Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Могила великана [Могила великанова]
1915

Н.К.Рерих. Могила великана [Могила великанова]. 1915

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=517&size=3

        
Атрибуты картины

Название Могила великана [Могила великанова]
Год 1915
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, масло. 88 x 140 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Инв. № 9495 II, 46694 КП

И. СЕРЕБРОВА Журнал Восход № 3 (143), Март, 2006 Фрагмент статьи «В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЕТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА»

"Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, татаро-монголов. Именно в этот период возникли знаменитые легенды о народных героях-богатырях. Весть о них распространялась из уст в уста, путешествующие певцы и сказители складывали о них песни. Со временем эти истории приукрашивались рассказчиками, обрастали новыми подробностями, но происходило это вовсе не из желания обмануть или что-то исказить, а исключительно от восхищения подвигами героев, от почитания и любви к ним. И тот, кто приукрашивал правдивые истории, сам верил в эти красивые подробности.

Шло время, и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых был заложен особый смысл — как воспитательного, так и «вдохновительного» характера, то есть вдохновляющего других людей на благородные поступки и подвиги, а также вселяющего веру в победу добра над злом, веру в то, что справедливость возможна не только на небе, но и на земле."

Нередко бывало так, что в одной легенде совмещалось несколько историй, произошедших в разные эпохи, но сведённых воедино благодаря народному воображению. Так, рассказывая о богатырях времён татаро-монгольского нашествия, времён зарождения христианства на Руси, этим богатырям нередко приписывали огромный рост и невиданную силу, словно это были не просто богатыри, а великаны, каких свет не видывал. Насколько вероятным является существование великанов? Как указывает Е.П.Блаватская, великаны действительно обитали на нашей планете: «...Почти в каждой мифологии — которая, прежде всего, есть древняя история — великаны играют выдающуюся роль, — пишет она. — ...В Корнваллисе и в древней Бретани предания об этих великанах чрезвычайно обычны; говорят, что они жили даже до самых времён короля Артура. (...) Если мы обратимся к Новому Свету, то мы имеем здесь предания о расе великанов из Тариха на восточных склонах Анд и в Эквадоре, сражавшихся с Богами и людьми. (...) Славянские страны, особенно Россия, изобилуют легендами о Богатырях (мощных великанах) старины; и славянские народные былины, большинство которых послужило основою для национальных рассказов, древнейшие песни и наиболее архаические предания говорят о великанах, живших в старину. Итак, мы можем безопасно отбросить современную теорию, которая хотела бы сделать из Титанов простые символы, изображающие космические силы. Они были настоящими живыми людьми, будь то двадцати либо только двенадцати футов ростом. Даже герои Гомера, которые принадлежали к гораздо более недавнему периоду в истории рас, по-видимому, употребляли оружие и носили доспех, размерами и веса не под силу самым сильным людям настоящей эпохи». Е.П.Блаватская также пишет, что «среди памятников древности найдено немало гигантских сооружений», встречающихся почти на каждой широте, и «нет такой страны, в которой они отсутствовали бы». Названия некоторых гигантских доисторических памятников говорят сами за себя: в Германии их называют могилами великанов; в Сардинии — могилами гигантов; в Малабаре, в Индии, они называются могилами Даитьев (то есть гигантов).А.Н.Афанасьев пишет: «Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов».

У Рериха есть несколько картин, посвящённых великанам. К этой тематике он возвращается практически на протяжении всего своего творческого пути — от начала века до 1940-х годов. В названиях большинства этих работ (созданных иногда в двух вариантах) присутствует само слово «великан»: это «Могила великана» (1908), «Великанша Кримгерд» (1914 и 1915), «Путь великанов» (1910 и 1914), «Конец великанов» (1917), «Страна великанов» (1918 и 1919), «Великан» (1940 и 1943).

На картине «Могила великана» изображён каменный лабиринт, под которым, согласно названию картины, покоится великан. Рерих в своей сказке «Лют Великан» рассказывает об очень сильном, очень большом великане: «Борода у Люта — на семь концов, шапка на Люте — во сто песцов». Он был такой огромный, что «брату за озеро топор подавал, перекидывал». Далее Рерих пишет: Знает народ Люто озеро,Знает могилы длинные, Длинные могилы великановы. А длина могилам — тридцать саженей. (...)Великаны снесли камни на могилы. Как ушли великаны, помнит народ.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

… Иногда же наоборот, цвета звучат не "громкими трубами" а незаметно переходят один в другой, создавая гармонии редкой цельности, как то можно видеть в "Могиле великана" (1915), где тема северного пустынного приволья облечена в чуть слышный перезвон серовато-зеленоватых, голубых, "прохладных" красок. Общим же устремлением последних работ (до 1916 года — составитель) Рериха является искание наиболее простого, "широкопланного", спаянного выражения, как бы отвечающего духовному пути мастера, прекрасному в своей чистоте и силе [26, с.38].

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Иногда же, наоборот, цвета звучат не «громкими трубами», а незаметно переходят один в другой, создавая гармонии редкой цельности, как то можно видеть в «Могиле великана» (1915), где тема северного пустынного приволья облечена в чуть слышный перезвон серовато-зеленоватых, голубых, «прохладных» красок.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика