Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Мадонна Орифламма. # 17 [Madonna Oriflamma]
1932

Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма. # 17 [Madonna Oriflamma]. 1932

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=496&size=3

           
Атрибуты картины

Название Мадонна Орифламма. # 17 [Madonna Oriflamma]
Год 1932
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 173.5 x 99.4 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0105

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Foundation Roerich Pro Pace, Arte et Scientiae, Bruges, Belgium (loan) (1932); Les Amis de Bruges, Bruges, Belgium (loan) (1947); Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1984)

Н.К.РЕРИХ Письма в Америку (1923–1947). – М.: Сфера, 1998. – 736 с. – Серия «Рериховский архив».

1.XII.45

В южноиндийском издании “Кришна Пушкарам” воспроизведены: “Орифламма”, “[Святая] Охранительница” и “Зарево” – так знак Знамени Мира трижды повторен. Отличайте для Комитета. Каждая подробность жизни лишь доказывает, насколько неотложна оборона Культуры.

29 марта 1932 г. Письмо Н.К. Рериха к Королю Александру. Югославия.

Только что мною закончена картина ВЛАДЫЧИЦА ЗНАМЕНИ МИРА, (Мадонна Орифламма -ред.) которая войдёт в состав Музея Нью-Йорка и так ценно получать от самых различных стран мира сочувствие Знаку, который подобно Знаку Красного Креста охранилась бы духовные культурные сокровища человечества и внёс бы в мировое понимание новую волну созидательных прекрасных устремлений.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...Само слово «Мир» (которое он нередко, так же как и слово «Культура», пишет с заглавной буквы) для него настолько возвышенно и сокровенно, что он призывает людей повторять его как утверждающую формулу, молитву сердца.

...У Николая Рериха имеется ряд картин, в которых он символически утверждает идею высокого назначения мира. Известны его «Мадонна Орифламма», где Мадонна изображена с развернутым Знаменем Мира в руках, и «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница»), своим широким плащом укрывающая бесчисленные храмы и памятники культуры.

Из книги Беликов П. Ф., Князева В. П.

Картина "Мадонна Орифламма" или, как ее называл сам художник, "Владычица Червонно-Пламенная" специально посвящена Пакту Мира.

Мысли о Пакте, более известном как Пакт Рериха, нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Эмблему "Знамени Мира" можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. На картине изображена Мадонна с развернутым в руках полотнищем "Знамени Мира".

В какой-то мере "Орифламма" явилась и откликом Рериха на женское движение за равноправие. Проблема эта и посейчас существует во многих странах, в первых же десятилетиях нашего века она стояла весьма остро, и Николай Константинович поддерживал борьбу женщин за их права. Многие женские организации в свою очередь активно выступали в защиту культурных начинаний художника и особенно Пакта и "Знамени Мира". В обращении к "Обществу единения женщин" художник писал в 1931 году: "Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте… Вы произнесете священное слово Культура".

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

Эмблему "Знамени Мира" можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина "Мадонна-Орифламма" (1931) или, как ее называл сам художник, "Владычица Червонно-Пламенная". На картине изображена Мадонна с развернутым в руках полотнищем "Знамени Мира". В какой-то мере "Орифламма" явилась и откликом Рериха на женское движение за равноправие. Проблема эта и посейчас существует во многих странах, в первых же десятилетиях нашего века она стояла весьма остро, и Николай Константинович поддерживал борьбу женщин за их права. Многие женские организации в свою очередь активно выступали в защиту культурных начинаний художника и особенно Пакта и "Знамени Мира".

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

Мысли о пакте нашли отражение и в искусстве Н.К. Эмблему "Знамени Мира" можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально пакту посвящена картина "Орифламма" или как ее назвал сам художник по-русски, "Владычица Червонно-Пламенная". На картине изображена Мадонна с развернутым полотнищем "Знамени Мира".

В какой-то мере "Орифламма" явилась откликом Рериха на женское движение за равноправие. Проблема эта еще и посейчас существует во многих странах, в первых же десятилетиях нашего века она стояла весьма остро, и Н.К. поддерживал борьбу женщин за их права. Многие женские организации, в свою очередь, активно выступали в защиту культурных начинаний художника и особенно пакта и "Знамени Мира". В статье "Женщинам", обращенной к Ассоциации женщин обществ имени Рериха, художник писал: "Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы произнесете священное слово Культура".

«В тяжкие дни космических катаклизм и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскресению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении.

Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: Да будет Свет!

Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание, Красота.

Да, лишь сердце женщины - матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий.

Женщина - Мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить все великое значение культуры мысли, знания.

Женщина - вдохновительница Красоты знает всю силу, всю синтетическую мощь Красоты. Итак, немедленно приступим к несению Великого Знамени Новой Эры, эры Матери Мира. Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти многочисленные огни укрепят и украсят ее очаг.

Будем помнить, что каждое ограничение ведет к разрушению и каждое расширение даст созидание. Потому всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению нашей мысли и чувствований, чтоб этим огнем зажечь наши очаги.

Положите в основу единения устремление к истинному знанию, не знающему человеческих разграничений. Но как достичь истинного знания, - спросят нас.

Устремление и Красота будет ключом к нему. Знание это лежит в каждом устремлении к Общему Благу. Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававшихся миру. Знание это разлито в каждом проявлении Космоса и лишь разучившись наблюдать космические явления, люди утеряли ключ ко многим тайнам Бытия, которые могли дать им понимание причин всех ныне происходящих бедствий.

Потому, собирая воительниц духа, устремите их к несению этого знания».

Из письма Е.И. Рерих М.Н. Германовой

«...Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? Ведь именно женщине было суждено первой благовестить о Воскресении.

Перечислить совершенное и вдохновленное женщиной, значило бы описать историю мира. Если мы говорим о внесении прекрасного во всю полноту жизни, если мы знаем, что сужденная эволюция покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания, то кто же будет самым верным союзником и проповедником этих основ в глубине человеческого сознания?»

«...Лучше других женщина знает стихию огня, ту стихию, с которой связано ближайшее будущее. От древнейших времен к самым современным опытам призывалась женщина. Так и теперь, к самому широкопонятному знанию она призывается, ибо сердцем своим поймет она, как многоразлично и бережно нужно зажигать огни понимания и отзывчивости».

«...Культура не бурьян и растет лишь в духовно возделанных садах.

Неотложно действие.

Помните, женщины, помните, матери, жены и сестры, сколько прекрасного должно объединять вас. За пределами тесных будней вырастает великий праздник. В нощи уже готовятся и зажигаются светильники, которые будут освещать Великое Восхождение Матери Мира. Прекрасно одухотворение Ее Светозарным Покровом.

Женщины, ведь вы соткете и развернете знамя мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига.

Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура.

Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!

Привет и поклон вам!»

Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам», с.54-59, Нью-Йорк, апрель 1931 г.

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Владычица червонно-пламенная!

Владычица Знамени Мира!

К Тебе Владычица, мы прибегаем.

Кто же поднимет Знак Мира,

Знак Сохраненья Высших сокровищ?

Кто же, кроме Тебя, придет к нам, помочь

Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губительны вихри,

но ты Знамя поднимешь

и наполнишь сердце людское

сознаньем о священном Хранении Духа.

Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак.

Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило.

Знаешь Ты все поношения самого лучшего,

самого нужного людям.

Если стадо не знает опасности,

то ведь Ты, Пастырем будучи,

Мирное Знамя поднимешь.

И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой:

сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.

Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.

Дыхание Твое исцеляет все раны

и Рука Твоя разве не строит,

легко прикасаясь к созидательным камням творенья?

Вот мы и просим Тебя поднять

этот Знак Триединости Мощной.

Знаем мы, что ты не откажешь,

ибо противно Тебе разрушенье

и уничтоженье прекрасных начал.

Ты не терпишь хаоса,

Ты не терпишь смятения,

и потому Ты поднимешь,

и сохранишь, и укажешь

народам Знак Охраненья

мирных прекрасных Сокровищ!

