|
|
|
...И еще подробность, связующая Восток и Запад. Помните ли турфанскую Матерь Мира с младенцем? Среди Азии, может быть, несториане * или манихеи оставили этот облик. Или, вернее, этот облик остался претворенным от времен гораздо более древних.
*Несториане — христианская секта, основанная в V в. константинопольским патриархом Несторием (V в.), осужденным как еретик на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г.; подвергаясь гонению в «христианских» странах, несторианство было широко распространено среди христиан Азии до Китая включительно. |
|
Любитель Востока ставил на вид так называемую Турфанскую Мадонну и предполагал в Ней эволюцию богини Маричи, которая, будучи раньше жестокой пожирательницей детей, постепенно превратилась в заботливую хранительницу их, сделавшись духовной спутницей Кувера, бога счастья. |
|
"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
(...)
«Турфанская Мадонна». Древнейшее изображение Богоматери
(...) |
|
...Еще раз к собранию бостонского музея относит нас центральное полотно рериховской серии - "Матерь Мира". Истоки ее некоторых композиционных построений можно обнаружить в образе богини Каннон, созданной японским живописцем И.Иченом. Само это произведение было написано под впечатлением выдающегося буддийского памятника - иконы Гуаньинь кисти знаменитого китайского художника Му Ци. Высокий спиритуализм японского образа, его отвлеченные, умопостигаемые масштабы, одновременно антропоцентрические и космические, огромная аура, отблеск божественного огня на одежде, характерное подножие престола, омываемого водами, - все это нашло отражение в картине Рериха. Правда, Матерь Мира восседает фронтально в отличие от Каннон; тем не менее ее характерный разворот наследуется в позе "Матери из Турфана"(1924). В обобщенном образе Матери Мира Рерих синтезирует черты высшего женского божества христианской и буддийской иконографии. |
|
Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-Инь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука - все эти благие образы, все эти жертвовательницы...как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех, что не делить но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира.
Н.К.Рерих |
|
Foucher Alfred. La Madone bouddhique. In: Monuments et mémoires de la Fondation Eugène Piot, tome 17, fascicule 2, 1909.
Реконструкция:
Оригинал картины:

|