Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=502&size=9
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
99. Сын Мой, не бывало случая, чтобы Учитель Нарушил свое Обещание. Если оно не состоялось в определенных условиях, значит, будет исполнено оно в условиях иных, но исполнено будет. Общенью с Матерью время надо отвести и место. Надо создать готовность условий. Ток замыкается при наличии двух полюсов. Полюс восприимчивости пусть будет в готовности. Надземную свободу, которую получает дух после смерти, не сравнить с ограничениями земными. ... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...И еще страница истинного Востока, посвященная Матери Мира: «Покрывшая лик свой. Соткавшая пряжу дальних миров. Посланница несказанного. Повелительница неуловленного. Дательница неповторенного! Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят... Она, лик покрывшая, встанет на страже одна, в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину. Никто не увидит сияние двенадцатизначника * ее мощи. Из спиралей света знак соткала сама в молчании. Она водительница идущих на подвиг. Четыре угла, знак утверждения, явлен ею напутствием решившимся... Приказ безмолвный, всепроникающий, неотменный, неделимый, неотвергаемый, ослепительный, щедрый, неописуемый, неповторяемый, неповрежденный, неизреченный, безвременный, неотложный, зажигающий, явленный в молнии»*.
*Двенадцатизначиик (додекаэдров) — додекаэдр, один из пяти типов правильных многогранников с двенадцатью гранями, символ Матери Мира; также алхимическо-астрологический символ. *« ... Зажигающий, явленный в молнии! » — в последних абзацах главы приводятся древние гимны культов богинь плодородия. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-Инь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука - все эти благие образы, все эти жертвовательницы...как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех, что не делить но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира. Н.К.Рерих |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...Самые формулы часто поражают своею общечеловечностью. В них соединяются возгласы мистерий с молитвами самых неожиданных культов, разделенных целыми эпохами, целыми материками. Язык Матери Мира * одинаков для всех колыбелей. ...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя. *«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник. *Матерь Мира — культ «матери-земли», богини плодородия у древних народов, возник в эпоху матриархата, часто отличался грубонатуралистической ритуальностью. *«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
На Востоке культ Матери Мира, богини Кали или Дурги, очень распространен, а в индуизме, можно сказать, он является преобладающим. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Во главе всего или, так сказать, за покровом, находится Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего. Но на плане Проявленного царствует вечно женственная Природа или великая Матерь Мира. Теперь несколько сроков. В [19]24 году лучи светила Матери Мира достигли Земли и, окропив ее, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни. В [19]24 году Н. К. написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в музее Нью-Йорка и произвели громадное впечатление. Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение. В [19]24 году Н. К. написал статью «Звезда Матери Мира», которая была помещена в адиарском «Теософисте». |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Но звездный венок в этой сияющей плеяде воителей за восхождение человечества принадлежит женщине. Рерих прославляет Матерь Мира—высший аспект матери человечества и женского начала, которую он называл создательницей героев человечества. Самая замечательная в этом цикле картина — «Матерь Мира» (1924). На недосягаемой вершине, объятая лазурью безграничного звездного неба, в круге света своего всеобъемлющего сияния, с закрытым лицом (это означает, по восточной легенде, что женский принцип на земле еще не уравновешен с мужским), Она благословляет мир. Эта картина перекликается с фреской Рериха «Царица Небесная» в церкви в Талашкино, на которой Матерь Мира также молится за мир и возрождение человечества. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Объединительным фокусом, центральным полотном серии является картина «Матерь Мира». Ее образ Рерих принес из древних культов, где она жила как земля, как солнце, как огонь. Во всем мире ее почитают в разных обликах: как Царицу Небесную, Мадонну, Богиню Кали, Гуаньинь, Каннон, Преблагую Дуккар, Иштар, Мириам, Белую Тару, Радж-Раджесвари, Ниуку... «На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира, и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!»134, – писал Рерих. Картина «Матерь Мира» поражает своей светосилой. Написана она так, как если бы Рерих буквально следовал словам Флоренского: «Словно какая-то ткань, словно какое-то тело из тончайших звездных лучей ткется в мировых основах»135. Действительно, облик Матери Мира кажется сотканным из чистейшей сияющей пряжи. Рерих следует тут самым общим представлениям многих народов, которые «уже сложили красоту Матери Мира – этой светоносной материи»136. Вокруг ее фигуры мерцает аура в виде двух ослепительных кругов. Внешний овал, окаймленный кольцом, усеян пурпуровыми искрами. Сверкающие сферические волны, лучи – всё словно живет, вибрирует, наполняя своим дыханием космическое пространство. Художник создает алмазное блистание с помощью отдельных корпускул белой темперы на голубом, темно-синем и слегка лиловом подмалевке. Это та же живописная пуантель, которой он оперировал в картине «Чудо» (1943), создает здесь феерию космического Огня, подобную полыханию полярных сияний. Голова и лик Матери Мира накрыты плотным платом, виднеется лишь подбородок легкого телесного тона. Синее покрывало украшено узором из квадратов в белом окаймлении. Ее левая рука покоится в жесте созерцания, правая же указует на Трёх Магов созвездия Ориона. С противоположной стороны виднеется созвездие Семи Старцев (Большая Медведица). «Между ними, – поясняет в своей статье художник, – неудержно сейчас несется к Земле звезда утра – светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества»137. Восток посвящает Матери Мира следующий гимн: «Покрывшая Лик Свой, Соткавшая пряжу Дальних Миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного. Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят. И Она, Лик Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Ее Мощи. Из спирали Света знак соткала Сама в Молчании. Она Водительница идущих на подвиг. Четыре угла – знак Утверждения – явлен Ею в напутствие решившимся»138.
134.Рерих Н. Твердыня пламенная. С. 170. 135.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 128. 136.Рерих Н. Алтай – Гималаи. С. 76. 137.Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 148. 138.Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. С. 35. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].
По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ... Объединительным фокусом всего ансамбля, центральным полотном серии является картина "Матерь Мира". Ее образ Рерих принес из древних культов, где она жила как земля, как солнце, как огонь. Действительно, как писал Булгаков, "в почитании женской ипостаси в божестве язычеству приоткрылись священные и трепетные тайны, не раскрывшиеся в полноте, быть может, еще доселе и боящиеся преждевременного обнажения. Язычество трепетно прозревало не только Христа, грядущего в мир, но и его Пречистую Матерь, Приснодеву Марию, и как умело, оно чтило Ее под разными ликами"[41]. Обращаясь теперь к Флоренскому можно еще углубить понимание рериховского образа: "...дева Мария центр тварной жизни, точка соприкосновения земли с небом. Она Избранная, Царица Небесная и, тем более, Земная. Она имеет космическую власть. Она "всех стихий земных и небесных освещение". Она - "над всем Царица". Она - "Владычица мира""[42]. Рериховская Матерь Мира сочетает в себе уже не только различные христианские иконографии, как талашкинская Царица Небесная, но и изображения восточных божеств. Так, некоторые композиционные приемы идут от образа богини Каннон, созданного японским художником И. Иченом (Бостон, Музей изящных искусств). "На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубоко значительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!" - писал Рерих[43].
Матерь Мира изображена в космическом пространстве среди созвездий, причем каждая звезда - эта миниатюрная фигурка Учителя, сидящего в традиционной для Востока позе. Оригинальное художественное решение, хотя еще Флоренский отмечал, что "по воззрению Оригена, светила небесные суть тела ангелов"[44]. В книге "Твердыня пламенная" Рерих поясняет, что Матерь Мира создала "племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество, спешащих во Благо, несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати"[45]. Надо полагать, что остальные [18] картин серии "Знамена Востока" посвящены этому племени Святых людей, совершенным человекоподобным существам космоса по Циолковскому, и сама его причина космоса - высшая любовь - "Матерь Мира" Рериха[46]. Если светила Учителей лишь маленькие искры космического огня, то Матерь Мира - это океан света. Написана она так, как если бы Рерих буквально следовал словам Флоренского: "Словно какая-то ткань, словно какое-то тело из тончайших звездных лучей ткется в мировых основах"[47].
