия. На выставке картины были размещены в небольших залах, и от этого многое теряли. Только издали можно по-настоящему увидеть и «Помни!», и великолепную картину «Лхаса», во всём богатстве её насыщенных красок и во всей цельности, величавости композиции, изображающей одно из чудес восточной архитектуры — монументальный дворец тибетского далай-ламы. «Лхаса» — едва ли не лучшая из всех показанных на выставке картин, а ведь это произведение последних лет жизни художника, написанное им почти в семидесятилетнем возрасте. ...

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика