Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Мадонна Защитница (Святая Покровительница). # 31
1933

Н.К.Рерих. Мадонна Защитница (Святая Покровительница). # 31. 1933

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=492&size=3

     
Атрибуты картины

Название Мадонна Защитница (Святая Покровительница). # 31
Год 1933
Материалы, размеры Холст, темпера
Примечание "Местонахождение оригинала неизвестно, сохранились лишь репродукции этого произведения..."
См. эскиз к Картине
См. эскиз 2
См. эскиз 3

Н.К.РЕРИХ Письма в Америку (1923–1947). – М.: Сфера, 1998. – 736 с. – Серия «Рериховский архив».

1.XII.45

В южноиндийском издании “Кришна Пушкарам” воспроизведены: “Орифламма”, “[Святая] Охранительница” и “Зарево” – так знак Знамени Мира трижды повторен. Отличайте для Комитета. Каждая подробность жизни лишь доказывает, насколько неотложна оборона Культуры.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...Само слово «Мир» (которое он нередко, так же как и слово «Культура», пишет с заглавной буквы) для него настолько возвышенно и сокровенно, что он призывает людей повторять его как утверждающую формулу, молитву сердца.

...У Николая Рериха имеется ряд картин, в которых он символически утверждает идею высокого назначения мира. Известны его «Мадонна Орифламма», где Мадонна изображена с развернутым Знаменем Мира в руках, и «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница»), своим широким плащом укрывающая бесчисленные храмы и памятники культуры.

Н.Д. СПИРИНА Пояснение к картине Н.К.Рериха. SANCTA PROTECTRIX. СВЯТАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА. 1933 Журнал Восход № 4 (84), Апрель, 2001

Sancta Protectrix — Святая Покровительница и Охранительница мировых сокровищ Искусства, Красоты и Знания — символизирует космический материнский подвиг Женского Начала.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

Е. П. МАТОЧКИН канд. искусствоведения г. Новосибирск «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н. К. Рериха»

"Мадонна Защитница" (1932) раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Рерих трансформирует здесь популярный в эпоху Возрождения образ Богоматери Милосердие (например, произведение французского художника XV в. А. Картона (88). На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира, как и у Архангела Михаила в "Страшном суде" Рогира ван дер Вейдена (89). Интересно отметить, что там в каждом круге ещё три малых круга.

87. Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. - № 238.

88. Там же, № 232 б.

89. Там же, № 58.

Источник : http://www.smr.ru/centre/win/books/matoch_01.htm

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

...Рерих нередко прибегал даже к некоторому цитированию или определённой стилизации, считая, что кажущееся повторение произойдёт обязательно в новых очертаниях и «каждое напоминание будет в особом тоне» 8.

...Для «Мадонны-защитницы» (1933) Рерих использовал иконографический извод мадонны делла Мизерикордиа, применявшийся многими ренессансными мастерами, в том числе Пьеро делла Франческа.

8.Рерих Н.К. Из литературного наследия. С.253

А. ШУСТОВА Символ Светлого Града в творчестве Н.К. Рериха. Журнал Восход: № 11-12 (187-188), Ноябрь-декабрь, 2009

Творчество Н.К. Рериха в ряду работ художников-символистов ХХ века занимает особое мес­то. Оно отличается использованием сложных, многозначных символов, которые отражают наибо­лее важные для эволюции человечества идеи. Среди них символ города, Светлого Града, особенно значим. Как известно, на многих полотнах Н.К. Рериха мы можем видеть город или отдельные городские постройки, несущие важную смысловую нагрузку. Рассмотрим некоторые из них.

На картине «Мадонна Защитница» («Sancta Pro­tectrix») изображён город, который покрывает своим плащом Святая Мадонна. Эта картина была написана в 1933 году в связи с Пактом Рериха, провозглашающим защиту культурных ценностей. На ней город символизирует творческое достояние людей, которое нуждается в защите, покровительстве. И такая защита приходит в образе Мадонны, осеняющей своим покровом город. Мадонна как бы отождествляется с ним, становится с ним одним целым.

Рерих не случайно связывает город и высокое Женское Начало. В древности города чаще всего посвящались какому-нибудь женскому божеству, без их покровительства невозможно было успешное существование города. На это указывают и названия городов, получивших своё имя от богинь, например греческие Афины, индийская Калькутта, болгарская София, русские Богородск и Богородицк. На это указывает и тот факт, что центральный городской храм посвящался богине, а в христианскую эпоху, особенно раннюю, — Богородице. Интересно, что в некоторых языках и само слово «город» женского рода, например французские ville и cite'.

Понимание значения женского божества как бо­гини-градохранительницы, защитницы города от «врагов яростных» коренится в глубокой древности. Древние знали, что именно творческая сила космического Женского Начала созидает мир, творит мироздание, создаёт в нём порядок, гармонию и красоту, а также защищает и хранит его от наступлений хаоса. Следовательно, и город, как олицетворение проявленного мира, также находится под покровительством богини, его охранительницы и защитницы. По мысли древних, она устроительница не только мироздания, но и города, а также дома, ограждённого стенами от враждебного внешнего пространства. Отсюда именование богини-градохранительницы «Нерушимая Стена». Такова Богоматерь Оранта, изображённая в Софийском соборе в Киеве. Н.К. Рерих писал о ней: «Нерушимая Стена Киево-Софийская стоит и будет стоять. Всё-таки Нерушима! Кто не помнит эту Киевскую Святыню во всём Её византийском величии, Её молитвенно поднятые руки, иссиня-голубые одежды, красную царскую обувь, за поясом белый плат, а на плечах и на голове три звезды»1. Обратим внимание на такие детали изображения Богоматери Оранты, как белый плат и три звезды.

Н.К. Рерих, хорошо знавший западно-европейское искусство, часто использовал знакомые сюжеты, усиливая и акцентируя некоторые их стороны. Для картины «Мадонна Защитница» он использовал образ Мадонны делла Мизерикордиа (Милосердия), часто изображавшейся на картинах художников эпохи

Возрождения (Бартоломео Капорали, 1482; Липпо Мемми, 1350-е годы; Пьеро делла Франческа, 1444 – 1464; Гаспаре Пондерано, нач. XVI в.; Доменико Гирландайо, 2-я пол. XV в.).

Образу Милосердной Мадонны западных художников соответствует образ Богоматери на русских иконах «Покрова Пресвятой Богородицы». Так, на иконе XVIII века «Покрый нас кровом крылу Твоею» сочетаются образы Мадонны делла Мизерикордиа и апокалиптической Жены (Откр. 12: 14). Однако чаще всего покровские иконы изображают Богоматерь держащей в руках охраняющий длинный плат. И часто на таких иконах присутствуют городские постройки. Конечно же, это не случайно. Особенно интересен сюжет иконы «Покров Пресвятыя Богородицы над Землёю Русскою», на которой хорошо узнаются российские священные центры.

Женский образ с длинным платом в руках известен и в буддийском искусстве. В Улан-Удэ стоит скульптура «Мать Бурятия» (2002), изображающая молодую женщину, держащую плат и чашу. В буддизме такой плат известен как хадак, или хатык, и его вручают как знак доброжелательства и гостеприимства в самых разных случаях. О том, что этому знаку придаётся важное значение, свидетельствует присутствие его на гербах российских республик Бурятии и Калмыкии.

1 Рерих Н.К. Нерушимая Стена // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 468.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

Ю. БУДНИКОВА Два Града. Журнал Восход: № 8 (184), Август, 2009

...Собственно, и на картине «Мадонна-Защитница»12 вполне реальные архитектурные объекты — не просто памятники, требующие защиты, это духовные достижения Христианского мира, находящиеся под угрозой уничтожения. Это ещё один прообраз Святого Града, являющегося отражением Града Небесного на земле.

12 Другое название картины — «Святая Покровительница» («Sancta Protectrix»). — Примеч. ред.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика