Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=494&size=4
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Мадонна Лаборис. МАТЕРЬ МИРА. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это есть лишь фазы движения, недоступные нашему глазу. Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемого умом каждого рожденного, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик Эволюции! Трогательно и проникновенно посвящает христианство следующую легенду Богоматери: "Обеспокоился Апостол Пётр, ключарь Рая. Сказывает Господу; "Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю." И сказал Господь; "Пойдем, Пётр, ночным дозором." Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: "Ш-ш, не мешай!" Восток посвящает Матери Мира следующие гимны: "Покрывшая Лик Свой, соткавшая пряжу Дальних Миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного. Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят. И Она, Лик Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додэкаэдрона, знака Её мощи. Из спирали Света знак соткала Сама в молчании. Она водительница идущих на подвиг. Четыре угла - знак Утверждения - явлен Ею в напутствие решившимся". (Н.К.Рерих. Держава Света, Рига, 1992) "Радж-Раджесвари" - Всемогущая Матерь. Тебе поёт индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят золотые цветы и у Ног Твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И, помянув изображение Твоё, его опускают в воду, дабы ничьё нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира. Тебе, Матерь, называют место на Белой Горе, никем не превзойденное. Ведь там встанешь, когда придет час крайней нужды, когда поднимешь Десницу Твою во спасение Мира и, окружася всеми вихрями и всем Светом, станешь как столб пространства, призывая все Силы далёких миров." (Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная, 1991) |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Мадонне, которая трудится неустанно, спасая людей даже из пламени ада, посвящена известная картина Н.К.Рериха «Madonna Laboris (Труды Мадонны)» (существует два её варианта).
В одном из очерков Николай Константинович приводит древний христианский апокриф, рассказывающий о том, что в заоблачных высях надземного мира находится Рай — жилище Богов. Высоки окружающие его стены, а путь туда лежит только через врата Рая, и за ними строго следит ключарь Райской обители, Апостол Пётр. Но вот жалуется Пётр Владыке: «''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю''.
И сказал Господь: ''Пойдём, Пётр, ночным дозором''.
Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: ''Ш-ш! не мешай!''»5.
Обратим внимание на то, что в картине, созданной по этой легенде, как бы противопоставляется два рода огней: серебристый сияющий Свет Небесного Ашрама и алое пламя чистилища. Излучения Богоматери, Христа и Апостола Петра особенно ярко горят на фоне глубокой синевы символических Небес, а красный огонь, вырывающийся из страшных чёрных расщелин и пропастей ада, создаёт впечатление особого мрака.
Вспомним, что Царица Небесная у Реки Жизни была изображена художником в состоянии молитвы, с раскрытыми к миру ладонями — символом её даяния. Теперь же мы видим, как из этих молитвенно сложенных рук, от сердца Богоматери протянута к людям серебряная нить спасения. Это тот самый Плат, который с давних времён опускает Матерь в низшие слои земного мира, чтобы не дать погибнуть душам человеческим, только бы сумели они воспользоваться Высшей Помощью и поднялись в Сферы Света. (В одном из своих выступлений Наталия Дмитриевна Спирина этим спасительным Платом называет Учение Живой Этики.)
Кто же принимает эту помощь? Мы видим две фигурки, мужскую и женскую, выбравшиеся из адского пламени. Они уже что-то преодолели в себе и больше не принадлежат этим мрачным слоям. На это указывает белый цвет этих фигур, отдалённо созвучный сиянию Богоматери. Первой поднимается женщина, в ней чувствуется необычайное устремление ввысь. Только так — «путём личного ярого устремления... может человек продвинуться к этой светлой цели...»1
Безгранично терпение Матери, велико Её милосердие, и как долго ждёт Она того часа, когда дети её, пройдя испытания, сумеют принять её помощь. Своей картиной Рерих словно говорит, какой великой радостью должна наполнять людей, этих печальных путников земли, мысль о том, что они — не одиноки, что «те, кто там, — нас любят и зовут», что сострадание их велико, а сердца всегда открыты для помощи.
И закончим стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной — молитвой к Матери, которая трудится неустанно.
MADONNA LABORIS (Труды Мадонны)
Самосозданный ад... Возведи нас, Благая, из пекла Неизжитых страстей и ненужных и мелочных чувств! Затуманенный ум без любви покрывается пеплом, Затвердевшее сердце — сосуд, что поруган и пуст.
Подними нас в Твои ароматные райские кущи, Матерь, давшая жизнь бесконечным живым существам; В неземное Твоё бытие уведи нас, безмерно заблудших, От сует суеты допусти в Твой небесный Ашрам.
Чтобы вновь обрели мы, ушедшие в страны далече, Свой исходный и вечный, суждённый космический дом, Где от всех заблуждений, иллюзий и противоречий Мы гармонию мира и радость любви обретём7.
--------------------------------------------------------------------------------
5 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 34 – 35. 6 Н.Д.Спирина. Отблески – 2001. Новосибирск, 2002. С. 75. 7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 131.
Источник http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного Матерь Мира опять становится у Великого Кормила. Будет счастлив тот, кто поймет этот Лик Эволюции. Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду: "Обеспокоился Апостол Петр" - ключарь рая. Сказывает Господу: "Весь день берегу Врата. Никого не пускаю. А на утро новые люди в раю". И сказал Господь: "Пойдем Петр ночным дозором". Пошли ночью и видят - Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: "Тише! Не мешай!"». Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам», с.50-51, Нью-Йорк, апрель 1931 г. (Повещается единению женщин общества им. Рериха)
Самосозданный ад... Возведи нас, Благая, из пекла Неизжитых страстей и ненужных и мелочных чувств! Затуманенный ум без любви покрывается пеплом, Затвердевшее сердце - сосуд, что поруган и пуст.
Подними нас в Твои ароматные райские кущи, Матерь, давшая жизнь бесконечным живым существам; В неземное Твоё бытие уведи нас, безмерно заблудших, От сует суеты допусти в Твой небесный Ашрам.
Чтобы вновь обрели мы, ушедшие в страны далече, Свой исходный и вечный, суждённый космический дом, Где от всех заблуждений, иллюзий и противоречий Мы гармонию мира и радость любви обретём. Н.Д. Спирина «Madonna Laboris» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Исследуем смысловое содержание слова «город». В русском языке его производят от глагола «городить», то есть ставить ограду, ограждать от внешнего мира, мира хаоса и враждебных влияний. В переносном смысле «городить» означает затевать какое-нибудь сложное, требующее многих усилий дело, творить, устанавливать гармонию и порядок. Следовательно, возникновение города связывается со сложным творческим действием, а сам город — с огороженным, то есть оформленным и, более того, культурным пространством.
Отсюда особое внимание стенам, ограждающим город, — это граница двух разных по своему значению миров. На многих картинах Рериха город обнесён крепостными стенами, они не только ограждают пространство внутри города, но и защищают и даже приподнимают, приближают его к миру богов. На картине «Madonna Laboris» (1933) хорошо видно чёткое разграничение двух миров, здесь стены выступают как борт спасительного корабля. У стены Богоматерь, или Матерь Мира, опустившая свой шарф в помощь восходящим душам. Здесь опять используется символ ткани Матери Мира, которая может быть и плащом, и покровом, и шарфом, и, наконец, Знаменем. Опираясь на определение Культуры как светоносной ткани Матери Мира, понимаем, что дорога к Светлому Граду мыслится, согласно картине Рериха «Madonna Laboris», через восходящий путь Культуры.
Источник: http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду:
«Обеспокоился апостол Пётр, ключарь от Рая. Сказывает Господу: ''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю''''. И сказал Господь: ''''Пойдём, Пётр, ночным дозором''''. Пошли ночью и видят — Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и поднимает по нему какие-то души. Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: ''«''Ш-ш! Не мешай!''»»
Н.К. РЕРИХ. Из статьи «Держава Света».
Н.Д. Спирина.
MADONNA LABORIS
(ТРУДЫ МАДОННЫ) Самосозданный ад...
Возведи нас, Благая, из пекла
Неизжитых страстей
и ненужных и мелочных чувств!
Затуманенный ум
без любви покрывается пеплом,
Затвердевшее сердце —
сосуд, что поруган и пуст.
Подними нас в Твои
ароматные райские кущи,
Матерь, давшая жизнь
бесконечным живым существам;
В неземное Твоё бытие
уведи нас, безмерно заблудших,
От сует суеты
допусти в Твой небесный Ашрам.
Чтобы вновь обрели мы,
ушедшие в страны далече,
Свой исходный и вечный,
суждённый космический дом,
Где от всех заблуждений,
иллюзий и противоречий
Мы гармонию мира
и радость любви обретём.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Интересно проследить направление творчества Мастера за последнее время. Мы видим насыщенную работу, в которой каждый создаваемый образ как бы порождает следующий, сплетая хотя и разноцветный, но обобщенный венок. Картины очень различны по тональности, неожиданны по сюжету и тем не менее они укладываются в какую-то своеобразную гирлянду. Например: «Царица Небесная» в царственном уборе молится о преуспеянии мира, «Мадонна труда» [Madonna Laboris] в неустанном бдении спасает заблудшие души, и восхищен Господь этим подвигом, та же Мадонна — с младенцем, но скорбен взгляд ее. Этот облик как бы объединяется в триптихе, посвященном Жанне д'Арк: к той же скорбной Богоматери обращается св. Воительница перед битвой, к Ней же обращен и взгляд подвижницы во время казни. А небо, как в победе, так и над костром, — тоже необъятное, овеянное волною синевы, которую так широко умеет влить на полотно Рерих. |