|
|
|
...Среди пологих отрогов гор тихо струит свои спокойные воды великая Брамапутра. Беря начало в Гималаях, она орошает земли Тибета и Индии.
Здесь подошла к концу пятилетняя экспедиция Н.К. Рериха по странам Азии.
«Мы подходим к Брамапутре, той самой, которая берёт исток из священного Манасаравара - озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Риг-Веда, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места», - писал Н.К. Рерих в путевом дневнике «Алтай - Гималаи».
«Среди скал и песков в лиловых и пурпурных тонах течёт Брамапутра. (...) К Брамапутре ещё большее уважение, чем к Голубой реке. Голубая река Янцзыцзян - длиннейшая в мире река, но Брамапутра, сын Брамы, овеяна богатым узором преданий». «Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаравар близок к... началу великого Инда. Там же зародилась и Ариаварта».
«На Брамапутре знают об Ашрамах Махатм и помнят чудесных Азаров».
|
|
Однажды посланник говорил в очень высоких выражениях о «волосах Брамы». Никто не понял, и переговоры прекратились. Между тем он имел в виду не что иное, как реку Брамапутра.
Н.Рерих. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи. (1923 - 1924)
Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше указаний и легенд, связанных с Шамбалой.
Н. Рерих. Сердце Азии Шамбала
В стане некоторое волнение. Мы подходим к Брамапутре, той самой, которая берет исток из священного Манасаравара - озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места....
Среди скал и песков, в лиловых и пурпурных тонах течет Брамапутра. В мае она еще не полна, но разливы берегов показывают, насколько увеличивается река за июнь, когда к таянию снегов прибавятся еще и дожди. К Брамапутре еще большее уважение, чем к Голубой реке. Голубая Янцзыцзян - длиннейшая в мире река, но Брамапутра, сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаравар близок к Сатледжу и началу великого Инда. Там же зародилась и Ариаварта.
Н.Рерих. Алтай - Гималаи. XII. Тибет. (1927 - 1928)
Дано в долине Брамапутры, взявшей исток из озера Великих Нагов, хранящих заветы Риг-Веды... «Я положил основание Агни Йоги на четыре конца, как цветочный пестик....»
Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги
|
|
Брамапутра.
На картине изображена священная река Индии, которая берет начало из великого озера Манасаровар - озера Нагов. Брамапутра означает Сын Брамы. Приближаясь к Брамапутре во время транс-гималайской экспедиции, Н.К.Рерих писал в дневнике: "Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места... Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра... К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Голубая Янцзыцян - длиннейшая река в мире, но Брамапутра - сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаровар близок к Сатледжу и началу Великого Инда. Там же зародилась и Ариаварта... Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. И еще одно обстоятельство даёт этим местам еще более удивительное впечатление: здесь в направлении Эвереста жил провидец-отшельник Миларепа, слушающий перед восходом Солнца голоса Дэв. Ближе к области Шигатце на живописных берегах Брамапутры и в направлении к священному озеру Манасаровар еще совсем недавно существовали Ашрамы Махатм Гималаев. Когда вы знаете это, когда вам известны факты, окружающие эти замечательные места, вас наполняет особое чувство. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами." (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи).
Твой голос бурлив и звонок в журчаньях и переливах
И не ни одной и той же мелодии или волны.
Твой голос то нежно тонок, то грозно гремит-рокочет;
И всплески, как взмахи крыльев, вибрируют в тишине.
Какой-то могучей рукою раскиданы щедро камни
В твое многострунное лоно, чтоб звонче журчала ты.
И песни твои сильнее в преградах и водопадах;
И гимны твои мощнее, когда на пути скала.
Препятствий ты не боишься - они изощряют песни,
Которые ты возносишь к родителям-облакам.
А в скалах певунья Эхо каскады твоих звучаний
Бесчисленно умножает, играя на струнах гор.
Пространство их собирает в хранилище беспредельном,
Чтобы послать их сердцу, такому же, как оно!
Спирина Н.Д.
|
|
• …Характерны условные приказы. “Надеть штаны” — значит готовиться к походу. Условные выражения часто вносят затруднения в переговоры. Однажды посланник говорил в очень высоких выражениях о “волосах Брамы”. Никто не понял, и переговоры прекратились. Между тем он имел в виду не что иное, как реку Брамапутру. Часто языки, преподаваемые в университетах, не помогают на местах [14,c.35].