Знак Путеводный

для каждой творческой Мысли!

Знак Утвержденья и Света.

Помоги, Владычица Знамени Мира!

Н.К.Рерих. Цветы Мории. Владычица Знамени Мира

Посылаю Вам еще снимок Св. Владычицы Знамени - Мадонны Орифламмы. К сожалению, без фильтра отношение красок не удалось, и Вы можете судить лишь об общем расположении картины. Лиловое одеяние Богоматери тоже не вышло как следует.

Знамя Мира. Н.К.Рерих - барону М.А.Таубе, февраль 13, 1932

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Мадонна Орифламма (1931 г.)

Эмблему "Знамени Мира" можно видеть на многих полотнах Н.К.Рериха, созданных в 30-е годы. Специально Пакту Охраны Культурных ценностей (Пакту Рериха) посвящена картина "Орифламма", или как её называл сам художник "Владычица Червонно-Пламенная!"

На картине изображена Мадонна с развёрнутым в руках полотнищем "Знамени Мира" (ЗМ).

Знак ЗМ - древнейший символ. встречающийся в разных частях Света и отражающий фундаментальную философскую идею о триединстве всего сущего. Она присутствует в христианской Троице, в индуистском Тримурти, в древнеславянском Триглаве, в представлении о человеке как о синтезе тела, души и духа и на Западе и на Востоке.

В ЗМ содержатся все устои Культуры. Именно в преддверии войн, разрушений, разложений нужно принимать ЗМ. При наступлении Нового Цикла ЗМ вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к пониманию Культуры, к уважению того, что есть бессмертие духа. Не может человечество процветать без знания величия Культуры. ЗМ откроет врата к лучшему будущему. Спасение в Культуре. Так ЗМ несет лучшее будущее.

Там, где Культура, там и мир, там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, Красоты, Знания. Охрана сокровищ Культуры - всеобобщающая основа, на которой все могут объединиться. Само понятие Культуры должно вызывать и соответствующее понятие Единения. Лишь Культура, Красота и Знания могут вернуть общечеловеческий язык.

Все лучшие мысли и творчество направим к понятию Культуры. Для этого Великого Служения и был предложен мирный договор со ЗМ для охраны всех культурных сокровищ человечества. ЗМ это особый флаг, который будет почитаем, как международная нейтральная территория. ЗМ должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и пр. культурными центрами. ЗМ как Страж Мира напоминает о необходимости каталогизировать все культурные сокровища. ЗМ - Страж культурных сокровищ. Оно имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ вечности и единения.

Воспитание всех народов в истинной Культуре совершится под ЗМ, ибо Мир и Культура нераздельны. Понятия Мира, Культуры и Света внесет женщина. Это будет поднятием Знамени Духа, на котором будет начертано Любовь, Знание и Красота. Разворачивается ЗМ - величайшее в Истории. Никогда ЗМ не выявлялось как Знак Нового Мира, как Знак Спасения. Твердь трепещет. Токи раскалены.

ЗМ - Знак мирного единения, символ не одной страны, а всего цивилизованного Мира. Женщины соткут и развернут ЗМ, зажгут огонь творчества, скажут детям о Красоте и Знании, расскажут о силе творческой мысли, уберегут их от разложения, смогут зажечь молодые сердца понятием подвига и героизма, скажут о преимуществе духовных ценностей.

В какой-то мере Орифламма явилась и откликом на женское движение за равноправие. Проблема эта еще и посейчас существует во многих странах, в первых же десятилетиях нашего века она стояла весьма остро, и Н.К.Рерих поддерживал борьбу женщин за их права.