Действительно, Матерь Мира в картине Рериха словно соткана из сияющей пряжи. Художник, как бы используя недавно открытый принцип дуализма материи, формирует фактуру живописи то в виде светящихся лучей и волн, то в виде красочных отдельных корпускул. Удивительно качество светоносности центрального полотна, объединяющего своим белым сиянием всю многоцветную радугу остальных картин серии. Эта живая ткань красоты - спутница Матери Мира осмысляется Рерихом как Культура: "Духовное понимание и созвучие ткут светоносную ткань Матери Мира - священную Культуру"[48]. Если учесть, что в его понимании культура есть культ света, тогда рериховские мысли близки мыслям Флоренского о том, что означает "красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности": "...красота свет, и свет - красота. Абсолютный же свет есть абсолютно-прекрасное, - сама Любовь в ее законченности"[49].
Здесь мы подошли к самому любимому образу философов всеединства - к Софии. В христианстве она имеет различные ипостаси. Как пишет Булгаков, "софийная душа мира закрыта многими покрывалами"[50], но в мире она открывается как красота[51]. Лик космической Софии в мироздании есть "женское ее начало, которое имеет силу, по творческому слову "да будет" производить из себя твари, рождать от него. Она есть та Великая Матерь, которую издревле чтили благовестивые языки: Деметра, Изида, Кибелла, Иштар"[53]. И образ Матери Мира Рериха - это тот же лик космической Софии. Если говорить словами Соловьева, то в картине Рериха как бы произошло "превращение индивидуального живого существа в неотделимый от своего лучезарного источника луч вечной Божественной женственности"[53].
36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283. 37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167. 38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38 39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586. 41. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 286. 42. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990.- С. 359. 43. Рерих Н. К., Твердыня Пламенная. - Рига.:Виеда, 1991. - С. 170. 44. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990.- С. 300. 45. Рерих Н. К. Твердыня Пламенная. - Рига.:Виеда, 1991. - С. 197. 46. Там же. 47. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 128. 48. Рерих Н. К. Держава Света – Священный Дозор.- Рига.:Виеда, 1992. - С. 138. 49. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 98-99. 50. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 196. 51. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 199. 52. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 209. 53. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1988. Т. 2. - С. 534. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Еще раз к собранию бостонского музея относит нас центральное полотно рериховской серии - "Матерь Мира". Истоки ее некоторых композиционных построений можно обнаружить в образе богини Каннон, созданной японским живописцем И.Иченом. Само это произведение было написано под впечатлением выдающегося буддийского памятника - иконы Гуаньинь кисти знаменитого китайского художника Му Ци. Высокий спиритуализм японского образа, его отвлеченные, умопостигаемые масштабы, одновременно антропоцентрические и космические, огромная аура, отблеск божественного огня на одежде, характерное подножие престола, омываемого водами, - все это нашло отражение в картине Рериха. Правда, Матерь Мира восседает фронтально в отличие от Каннон; тем не менее ее характерный разворот наследуется в позе "Матери из Турфана"(1924). В обобщенном образе Матери Мира Рерих синтезирует черты высшего женского божества христианской и буддийской иконографии. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
По композиции картина близка "Царице Небесной", но задумана она в совершенно ином, обобщенно-космическом плане. На глубоком синем фоне звездной бездны, в мерцающих серебряно-золотистых лучах вырисовывается сидящая на троне матерь мира. Как и в "Царице Небесной", трон опирается на землю. "Река жизни" обозначена теперь лишь тремя прозрачными золотыми рыбками. Образ лишен каких-либо культовых и национальных признаков. Мягкие, ниспадающие складки одеяния Матери Мира украшены скупым орнаментом из геометрических фигур. Лик до половины скрыт покрывалом. Пантеистическая "Матерь Мира", близкая Востоку, далека от канонической милостивой заступницы рода человеческого. Не за милостью, а за знанием обращаются к ней изображенные на картине люди, ибо многие законы мироздания еще не познаны ими. Если над росписью церкви в Талашкине Рерих начал работать лишь в 1911 году, то замысел самой "Царицы Небесной" сложился значительно раньше. Первые эскизы были созданы еще в 1906 году, что совпадает с появлением в творчестве художника произведений, посвященных Индии. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Матерь Мира
«Матерь Мира» - издревле существующий культ Изиды, или Иштар, теперь вновь приходящий в мир из Азии. З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI.24 Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения: … («Матерь Мира»). Основана на видении. Культ Предвечной Матери Мира. Рыбы символ молчания. Пейзаж внизу подходы к Тибету. З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 30.ХI.24 Очень важное передам. Сегодня слышала возглас «Урусвати». Пора сказать, что так зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и Эпоха Матери Мира должна была начаться, когда ее звезда приблизится к Земле небывало. … Великая Эпоха начинается, ибо Духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой Эпохи, которая ушественно изменит жизнь Земли. Великая! Я так радуюсь в башне, видя, как новые лучи пронизывают толщу Земли. Если даже они сначала тяжелы, то их эманация вносит новые элементы, так нужные для толчка. Хотим, чтобы Икона Матери Мира была окончена в это время. Можно снять пыль с образа. Кому-то очень не хочется видеть ее. Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 16 апреля
Так в твоем случае художник должен писать ауру так: сине-лиловый круг около головы, затем чисто лиловый круг, заключающий пространство от верха первого круга до колен, и затем как бы большой фиолетовый овал, таким образом, фиолетовый является боевым тоном против внешних прикосновений, тогда как головной круг отвечает духу и должен быть защищен, находясь в нижних слоях Земли. Внешний овал как бы усеян пурпуровыми искрами, что дает ему стойкость при случайных встречах. Но если передать впечатление, то нужно прописать серебристо-лиловый головной круг, темнее лиловый большой и чуть заметную атмосферу овала. Е.Рерих. У порога Нового Мира. Огненный опыт. 24 мая
Ночь на 18 июля 1924 года. Видение Матери Мира. Под утро сон перешел в видение, которое я сознавала уже вне сна. Яркое утро. Стою посреди покинутых дворцов романо-готического стиля. Мое существо как бы раздвоилось. Одно я осталось стоять среди развалин, другое я, закутанное в белые тонкие одежды, стало удаляться, ступая по воздуху, уходило как бы вглубь синевы. Но вот на небе, безоблачно бирюзовом, появилось вдали яркое белое облачко, которое стало приближаться и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах. Одежды эти, переливаясь ослепительным блеском и голубым серебром в тенях, начали разворачиваться и принимать различные формы, одна как бы вытекающая из другой. Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые также быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений - в радужную спиральную звезду - Додекаэдрон, необычайной красоты и образующей почти круг на ослепительном серебряном поле. Звезда эта искрилась, вибрировала и казалась живой. На фоне ее из петли спирали вырисовывалась белая чалма, митра, иконописный лик старца с белой бородой, плечо и рука в белом одеянии. Пред ним на переднем плане с правой стороны в полуобороте - сидящая женская фигура в голубовато – лиловых тонах, более реальная, нежели Старец. Голова и лик ее накрыты плотным платом, виднелся лишь подбородок слегка телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугою. Женщина эта подняла руку – телесную, украшенную серебряными обручами, и как бы отстраняясь от чего-то внизу, на земле, повернулась к Старцу. Е.Рерих. У порога Нового Мира. Сны и видения Семизначное созвездие под именем Семи Сестер, или Семи Старцев, или Большой Медведицы привлекло сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространственное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась «черная» вера шамана дикой тайги. Другому чуду неба - созвездию Ориона – посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «Трех Магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержно сейчас несется к земле звезда утра – светлая обитель Матери Мира. Н. Рерих. Шамбала. Звезда Матери Мира На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала. Сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего! Н. Рерих. Шамбала. Великая Матерь
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«Матерь Мира -это символ Мироздания. Мы видим и знаем только малую его часть, поэтому для нас оно в целом, останется Тайной, которую мы до конца постигнуть не Ч сможем. Думается, именно поэтому изображена Матерь Мира с полузакрытым Ликом, что придает картине особую торжественность и особую значимость. Мы начинаем понимать, как мало мы ещё знаем, как много нам предстоит узнать и как много ещё нераскрытых тайн в Космосе... И, по мере нашего совершенствования, нам постепенно будет открываться познание дальних миров». Н.Д. Спирина, Журнал «Перед Восходом», №12, 1999 г., с.9 «Создана на основе древнего "священного понятия всех веков и народов" и наделена сложной многоплановой символикой. Она "все в себе вмещающая, все в себе зарождающая", "великое творческое начало", символ материнства. Ее величественный образ, словно возникающий из космической дали в сиянии звездных ореолов, предсказует новую великую эпоху, когда человечество начнет овладевать "той энергией, которая действует и творит в мироздании". В этом произведении Рерих опять проявил себя как "величайший интуитивист современности" (по выражению Горького), предвещая освоение человеком новых энергий, атомной и термоядерной. Вместе с тем "Матерь Мира" знаменует собой возникновение мощного международного движения женского. Женщины - "вдохновительницы красоты", "как рать непобедимая ополчатся против тьмы и зла", иначе вызванные космические энергии "вместо сужденного созидания дадут губительные взрывы"». Из доклада Е. Маточкина «Покрывшая лик свой. Соткавшая пряжу дальних миров. Посланница несказанного, Повелительница неуловленного! Твоим приказом океан замолкает, и вихри черты невидимых знаков наносят. Она, лик покрывшая, станет на страже одна, в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину. Никто не увидит двенадцатизначника ее мощи. Из спиралей света знак соткала сама в молчании. Она водительница идущих на подвиг. Четыре угла, знак утверждения, явлен ею напутствием решившимся... Приказ безмолвный, всепроникающий, неотменный,неделимый, неотвергаемый, ослепительный, щедрый,неописуемый, неповторяемый, неповрежденный, неизреченный, безвременный, неотложный, зажигающий, явленный в молнии». Н.К. Рерих «Алтай-Гималаи», с. 135., М., 1974 г. «Радж-Раджесвари-Всемогущая Матерь. Тебе поет индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят золотые цветы и у ног Твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И, упомянув изображение Твое, его опускают в воду, дабы ничье нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира, Тебе, Матерь, называют место на Белой Горе, никем не превзойденное. Ведь там встанешь, когда придет час крайней нужды, когда поднимешь Десницу Твою во спасение мира, и, окружася всеми вихрями и всем светом, станешь как столб пространства, призывая все силы далеких миров». «...На всем Востоке и на всем Западе живёт образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющими квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего! Мир миру!». Н.К.. Рерих «Твердыня Пламенная», «Великая Матерь», с.237-243., Париж, 1932 г. «Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это лишь фазы движения, недоступные нашему глазу. Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам.Почитаемая умом каждого рожденного, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции. Восток посвящает Матери Мира следующий гимн: "Покрывшая Лик Свой, соткавшая пряжу дальних миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного. Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят. И Она, Лик сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияния Додекаэдрона, знака Ее Мощи. Из спирали Света соткала Сама в молчании. Она Водительница идущих на подвиг. Четыре угла - Знак Утверждения явлен Ею в напутствие решившимся"». Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам», с.50-51.,Нью-Йорк, 1931 г. «Семизначное созвездие под именем семи сестер или семи старцев или большой медведицы привлекло сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие.
Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространственное моление. Древние Майя и Египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась "черная" вера шаманов дикой тайги. Другому чуду неба, созвездию Ориона посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название "трех магов". Как два сверкающих крыла раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо сейчас несется к земле звезда утра - светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества. Давно запечатленные сроки исполняются в звездных рунах. Прозрения египетских иерофантов облекаются в действия перед нашими- глазами. Поистине замечательное время для зрячих. Так же предначертано и неудержимо нисходит на человечество - спутница Матери Мира - живая ткань красоты. Как пелена высшего очищения знак красоты должен осветить каждый очаг. "Простота, красота и бесстрашие". Так заповедано. Бесстрашие есть наш водитель. Красота есть луч постижения, и возвышения. Простота есть ключ от врат Тайны грядущей. И не "простота" ханжества и униженности. Но великая простота достижения, овеянная складками Любви. Простота, отворяющая самые тайные, самые священные врата каждому, принесшему светильник искренности и немолчного труда. И нее "красота" условности и лживости, затаившая червей разложения. Но красота духа истины, отбросившая все предрассудки. Красота, озаренная истинною свободою и подвигом, в сиянии чуда цветов и звуков. И неподкрашенное бесстрашие. Но бесстрашие, знающее необъятность Создания, отличающее самоуверенность в действии от чваного самомнения. Бесстрашие, владеющее "мечом мужества" и поражающее пошлость во есех ее видах, хотя бы парчою прикрытую., Понимание этих трех заветов и действенное выявление их в жизни создает "убедительность", создает оплот Духа... Так и принесем красоту народу просто, красиво, и бесстрашно... И усилиями неба и земли, в открытом сознании, в жизненном применении, снова живая ткань красоты сойдет к человеку». И.К. Рерих «Пути благословения», «Звезда Матери Мира», с.107, 142-151, Рига, 1924г. Матерь Мира Как увидим Твой лик? Всепроникающий Лик, глубже чувств и ума. Неощутимый, неслышный, незримый. Призываю: сердце, мудрость и труд. Кто узнал то, что не знает ни формы, ни звука, ни вкуса, не имеет конца и начала? В темноте, когда остановится все, жажда пустыни и соль океана! Буду ждать сияние Твое. Перед ликом Твоим не сияет солнце. Не сияет луна. Ни звезды, ни пламя, ни молнии. Не сияет радуга. Не сияет сияние севера. Там сияет Твой Лик. Все сияет светом его. В темноте сверкают крупицы Твоего сияния, и в моих закрытых глазах брезжит чудесный Твой свет. Н.К. Рерих «Цветы Мории», Сборник стихов, «Свет», Берлин, 1921 г. «Матерь Мира скрывает Имя Своё. Матерь Мира Закрывает Лик Свой. Матерь общая Владыкам не символ, но Великое явление Женского . начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг. С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить. При Синае голос Её звучал. Образ Кали был принимаем, основа Исиды, Иштар. После Атлантиды, Когда Люцифер нанёс удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить. После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя, пока не пробьёт час Светил». Ж. Сент-Илер «Криптограммы Востока», «Матерь Мира»
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Безусловная доминанта духовности как меры всеохватности космоса прослеживается во всех его произведениях. На линии человек - человечество он углубляет и расширяет второй полюс. Этот настрой на почитание Культ - Уры настоятельно сильно проявлен, что открывает возможности перешагивания через границы народов - Востока и Запада, - границы государств, времен, но не культуры, не духа. Рериху удавалось преображение священных культов посредством мощного синтеза. Так, в сборник "Сказки" включены две разработки образа Божией Матери. В предреволюционные годы Рерих сделал роспись для алтарной части церкви Св. Духа в Талашкино и затем дал литературную разработку сюжета в "Царице Небесной". Здесь он уже отходит от канона иконографии, вводит богатую орнаментику восточной символики и поклонения всемогуществу женского начала, олицетворяющего рождение всего живого и земного. Но сам текст сказа "Царица Небесная" написан в стиле духовной прозы с элементами белого стиха и поэтики молитв к Богородице. В целом он написан как развернутое молебствие Владычице и Заступнице всех рабов Божиих. А в завершение приведен подлинник из молитвы: "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь."