• Перед Сага-дзонгом два неожиданных перевала, один показан на картах, но другой, ещё больший, более 20.000 футов (= 6100м), не указан…
С гребня перевала показалась мощная белая цепь белых великанов. Ведь это уже Непал и долгожданные Гималаи по ту сторону Брамапутры…
В стане некоторое волнение. Мы подходим к Брамапутре, той самой, которая берёт исток из священного Манасаравара — озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком пути лежат эти места…
Среди скал и песков, в лиловых и пурпурных тонах течёт Брамапутра. В мае она ещё не полна, но разливы берегов показывают, насколько увеличивается за июнь, когда к таянию снегов прибавятся ещё и дожди. К Брамапутре ещё большее уважение, чем к Голубой реке. Голубая Янцзыцзян — длиннейшая в мире река, но Брамапутра, сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаравар близок к Сатледжу и началу великого Инда. Там же зародилась и Ариаварта [14.c,311,312].
• 25 апреля. На следующий день мы вышли рано. Тропа поднималась на перевал Джа-ла, расположенный на высоте 16135 футов (4840,5м — составитель). С вершины мы любовались прекрасными пейзажами Гималаев. Спуск был очень пологим и шёл по хорошо проторенной тропе, за исключением пары сотен футов довольно крутого отрезка пути, идущего по краю обрывистого ущелья. Песчаные склоны гор были покрыты кустами можжевельника. Заметили первого удода. Около трёх миль дорога шла по ущелью, затем по размытому каньону в долину Яру Цангпо — великой водной артерии Тибета. Мы разбили лагерь на песчаном плато на берегу реки.
Наконец-то великая Брахмапутра! (курсив составителя). Трудно передать наши чувства. Крайне необходимо остановиться на берегу большой реки и напоить наших лошадей. Берега, покрытые плавунами, были сильно заболочены. В периоды летних наводнений река разливается и приближается к самым эоловым столовым горам, обнаруженным на высоких речных террасах [25,c.418,419].
14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с.
25. Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. 1993г., 496 с. |
|
Передача глубины пространства достигается с помощью кулисного построения и четкого деления на планы. Кулисное построение с делением на планы можно видеть в пейзажах: «Седая Финляндия», «Ведунья», «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится» (1914) и ряде других.
Еще более отчетливо признаки параллельной перспективы с кулисным построением выражены в картинах гималайской серии и серии «Знамена Востока», например «Конфуций справедливый» (1924), «Кришна» (1933), «Меч Гэсэр-хана» (1931), «Саракха — благая стрела» (1924), «Брамапутра» (1932), «Гималаи» (1941), «Канченджунга» (1934), «Помни!».
Для передачи космических масштабов гор применение параллельной перспективы было особенно уместным, а деление на планы и кулисное построение естественно вытекало из пространственного восприятия гор, пересекаемых облаками, погруженных в туман или разделенных воздушной завесой. «Взгляд из бесконечности» объединяет передние планы с далью, человека — с природой.
|
|
В стане некоторое волнение. Мы подходим к Брамапутре, той самой, которая берёт исток из священного Манасаравара – озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места. Уже попадаются вереницы пилигримов; они с копьями, мрачные и всклокоченные. (…)
Среди скал и песков, в лиловых и пурпурных тонах течёт Брамапутра. В мае она ещё не полна, но разливы берегов показывают, насколько увеличивается река за июнь, когда к таянию снегов прибавятся ещё и дожди. К Брамапутре ещё большее уважение, чем к Голубой реке. Голубая Янцзыцзян – длиннейшая в мире река, но Брамапутра, сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаравар близок к Сатледжу и началу великого Инда. Там же зародилась и Ариаварта… (…Ариаварта есть Северная часть Индии, долины среди Гималайских гор, где основались выходцы из Средней Азии после гибели Атлантиды. В переводе это означает «Страна Арийцев»… – Письма Елены Рерих. 1929-1938. 1 том. Стр.431- примечание составит.).
…Вот и переправа через Брамапутру около монастыря Чи-ту. Небольшая лодка – паром с резным коньком на носу. Особенно трудно грузить верблюдов. Течение довольно быстрое.(…)
Николай Рерих. Алтай – Гималаи. Рига «Виеда», 1992. Стр.312-313.
|