"Необходимо утверждать в духе Начало Женское. Ибо Знамя Великого Равновесия Мира дано поднять женщине." (МО ч.3, 241)

"Космическое Право явит Женское Начало как явленную мощь. Космическое Право явит величие того Женского Начала, которое являет самоотверженность и перед которым, истинно, преклоняются Великие Архаты. Истинно, Мы чтим великое Женское Начало. Истинно, Мы чтим Начало дающее, которое даёт жизнь Красоты." (МО ч.3, 194)

"Эпоха Майтрейи утверждает женщину. Ведь явление Майтрейи связано с утверждением Матери Мира в прошлом, настоящем и будущем." (Иерархия, 13)

"Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры... Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему." (Иерархия, 331)

"В эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даёт новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы. Так только высшие меры приложимы к Знамени, истинно." (Иерархия, 377)

"Так, создавая нужную мировую ступень, нужно, прежде всего, приложить мировой масштаб. Так, когда развевается великое Знамя, знак Новой Эпохи, нужно применить сознательные меры. Так великое провозвестие нужно понять, как ступень к обновлению Мира." (Иерархия, 379)

"Знамя Мира, Знамя Культуры, Знамя Духа, Знамя Нового Мира, Знамя Эры Матери Мира, Знамя Великого Равновесия, Знамя Владык, Знамя Твердыни

Света, Вселенское Знамя.

ЗМ, Знамя Наше, как маяк в бурю. И посев Культуры как противоядие. Через все препятствия перенесите Знамя Матери Мира, Знамя самопожертвования и Красоты, чтобы в час победы водрузить его на вершинах Мира." (Живая Этика)

ВЛАДЫЧИЦА ЗНАМЕНИ МИРА

ВЛАДЫЧИЦА ЧЕРВОННО-ПЛАМЕННАЯ! Владычица Знамени Мира!

К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохранения Высших Сокровищ? Кто же, кроме Тебя, придет к нам помочь Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губителны вихри, но Ты Знамя поднимешь и наполнишь сердце людское сознаньем о Священном Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, самого нужного людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты, Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимаешь.

И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой: сохранить и строить и складывать Светлое Завтра. Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание Твоё исцеляет все раны, и Рука Твоя разве не строит, легко прикасаясь к созидательным камням творенья?

Вот мы и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной. Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе разрушенье и уничтожение прекрасных начал. Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения, и потому Ты понимаешь, и сохранишь и укажешь народам Знак Охранения мирных прекрасных Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой Мысли! Знак Утвержденья и Света. Помоги Владычица Знамени Мира! (10 апреля 1932г. Гималаи)

(Мир через культуру, 1990, с.5)

ОРИФЛАММА

Орифламма моя, Орифламма, плат узорчатый на челе...

Осиянное держись Знамя, луч надежды даря Земле.

Золотистая аура блещет, величав, безмятежен лик.

Матерь Мира, сердце трепещет, как чудесен общенья миг!

К фиолетовым складкам припала б я, замирая горящим лбом,

Различая великое, малое, не отдам я душу на слом.

Ниспошли мне благословение, свою руку не отними

И жемчужиной стихотворение в ожерелье своё прими.

О.Ауновская

Урикова Н.В.

Е. П. Маточкин канд. искусствоведения г. Новосибирск «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н. К. Рериха»

Отблеск искусства Леонардо несёт на себе "Мадонна Орифламма" (1932). Здесь всё, как в ренессансных образах наполнено любованием и человеческим обликом Богини, и открывающимися космическими далями. Орифламма - алая боевая хоругвь французских королей - призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV в., в частности Жан Фуке (87).

87. Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. - № 238.

Источник : http://www.smr.ru/centre/win/books/matoch_01.htm

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

...Леонардо был примером для многих художников. Учился у него и Рерих. Не случайно он советовал молодым живописцам: «Изучайте штрих Микеланджело; мечтайте понять всю проникновенность Леонардо да Винчи» 9.

...Ну а леонардовская «проникновенность» ясно ощущается в картине «Мадонна Орифламма» (1932). Рерих, так же как и Леонардо, изобразил свою героиню сидящей, со склонённой головой. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её, как и у всех леонардовских мадонн, потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив. Конечно, Рерих создает своё произведение совсем в иной живописной манере, обобщённо, плоскостно, но всё же линии глаз, носа, губ, подбородка вторят леонардовским шедеврам. Непосредственного цитирования здесь нет, хотя определённая перекличка с эрмитажной «Мадонной Литта» (1490–1491) просматривается совершенно отчётливо.