В картинах, написанных на тот же сюжет позднее - "Царица небесная над рекой жизни" 1924 г., "Матерь Мира" 1924 Рерих усиливает вселенское звучание образа. Это скорее творящее начало всего мироздания, посланница звезд, соединяющая собой небо и землю. Иллюстрацией литературной к этому образу является сказ "Великая матерь", написанный в 30-е годы и включенный в книгу "Шамбала". В форме беседы ученых, представителей разных регионов мира, здесь представлены рассуждения о культе Богоматери, Мадонны, Радж-Раджесвари в Индии и др. В понимании автора все они лишь ступени к единому образу Матери Мира, к "Единому Лику общей всем Матери сущего". Известно далее, что одним из важнейших провозвестий эволюции Мира, в Живой Этике является приближение эпохи Матери Мира, в которой женщина займет свое достойное место наравне с мужчиной. ... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Матерь Мира (1924 г.) На фоне фиолетовой беспредельности в сиянии звезд приходит на помощь планете и человечеству Матерь Мира. Начало всех начал, древо жизни, защитница и охранительница. Нисподающие, мягкие складки хитона окрашены орнаментом геометрических фигур, говорящие о стройности и незыблемости построения Мироздания. Сокрытый Лик символизирует конец Темной эпохи, символизирует о Тайнах Вселенной и сокровенных Знаниях, которые грядут в наступающей Светлой эпохе. Малый круг напоминает о несовершенстве нашей пятой расы, большой - полёт мысли Великого Сердца. Эту картину-икону художник написал по Указу Великого Владыки, причем, эскизы и композиция были подсказаны Е.И.Рерих, которая видела следующий сон: "Стою среди покинутых дворцов романо-германского стиля. На безоблачном бирюзовом небе появилось вдали белое облачко, которое приблизилось и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах, которые переливаются ослепительным блеском и голубым серебром... Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений - радужную спиральную звезду - Додекаэдрон, необычной красоты и образующий почти круг на ослепительно серебристом поле. Голова и Лик накрыты платом, виднеется лишь подбородок телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугой..."
Матерь Мира, Ты в сердце любовь мне влила, Ты открыла мне ценность единую. Матерь Мира, мне мужества даришь доспех, - Не пробить ни пращой, ни тараном, Убоюсь ли теперь я труднейших помех И подсчитывать стану ли раны? Я служу Тебе, Мать, обещанье прими - Под ударами выстою прямо. Все мы дети Твои. Если бы только детьми Ты гордиться могла, Орифламма... О.Ауновская
На этой картине Н.К.Рерих изобразил Матерь Мира на тверди земной у вечной реки жизни, по которой плывут три рыбки. Вокруг неё в звездном пространстве видны фигурки Учителей, а над головой - Будда. Восток посвящает Матери Мира следующий гимн: "Ты, покрывшая Лик Свой, Ты, Соткавшая пряжу Дальних Миров, Ты, Посланница несказанного, Повелительница Неуловимого. Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят... И Она встанет Одна в сиянии знаков. И никто не взойдёт на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Её мощи. Из спирали Света знак соткала Сама в молчании. Она Водительница идущих на подвиг." "От начала существования Великого Белого Братства Матерь Мира стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты. Матерь общая Владыкам - не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила их на подвиг. По истории человечества Её рука проводит неразрывную нить. При Синае голос Матери Мира звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар. После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар Культу Духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияла теперь. После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик свой и запретила произносить Имя своё, пока не пробьёт час Светил". (Космические легенды Востока. М, 1991, с.164) "На всём Востоке и на всём Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения к этому Высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!" (Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная, с. 170) "Указала Матерь Мира: "Соберитесь ветры, соберитесь снега. Не являйтесь, птицы и не подходите, звери! Не утвердится основа дерзания темного. Не удержится свет месяца, но луч Солнца достигнет Вершины. Сохрани, Солнце, Вершину Мою, ибо где встану на страже? Никогда не взойдет зверь и не удержится сила человеческая!" Сама Матерь Сущего с огненным щитом станет на страже! Что блестит на Вершине? Чему вихри сложили венец сияющий? Она, Великая Матерь, одна поднялась на Вершину. Никто не взойдет за Нею. На самой высокой горе сияет Матерь Мира. Она тьму поразить вышла. Почему падают враги? И куда с отчаянием обращены глаза? Она надела пламенный плат и окружилась стеною Огня. Она наша крепость и устремление. (З.