Отзвуки героических настроений далёкого прошлого ощущаются в небольшой пастели Рериха «Могила викинга», где, как и в большинстве работ Николая Константиновича, мысли о природе сливаются с мыслями о человеческих судьбах.
Эпоха викингов, «полная дикого простора и воли», вызывала у художника огромный интерес. В 1907 году, когда семья Рерихов провела всё лето в путешествии по Финляндии и Карелии, Николай Константинович непосредственно соприкоснулся с историей и героическим эпосом северных народов, что нашло отражение в его художественном и литературном творчестве, — вспомним, например, сказку «Гримр-викинг», написанную в духе северной саги.
Как увидел эпоху викингов Рерих-художник? — Мы узнаём об этом из произведений второго по значимости — после «Начала Руси» — цикла под общим названием «Викинг» (1906 – 1911).
В картинах цикла разворачиваются «подлинные исторические страницы» — картины тысячелетней давности: выступает в поход большой варяжский флот («Варяжское море», 1910); кипит яростное морское сражение («Бой», 1906); поёт печальную песнь девушка, ждущая воина из похода («Песнь о викинге», 1907). Наконец, в картине «Триумф викинга» (1908) мы видим последнее пристанище воина — высокий курган, обнесённый камнями. Все эти работы, вдохновлённые «суровым северным напевом балтийских волн», глубоко историчны и воспринимаются как фрагменты древнескандинавского эпоса.
Небольшая картина из горловского собрания — «Могила викинга» — тематически примыкает к этому циклу и в то же время отмечена своеобразием.
Мы видим суровый северный пейзаж: небо, охваченное сдержанным, но неотвратимым движением облаков, свинцовые воды, омывающие высокие берега, старинный замок, языческий памятник над могилой викинга. Это не просто исторический пейзаж. Вглядываясь в картину, мы чувствуем одухотворённость всех её элементов и проникаемся миропониманием художника, который постиг тайну бытия как непрерывного потока вечной жизни, оставляющего на земле свои временные вехи.
источник : http://voshod.sibro.ru/