9.Рерих Н.К. Глаз добрый. М.: Худож. лит., 1991. С. 174.

...В живописи Рериха свету отводится такая огромная роль, что можно сказать, философия его искусства зиждется на свете и включает в себя триаду тех же этико-эстетических категорий, к которым апеллировали и Кузанский, и Леонардо. Рерих в своей книге «Держава света» призывает: «Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота» . Такое знамя держит мадонна в картине Рериха «Мадонна Орифламма» (1932). Само же знамя предстаёт в виде трёх амарантовых сфер, заключённых в круг как символ вечности и единения. Символический смысл сфер можно расшифровать в данном контексте согласно Рериху как Любовь, Знание и Красота.

Следует отметить тут одно важное обстоятельство: Рерих помещает свою мадонну также между двух окон, как это всегда делал Леонардо, с открывающимися далями с синеющими хребтами гор и ярким небесным сиянием. По всему видно, что леонардовская философия света здесь полностью воспринята русским художником вплоть до её конкретных проявлений.

Л.П.ЗАСОРИНА Сказы и сказки Н.К.Рериха //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил

...Рерих вошел в сознание современников рядом мощнейших художественных образов, знаменующих собой новые вехи культуры. Становление высокой духовности будущего века, эволюционной устремленности и космичности мировоззрения связано с фигурой Н.К.Рериха. Здесь прежде всего упомянем символ Знамени Мира, явленный в виде круга вечности с тремя вложенными в него пурпурными кругами настоящего, прошлого и будущего. В настоящее время имеется множество трактовок этого триединства культуры. Приведем только несколько истолкований, данных Рерихами: Это триединство искусства, науки и религии, как новая парадигма знания и духовности; Это три Благословенных дара: познание единого Духа, чудо искусства и космической энергии ("Пути благословения", 1922г.); по словам Е.И.Рерих, "духовность, подвиг и красота - эта троица вмещает в себя все"; "Наука, Искусство и Живая Этика - прекрасная троица" (Письма, т.1, с.271).

Этот символ-знамя, в 30-е годы, принятый всеми странами, участниками Лиги Культуры, имеет свою линию становления в раннем творчестве Рериха. Известно, что этот символ введен художником в картину "София Премудрость" 1932 года, занимает центральное положение на холсте" Мадонна Орифламма" 1924 г., а также на картине "Знамя Шамбалы". В дневниках Николая Константиновича имеется упоминание о том, что кольцо Шамбалы было явлено ему во время Транс-Гималайского перехода. В книге "Знаки Христа" (М., 1992г.) В.М.Сидоров углубляет трактовку этой символики, увязывая ее корни с христианским культом Чаши. Он пишет, что в Чаше каждого человека хранится капля крови Иисусовой. "Чаша в самом тебе. Приникни к ней. Молись." Е.И.Рерих неоднократно отмечала, что Учение Живой Этики - это чаша огненного Синтеза Культуры. Отсюда прослеживается связь этого символа с основным началом Агни Йоги (термин агни можно складывать из а-гни, тогда - просматривается семантика глубинного корня "не (вне - знания)." А в самом изображении Знамени Мира зрителю видится - три вихревых огненных круга, возносящих человека с плоскости земного в мир духовной вертикали. Можно согласиться с тем, что созданный Рерихом символ - это знак космической силы, беспереводно понимаемый всеми людьми, безотносительно к их этнической или национальной принадлежности. ...

А.И.КОРЧАК "Провозвестие Орифламмы"(размышление о картине Н.К. Рериха)//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. и

"Как убого мышление говорящих с усмешкой о мистицизме Рериха. Безумцы не знают, как ограничили, они себя! Чего лишили себя. Не поймут, что этот мистицизм - Майя только для них, но для зрячих - это сама великая Реальность".