А.Й. 315, 317) "Матерь Мира - великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних, как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты, всему Дательница, Ты, всему откровение Дающая! Ты, явившая человечеству великое радостное познание матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, Давшая нам явление пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий. Тебе проявим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение Священной Огненной Силой". (Беспредельность, 38) "Свати - пора сказать, что так зовем планету Венеру, Звезду Матери Мира. Издавна она была символом Матери Мира, и эпоха Матери Мира должна начаться, когда её звезда приблизится к Земле небывало. В 24м году Звезда Матери Мира на короткий срок необычайно приблизилась к Земле. Мощные лучи светила Матери Мира достигли земли и окропили ее, создав много новых, мощных, сокровенных сочетаний, которые имели великие следствия. Космическими волнами приближается к человеческому сознанию великое понятие Матери Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережется, кто поймет этот Лик Эволюции!" (Космические легенды Востока. М., 1991, с.165) СИЯНИЕ МАТЕРИ МИРА Лиловая аура Матери Мира светит нам. Кто не преклонится? Кто дерзнет на неё? Среди сужденных сокровищ хранятся Её светлые украшения. Учение о Ней горит фиолетовым лотосом. Пусть боль солнечного сплетения будет связана с Её днями. Пусть новые кольца змия расплетаются в Её время. Пусть трубы воздуха звучат в начало Её. Матерь Мира, пустыню пройди, ибо цветы за Тобою. Матерь Мира, на гору взгляни, ибо светятся горы огнем Твоим! Ушли ненавистные люди, подымаются орды. Новые чудеса, новые носители и рушение стен покрыто гласом: "Матерь идёт! Матерь Будды, Матерь Христа, устреми Сыновей Твоих! Если даже скала пойдет на меня, буду знать, от Шагов Твоих!" Так наполним пространство. (Криптограммы Востока. С.36) Урикова Н.В. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Матерь Мира! Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это есть лишь фазы движения, недоступные нашему глазу. Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции. Сколько красоты, самоотвержения и трагичности в этом величественном Облике! Устремите сердце Ваше к Высшему, и радость и горение сойдут в душу Вашу. Все творчество человека, все мистические восторги являются результатом той же явной или скрытой любви. И будем помнить, что для чистого все чисто. Когда-нибудь напишете прекрасные гимны Покрывалу Матери Вселенной, сияющему всеми цветами радуги, всеми радостями бытия и великого творчества. Ибо нет жизни, нет проявления духа без матери Вселенной Великой Материи всего сущего. Истинно, как немыслима земная семья без человеческой матери, точно так же немыслимо существование Космоса без Божественной Матери, так же как и каждой планеты в нем. Так небо и земля подчинены действию одних и тех же вечных, неизменных, божественных законов, величайший из которых - закон аналогии - осуществляет Единую Высшую Волю среди богов и людей, среди всех существ и тварей, населяющих все миры и все планеты, начиная с самых высших проявлений жизни и кончая самыми низшими. На Востоке культ Матери Мира, богини Кали, или Дурги, очень распространен, а в индуизме он является, можно сказать, преобладающим. Но даже среди других сект можно встретить больше почитателей Великой Матери, нежели других аспектов Божественных Сил. В Монголии и в Тибете очень чтут Дуккар, или Белую Тару, и прочих Тар - Сестер. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Восток посвящает Матери Мира следующий гимн: «Покрывшая Лик Свой, Соткавшая пряжу Дальних Миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного. Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят. И она, Лик Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Ее Мощи. Из спирали Света знак соткала Сама в Молчании. Она Водительница идущих на подвиг. Четыре угла - знак Утверждения - явлен ею в напутствие решившимся». На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому Высокому Облику. Если я прав, Матерь, Ты все: Кольцо и путь, тьма и свет, и пустота, Голод и печаль, и бедность и боль. От зари до тьмы, от ночи до утра, и жизнь и смерть, Если смерть бывает - все есть Ты. Если Ты все это, тогда и голод, и бедность, и богатство Только преходящие знаки Твои. Я не страдаю, я не восхищаюсь, Потому что Ты - все и я, конечно, Твой. Если Ты все это показываешь смертным, То проведи, Матерь, меня через Твой свет К Нему - к Великой Истине. Великая Истина нам явлена только в Тебе. И затем ввергни куда хочешь мое бренное тело. Или окружи его золотом богатства. Я это не буду чувствовать. Ибо с Твоим светом я познаю сущее, Ибо Ты есть Сущее - а я Твой. Значит, я в Истине! |