Елена Рерих

Проступают знаки из дали времен... В романе Хаггарда '"Клеопатра" шествует жрец Богини Изиды, а при нем интересующий нас символ - ветвь серебряная с ТРЕМЯ золотыми яблоками.

И Геракл, герой Древней Эллады, тяжело добывал их из садов Гесперид.

По узкой тропе среди пылающих вершин осторожно ступает оседланный конь. В золотистом пламени на седле... три золотых яблока.

Чинтамани, что значит явление твое? Божественная Мать явила детям своим Весть долгожданную: что значит палимпсест, "Знак вещий", в Ее дивных руках? Многие припомнят: это Знамя Мира. Символ единства прошлого, настоящего и будущего. Скажут о трех звездах Ориона. Многое могут сказать, но сейчас нас интересует тот тонкий, прозрачный намек, воспринятый "на чуткое ухо", что прозвучал в картине "Чинтамани". Три золотых "яблока" в сиянии пламени и круга... Их приносит Конь Счастья; и Великая Мать возвещает о грядущем. Вспомним, что Геракл вернул "золотые яблоки" - видно, не время было. Этот подвиг был последним.

Подвиги Геракла - путь Солнца по Зодиаку, Колесу Жизни. Каждая Индивидуальность движется в этом Потоке, применяя собственные усилия.

В астрологии есть такое понятие - паре вита, точка жизни. Она начинает свой путь по Зодиаку с нуля Овна, начала цикла. Ровно половину пути проходит она до нуля Весов, Точки Равновесия. Все в проявленном мире подчиняется этому Закону движения и эволюции. С первым вдохом земного воздуха начинается движение паре вита для каждого существа.

И для человечества в целом существовал момент "первого вдоха" - и начался долгий путь Странников. Где же мы сейчас?

Взгляните на плат Владычицы червонно-пламенной: не золотые ли яблоки Гесперид, не знак ли Великого Полдня человечества указан?

О наступлении Великого Полдня, об этом важнейшем для человечества моменте так говорит Фридрих Ницше, тот таинственный Ницше, который мог много истин изложить на ладони:

"Великий Полдень - когда человек стоит посреди своего пути между животным и сверхчеловеком и празднует свой путь к закату как свою высшую надежду: ибо это есть путь к новому утру. И тогда заходящий сам благословит себя за то, что он был переходящий, и солнце его познания будет стоять у него на полдне".

Весы - обитель Венеры Геспер (Западной). С древности Венера - богиня Красоты, покровительница музыкантов и художников, направляющая к этическому совершенству и гармонии.

Когда-то на Востоке в городе Саба жили мудрецы, которые пытались расшифровать символику каждого градуса Зодиака. Пробовали это сделать и астрологи нашего столетия, в том числе и Дейн Радьяр.

Согласно Радьяру, начало Весов (первый градус) означает фиксацию черт и качеств, которые образуют архетипическую, сущностную и бессмертную природу каждого существа, его божественность и Богосыновство. Весы начинают первую стадию Преображения: человек должен умереть как Адам, прежде чем родиться во Христе - "ноша тьмы должна стать ношей Света" - сказано Учителем. Возрождение начинается с символического осеннего равноденствия - это жертвоприношение, смерть обособленного "я" (12 Аркан Таро).

Сабеанская символика первого градуса такова: "Бессмертие архетипической реальности, раскрываемое совершенной и преданной жизнью. Видение архетипа".

Видение архетипа - существенная фаза процесса эволюции.

Дейн Радьяр приводит в одной из своих книг характерное высказывание человека, постигшего эту Тайну: ''Человек, не имевший своего Видения, не знает своего места в мире.''

Раскрыть врата Венеры Геспер, ощутить аромат ее садов - это символ возможности для человека превратиться более чем в человека. К тому времени человек должен стать полностью сознательным, пройдя знак самосознающего тождества - Лев, стать Законом для самого себя, налагая добровольно на самого себя дисциплину, ведущую к совершенству. Ключ от врат Царицы Красоты - в старых преданиях, откровениях предков. Говорил Заратустра Пресветлый:

"Познай Любовь, и ты освободишься от заблуждений отдельности".

Добавляют последователи: "Когда ум сойдет в сердце ты с изумлением увидишь ЧЕЛОВЕКА, пребывающего в себе - и поклонишься в нем Владыке Мира - Ахура Мазде - Божественному Свету Мудрости, которого встретишь как бы в собственном доме."

Никто не станет специально предупреждать об этом чудесном явлении, для выражения которого нет слов ни в одном земном языке. Никто не станет разъяснять после, что это было... может быть, это одно из испытаний для души, "дрейфующей в море, жизни". Говорил Иоанн:

"Испытывайте духов, от бога ли они". И чела в эпоху испытания духов, чела при отсутствии внешних контактов с Иерархией, тем не менее, получивший ключи к своей собственной внутренней реальности, бросает вызов.

Вспомните: чудесную сказку Джани Родари о Золотом Ключике, о смелом Буратино и его друзьях. Они нашли волшебную дверь и открыли ее Золотым Ключом.

Обратимся к Небу. Там, между Сатурном и Ураном в 1977 году была обнаружена маленькая планета, которую назвали Хирон, именем мудрого кентавра, друга Геракла. О Хироне, тем не менее, знали персидские и индийские астрологи древности.

Хирон - посредник между системой септенера и высшими планетами, троицей Урана, Нептуна и Плутона.

Поневоле вспоминается изречение Гермеса Трисмегиста: "То, что наверху, подобно, но не тождественно, тому, что внизу."

Астрологи называют Хирон посредником между высшим и низшим "я", считают, что его помощь необходима при обнаружении тупиков духовною развития, и что он меняет судьбу людей. Символ Хирона напоминает ключ.

Сказочные персонажи Джани Родари нашли ключ от двери, открывающий путь в сад Гесперид.

Посмотрим, что по этому поводу говорит Н.П.Блаватская в книге "Разоблаченная Изида". Вспоминая о Геракле (Геркулесе), она утверждает:

Его называют ''Геркулес Invictus" только тогда, когда он спускается в Гадес: (подземный сад) и, срывая "Золотые яблоки" с "дерева жизни", убивает дракона". Перед нами - намек на Мистерии Посвящения, подлинный смысл которых да будет известен достойным.

Вникая в сокровенный смысл картины "Знаки Христа", мы были удостоены чести понять, что Врата открыты.

Посмотрим еще, ведь о чем-то важном напоминает нам символ последнего градуса Девы.

Обратимся к "расшифровке" Дейна Радьяра:

"Неофит стоит перед входом в священную Пирамиду. Есть только один путь вперед, или все потеряно.

Это кульминационный шаг - решение, вытекающее из мириадов мелких выборов. Однако может остаться тень колебания. Внимание может быть отвлечено от настоящего чарами какого-то старого воспоминания. Внешние двери восприятия и мысли должны быть закрыты, чтобы душа могла одержать победу над иллюзией.

Это очень важный момент для тех человеческих существ, которые нашли дорогу к Дверям чудесного Сада Гисперид.

Призвано новое войско Господа Мира с согласия и покровительства Владык Кармы.

Время Утешителя приходит.

Вспыхнуло драгоценное фиолетовое Пламя, знаменуя эпоху Водолея. Одеяние Матери Орифламмы цвета Пламени. Оно неугасимо.

Кончилось время Нисхода: "то, что однажды с надеждой спустилось, теперь поднимается обратно в Свет, из которого оно пришло".

Шлет Матушка Благую Весть детям:

"Пришедшие и понявшие, будьте мужественны, оставьте обольщения Майи. Не бойтесь Дракона - я с вами.

Оставьте все - и входите.

Для устремившихся, смелых и преданных - открыта Дверь в Сад Гесперид.

Принесите Дар миру."

Вперед, Дети Огня, Провозвестите Молнии!

В этот великий час вспомним Фридрихи Ницше, который сказал: "Он приближается, он близок, Великий Полдень!"

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика